Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:24, курсовая работа
Оглавление
Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Всё больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.
Стр.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава . Теоретические основы профилактики злоупотребления ПАВ младшими
школьниками классов коррекции……………………………………………….6
1.1 Основные понятия теории профилактики злоупотребления психоактивными веществами………………………………………………………6
1.2 Факторы риска злоупотребления психоактивными веществами…………..9
Глава . Особенности младшего школьного возраста и их учет в профилактике злоупотребления психоактивными веществами………………………………….21
2.1 Содержание, цели и задачи профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста: факторы риска наркотизации и защитные факторы……………………………………………………………………………..212.2 Организация и технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения……………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………...…36
Под факторами риска понимаются условия предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании. Эксперты Всемирной организации здравоохранения разработали обобщенную классификацию факторов риска наркотизации в зависимости от уровня их проявления. Выделяют четыре уровня проявления факторов риска:
1. Биофизиологический;
2. Индивидуально - психологический;
3. Микросоциальный;
4. Макросоциальный.
Рассмотрим подробнее факторы риска приобщения к психоактивным веществам и формирования зависимости от них, проявляющихся на каждом из перечисленных выше уровней. Поскольку злоупотребление ПАВ может рассматриваться как частный случай девиантного поведения, факторами риска его возникновения автоматически считаются факторы риска формирования любой поведенческой девиации. Общие факторы риска будем называть «неспецифическими». Важность учета неспецифических факторов риска злоупотребления ПАВ в профилактической работе неоднократно подчеркивалась исследователями, поскольку ведется изолированная работа по профилактике только аддиктивного поведения, то «создаваемое массивом факторов риска напряжения найдет другой выход. Девиантнтное поведение примет вид не аддиктивного, а, к примеру, суицидального…» [14, с. 92] .
«Специфическими» факторами риска злоупотребления ПАВ будут считаться факторы, влияние которых обуславливает специфику злоупотребления ПАВ по сравнению с другими формами отклоняющегося поведения.
Биофизиологические факторы риска:
хронические соматические заболевания.
Специфические факторы риска злоупотребления ПАВ: генетическая предрасположенность к употреблению психоактивных веществ; наследственность, отягощенная наркологическими заболеваниями ; изменение межполушарной асимметрии мозга ;низкая степень изначальной толерантности;потенциал употребляемого вещества по отношению к формированию зависимости.
Теперь перейдем к рассмотрению факторов риска, проявляющихся на
следующем, индивидуально-психологическом уровне. Исследуя индивидуально-психологические факторы риска, специалисты приходят к мнению, что особенности личностной патологии и личного опыта могут обуславливать «неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции своего психоэмоционального состояния с помощью психоактивных веществ…» [15, с. 34] .
Пожалуй, до настоящего времени большинство исследований, посвященных выявлению факторов риска наркотизации, акцентируют внимание на психопатологических и патопсихологических факторах риска, относятся к рассматриваемому уровню.
Всемирной Организацией Здравоохранения принята классификация, предусматривающая первичную, вторичную и третичную формы профилактики.Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость. В этом случае проводится работа с теми, кто еще не приобщился к систематическому употреблению психоактивных веществ. Особое внимание уделяется работе с так называемой группой повышенного риска наркотизации. К этой категории относятся дети, подростки и молодежь, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, люди, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях, а также экспериментирующие с психоактивными веществами.
Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами
направлена на предотвращение формирования зависимости и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не имеет сформированной физической зависимости от них.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых ) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов болезни. Реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса зависимого от психоактивных веществ, возвращение его в семью, к общественно полезной деятельности.
Приоритетной признана первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами, то есть основные усилия должны быть сосредоточены на предупреждении приобщения к ПАВ. Поэтому профилактическую работу следует начинать как можно раньше.
При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курение. На этих положениях и строится разнообразная программа первичной профилактики злоупотребления ПАВ «Волшебная страна чувств».
Содержание и формы профилактической деятельности зависят от представлений о причинах и механизмах развития злоупотребления ПАВ, поэтому прежде чем переходить к организационным формам и технологиям ведения профилактической работы, необходимо кратко рассмотреть теоретические модели злоупотребления ПАВ. Интеракционисткий подход в настоящее время представляется наиболее убедительной моделью, объясняющей причины злоупотребления ПАВ, а, также что особенно важно для ведения первичной профилактики с дошкольниками и младшими школьниками, сосредотачивает внимание на приобщении к психоактивным веществам. Рассмотрим интеракционисткий подход к злоупотребления ПАВ подробнее.
Этот подход берет начало в «теории поля» К. Левина и в настоящее время
представлен целым спектром учений, развивающихся в основном в рамках социальной и экологической психологии. Интеракционисткий подход акцентирует внимание на взаимодействии среды и человека. Магнуссон и Эдлер сформулировали четыре «базисных элемента» психологически адекватного понятия взаимодействия:
процесса взаимодействия или обратной связи между индивидом и ситуациями, в которые он включен.
свои цели.
поведения оказываются когнитивные и мотивационные факторы.
психологическое, которое ситуация имеет для индивида.
Поведение ребенка в ситуации первой пробы психоактивного вещества рассматривается как зависимая переменная. Факторами, влияющими на его поведение, являются конкретные социальные обстоятельства, а также его отношение к ситуации, которое в свою очередь объясняется конкретными условиями его социализации и индивидуально-природными свойствами. Влияние ситуации на поведение опосредуется «воспринимающе- когнитивными системами индивида».
Это осуществляется в ходе формирования оценочного компонента установки. Процесс формирования «личностной значимости» новых объектов А. Г. Бехтель, связывает с характером отношений ребенка к носителю информации о новом объекте. Так, в пьющих семьях усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель-потребитель алкоголя - является для ребенка объектом любви и уважения. Предполагается, что этот процесс обеспечивается механизмом генерализации или эмоционального переноса: переноса отношения к субъекту на все, что с ним связано (его взгляды, поведение, манеру одеваться, говорить, привычки и так далее). Иными словам, происходит мотивационное опосредование. А. Г. Макеева выделяет несколько уровней психического отражения, на которых проявляется опосредование:
формирование алкогольных установок у ребенка из пьющей семьи);
личность.
Принципиальным отличием психического отражения этого уровня
является «отсутствие непосредственных, чувственно подкрепляемых воздействий».
«Воспитатель - образ и того фактора, которому придается в ходе мотивационного опосредования личностное значение, он же устанавливает связь между двумя факторами». [8, с. 19] . Примером может служить целенаправленная антинаркотическая беседа или пронаркотическая реклама. Профилактическая работа с детьми проводится именно на этом уровне.
Процесс фиксации той или иной оценки ситуации, которая будет в дальнейшем направлять поведение, может происходить «на разных уровнях сознания».
Важным для практической профилактической работы является то, что процесс усвоения той или иной установки зависит от эмоциональной насыщенности информации и от ее модальности. Чем более эмоционально насыщена информация, чем глубже процесс ее переработки, усвоения, «тем более интимно она влетает в личностную структуру, становясь уже чем-то внутренним по отношению к личности, частью ее мировоззрения». (Г.П. Предвечный, Ю.А. Шерковин). При минимальной эмоциональной насыщенности информации ее усвоение будет поверхностным. Информация останется знанием, не ставшим внутренним побудительным мотивом поведения. Вероятно, именно этой особенностью формирования установки объясняется низкая эффективность информационного подхода в профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Знание является суррогатной, патологической при которой «психоактивное вещество выступает несовершенным, чреватым пагубным последствиям модулятором психического состояния». [15, с. 164] .
«Слабыми звеньями» личности являются:
Перечисленные «слабые звенья» являются неспецифическими факторами риска аддиктивного поведения.
Специфическими индивидуально-психологическими факторами риска злоупотребления ПАВ можно считать:
Факторы риска биофизиологического и индивидуально-психологического уровней являются проявлением риска, «идущего изнутри». Рассмотрим теперь факторы риска, идущие извне, средовые факторы риска.
Социальные факторы риска наркотизации - это условия жизни человека в различных социальных общностях и особенности функционирования самого общества, которые способствуют вовлечению в наркотизацию.
Эти условия можно разделить в зависимости от уровня общности, в которой они проявляются, на следующие группы:
Макросоциальные факторы риска наркотизации - условия, характеризующие ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательное учреждение, досуговые учреждения, социальное окружение по месту жительства и т. д.).
В образовательном учреждении могут проявляться неспецифические факторы риска злоупотребления ПАВ:
Специфическими факторами риска являются употребление ПАВ на территории образовательного учреждения, а также терпимое отношение администрации к употреблению психоактивных веществ (в том числе курение) учащимися и педагогами.
В среде сверстников могут проявляться такие неспецифические факторы риска, как:
Специфическими факторами риска развития аддикции, проявляющимися в сфере общения со сверстниками, можно считать:
Информация о работе Профилактика злоупотребления ПАВ младшими школьниквми классов коррекции