Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:24, курсовая работа
Оглавление
Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Всё больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.
Стр.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава . Теоретические основы профилактики злоупотребления ПАВ младшими
школьниками классов коррекции……………………………………………….6
1.1 Основные понятия теории профилактики злоупотребления психоактивными веществами………………………………………………………6
1.2 Факторы риска злоупотребления психоактивными веществами…………..9
Глава . Особенности младшего школьного возраста и их учет в профилактике злоупотребления психоактивными веществами………………………………….21
2.1 Содержание, цели и задачи профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста: факторы риска наркотизации и защитные факторы……………………………………………………………………………..212.2 Организация и технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения……………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………...…36
Подводя некоторый итог, можно отметить, что риск приобщения ребенка и
подростка к употреблению психоактивных веществ может иметь как внутренние причины (биофизиологические, индивидуально-психологические факторы риска наркотизации), так и внешние (микро- и макросоциальные факторы риска). Вероятность приобщения к наркотикам определяется своей совокупностью (комплексом) воздействующих условий .
Знание конкретных факторов риска наркотизации позволяет выявить
среди детей и подростков группы повышенного риска (при определении степени риска особое значение имеют биофизиологические и формирующиеся на их основе индивидуально-психологические факторы). Кроме того, приведенные факторы определяют цели и задачи антинаркотической работы в образовательном учреждении. Иными словами, профилактика злоупотребления ПАВ в школе направлена на снижение влияния факторов риска наркотизации и укрепление защитных факторов.
Рассмотрим теперь факторы защиты от возможной наркотизации.
Защитные факторы - это условия, препятствующие злоупотреблению психоактивными веществами. Специалисты отмечают, что защитных от наркотизации факторов гораздо меньше, чем факторов риска и их перечень сточки зрения социального, биологического, психологического аспектов жизнедеятельности человека не может быть определен так четко и однозначно, как перечень факторов риска.
Поскольку злоупотребление психоактивными веществами рассматривается в рамках аутодеструктивного (саморазрушающегося) поведения, одна из наиболее важных стратегических задач профилактики - создание условий для развития в ребенке «внутреннего созидателя». Развитие созидающей личности подразумевает способность воспитателя распознать «разрушительных симптомах» (немотивированной агрессии, тревожности, психосоматических расстройствах) ресурс созидательной энергии и уметь перенаправить эту энергию в позитивное русло. Эта идея является центральной в разработанной профилактической программе.
Человек не может стать личностью вне социума. А. Н. Леонтьев указывал, что личность - это особое качество, которое индивид приобретает в обществе, будучи вовлеченным в отношения, общественные по своей природе. Поэтому благоприятные условия для успешной социализации являются значимыми факторами, защищающими от вовлечения в наркотизацию.
Социализация предполагает взаимодополняющие процессы адаптации
социокультурному окружению и проявления уникальности личности в обществе. Успешная социализация предполагает хорошее ролевое развитие и формирование социальной компетенции.
Ролевое развитие - умение принимать роли, различные по статусу и
содержанию, избегая при этом патологических ролей.
Создание благоприятных условий для хорошего ролевого развития является важным направлением работы по профилактике злоупотребления ПАВ с проблемными детьми младшего школьного возраста, поскольку именно в этот возрастной период происходит интенсивное ролевое развитие.
По социальной компетентнтностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения; развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится.
На теорию социальной компетентности опираются многие зарубежные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Итак, защитными факторами от вовлечения в наркотизацию являются условия гармоничного развития личности, с опорой на ее созидательный потенциал и успешную социализацию ребенка. Профилактическая работа, ориентированная на эти факторы соответствует современным требованиям к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, так как создание и поддержание этих условий позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о предотвращении любых форм девиантного и аутодеструктивного поведения.
Следующая группа защитных факторов связана с формированием и развитием прочных антинаркотических установок, обеспечивающих реализацию личности в рамках здорового и безопасного образа жизни.
В структуре антинаркотических установок выделяется информационный,
оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент. Таким образом, профилактическая работа должна предполагать возникновение у детей и подростков базы необходимых знаний о психоактивных веществах и последствиях их употребления, оценку полученной информации и выработку на ее основе безопасного и ответственного поведения. Эти направления профилактической работы с детьми и подростками являются решением так называемых специфических задач профилактики наркозависимости. Рассмотрели защитные факторы, проявляющиеся на уровне отдельной личности. Теперь обратимся к факторам защиты от наркотизации, связанным с общностями, в которые входит ребенок.
Глава II.
Особенности младшего школьного возраста
классов коррекции и их учет в профилактике
злоупотребления ПАВ
2.1. Содержание, цели и задачи профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста: факторы риска наркотизации и защитные факторы.
Одним из основных принципов ведения работы по профилактике в условиях образовательного учреждения является дифференцированный подход с учетом возрастных особенностей детей.
Согласно Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде [6] в качестве объектов профилактики определяются следующие возрастные группы: старший дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (7-10 лет),средний школьный возраст (11-14 лет), старший подростковый возраст (15-16 лет), юношеский возраст (17-18 лет).
В связи с тематикой и задачами данного проекта, в центре внимания в нем находится младший школьный возраст.
На практике учет возрастных особенностей в профилактике наркозависимости предполагает выбор соответствующего содержания пофилактической работы (на что направлена работа), а также форм и методов ее осуществления (как проводится работа). Рассмотрим каждый из выделенный нами аспектов подробнее.
Содержание (цели и задачи) профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста: факторы риска наркотизации и защитные факторы.
Поскольку первичная профилактика наркозависимости направлена, с одной стороны, на создание условий, препятствующих вовлечению в наркотизацию, и предполагает развитие личности ребенка, а с другой, сосредотачивает усилия на снижение негативного влияния условий, предрасполагающих к приобретению к ПАВ и формированию зависимости от них, то есть факторов риска наркотизации.
Содержание профилактической работы с учащимися начальных классов напрямую зависит от актуальных для данной возрастной категории факторов риска и защиты по отношению к наркотизации.
Многообразие факторов риска представляет собой значительную трудность в их применении в качестве диагностических критериев для выявления детей группы повышенного риска наркотизации и определении приоритетных задач профилактического воздействия, поэтому особенно важно выделить ряд наиболее значимых для каждого периода индивидуального развития факторов, влияющих на приобщение к психоактивным веществам и формирование наркозависимости.
Риск может исходить извне (следовые факторы) и изнутри (внутриличностные факторы и индивидуальная предрасположенность). Именно факторы риска, связанные с окружением ребенка, особенно значимы для младшего школьного возраста, так как с началом активной социализации ребенок попадает в тесную зависимость от окружающей среды.
Среди неблагоприятных психосоциальных факторов развития ребенка модно выделить семейные и факторы, связанные с детскими учреждениями.
Рассмотрим, как эти группы факторов проявляются у младших школьников.
При поступлении ребенка в школу требования к ребенку могут непомерно возрасти, и тогда первые годы пребывания ребенка в школе подобно лакмусовой бумаге проявят ранние нарушения развития, в первую очередь связанные с особенностями семейного воспитания. Так, нарушения взаимодействия ребенка с близкими взрослыми (в первую очередь, с матерью) в младенчестве в дальнейшем могут привести к формированию тревожной привязанности к матери или недоверия к окружающему миру. Эти негативные образования имеют довольно устойчивый характер, приобретая по мере взросления ребенка различные формы.
Кроме того, согласно психоаналитическому подходу первый год жизни соответствует оральной стадии психосексуального развития. На этой стадии важнейшей областью динамического активности является рот. Два способа оральной активности, принятия пищи и кусание, являются прототипом многих появляющихся позже характерных черт. Так как оральная стадия соответствует времени, когда ребенок почти полностью зависим от матери в плане выживания - она его укачивает, нянчит и защищает от дискомфорта, - именно в этот период возникает чувство зависимости, которое сохраняется на всю жизнь, несмотря на развитие «Я», и выходит на первый план, когда человек чувствует тревогу и опасность. В качестве отголосков пройденного развития на всю жизнь остаются индивидуальная реакция на определенные вещества, так же как и одержимость к напиткам и наркотикам. Таким образом, с точки зрения психоаналитического учения о неврозах, алкоголизм и переедание - это регресс к оральной стадии развития.
Поступив в школу, дети с тревожной привязанностью к матери, сильнее других зависят от оценок взрослых, с трудом вступают в контакт со сверстниками, очень чувствительны к любым стрессогенным воздействиям среды.
При условии, что сниженная стрессоустойчивость и коммуникативные трудности сохраняются и далее, такие дети могут приобщиться к употреблению ПАВ, проявляя такие модели аддиктивного поведения, как успокаивающая или коммуникативная.
Недостаток доверия миру может стать основной для формирования «негативного жизненного сценария», одной из составляющих которого может быть злоупотребление ПАВ. Дети, у которых присутствует чувство недоверия миру, в школе часто проявляют деструктивную агрессию, переживают немотивированные страхи, демонстрируют повышенную тревожность.
Переход к обучению - кризисный момент развития ребенка. Специалисты рассматривают его как первый кризис трансформации, степень успешности похождения которого может стать как защитным фактором, так и фактором риска наркотизации.
Важность и высокая степень ответственности этого этапа неоднократно подчеркивалась и отечественными психологами. Школа становится центром жизни детей. То, как ребенок справляется со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. В этом контексте интегральное понятие «школьной дезадаптации», используемое для обозначения широкого спектра нарушений в деятельности ребенка - ученика, по-видимому, является основным фактором риска наркотизации, характерным для этого возраста.
Специалисты Никольская И.М, Овчарова Р.В и Сирота Н.А, занимающиеся психокоррекционной работой с младшими школьниками, отмечают, что в практике крайне редко встречаются случаи «чисто школьной дезадаптации, гораздо больше детей с дезадаптацией, включающей и семейную ситуацию» [16, с. 34]. Это свидетельствует о том, что дезадаптация в школе и в семье - взаимосвязанные явления.
Поступление в школу становится серьезным испытанием для всей семьи. Отношения ребенка с родителями опосредуется школой. Особенно ярко это проявляется в семье первоклассника. У родителей в связи с поступлением ребенка в школу могут актуализироваться собственные школьные страхи, которые они начинают проекцировать на ребенка, передавая ему свое напряжение и тревожность. Кроме того, «с приходом в семью школьных проблем возникают условия, в которых может усилиться родительское стремление к превосходству над ребенком» [16, с. 38].
Родители стремятся воплотить свое социальное честолюбие в ребенке, и ребенок обязан иметь успех, чтобы оправдать их ожидания. Эта ситуация становится фактором риска, если родительские требования не соответствуют возможностям ребенка.
Информация о работе Профилактика злоупотребления ПАВ младшими школьниквми классов коррекции