Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Объект исследования: профессиональный стресс. Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы. Задачи исследования: изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему; рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса; выявить особенности профессиональной деятельности спасателя; организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей; разработать рекомендации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……………..6
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..………………………………………………………..….………9
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...38
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..……...…………56
Выводы по второй главе…………………………………………...………………64
Заключение………………………………………………………….…...………….67
Библиографический список………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Копатиловой А..docx

— 444.01 Кб (Скачать)

Состояние стресса, возникающее  у спасателей в экстремальных  условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и  не оказывает влияния на людей  с сильной нервной системой [29, с. 132].

Лица с сильной нервной  системой проявляют разумную инициативу, умело руководят своими подчиненными, четко отдают приказания и распоряжения, проявляют при встрече с препятствиями  решительность и смелость. У этих испытуемых не наблюдается резко  выраженных внешних проявлений эмоционального возбуждения перед выполнением  боевых задач (отсутствует заметный тремор, голос спокоен, нет заметных изменений в мимике и так далее).

Испытуемые со слабой нервной  системой в экстремальной, боевой обстановке, как правило, обнаруживают растерянность, неоперативность, движения их скованы. Инициативы на спасательной операции не проявляют, у этих лиц можно наблюдать заторможенность действий, оцепенение, паническое состояние. Они долго не отвечают на вопросы, на приказания не реагируют или выполняют их с нежеланием и ошибками. Бывают случаи, когда «слабые» убегают с места операции или прячутся за близлежащие строения, машины и тому подобное. Нередко они избегают действий в опасных ситуациях или отстраняются вышестоящими лицами за неэффективное выполнение боевой задачи [29, с. 135].

Так как профессиональная деятельность специалистов экстремального профиля, в том числе и спасателей такова, что экстремальные ситуации возникают в ней довольно часто, И.Н. Елисеевой были выделены особенности психической сферы, наиболее существенные для эффективного осуществления профессиональной     деятельности.     Они    звучат   следующим     образом:

  1. сохранение работоспособности в условиях аварийных ситуаций, дефицита времени;
  2. принятие решений в очень короткие сроки;
  3. умение действовать нешаблонно, быстро принимать решения в изменяющейся обстановке;
  4. высокая эмоциональная устойчивость;
  5. самообладание и выдержка;
  6. выделение в информации существенного, главного;
  7. сохранение активности и работоспособности в условиях развивающегося утомления;
  8. не ослабление внимания под влиянием испуга или неожиданных внешних воздействий;
  9. высокий уровень ответственности, личная ответственность за принятие решения и действия;
  10. длительное сохранение интенсивного (концентрированного) внимания;
  11. быстрый переход от одной деятельности к другой (быстрая смена направленности внимания);
  12. инициативность и находчивость;
  13. одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности (распределение внимания);
  14. точные и координированные движения руками;
  15. двигательные способности;
  16. выносливость к длительным физическим перегрузкам;
  17. быстрая и точная двигательная реакция на движущийся объект;
  18. быстрое запоминание зрительной информации;
  19. трудолюбие [19, с. 46].

Психическая напряженность  у спасателей может быть вызвана  несоответствием уровня развития профессиональных качеств, требованиям, предъявляемым данной деятельностью к личности спасателя: психологической неподготовленностью к выполнению различных боевых задач во время спасательных операций, чрезмерной эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью,  низкой   эмоциональной устойчивостью и так далее.

Специфичным стрессогенным фактором для профессиональной деятельности спасателей является режим тревожного ожидания при несении суточного боевого дежурства. У некоторых спасателей волнение, вызванное ожиданием вызова, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Во время своей рабочей смены спасатель находится в состоянии постоянной готовности, чтобы в случае возникновения кризисной ситуации поспешить на место происшествия для ее решения [7, с. 73].

Основными факторами риска, вызывающими нервно-психическое  напряжение у спасателей в боевой обстановке, являются: опасность; ответственность  за решение боевой задачи; увеличение темпа действий и сокращение времени  на их выполнение; нравственная и юридическая ответственность за благополучие  пострадавших и коллег (особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека); дефицит времени (условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности); внезапность (неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи); недостатки в информационном обеспечении (отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи); новизна (наличие ранее неизвестных  элементов в условиях выполнения или в самой задаче); работа в загазованном, задымленном помещении; напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших; эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших; водолазные работы, при которых на спасателя воздействует агрессивная окружающая среда (давление, плохая видимость и так далее); хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (необходимость поддерживать состояние готовности во время дежурства) и другие [38, с. 268].

Таким образом, наличие факторов риска создает трудности в  работе спасателей, ухудшает их физическое и психическое состояние, что  влияет на эффективность осуществления  спасательных операций. Отрицательное  воздействие этих факторов значительно  снижается, если спасатели своевременно психологически подготовлены к работе в сложных условиях и организм их адаптирован к этим условиям. Более того, постоянная работа в  условиях риска образует у некоторых спасателей особое свойство личности - склонность к риску. На лиц, склонных к риску, эти факторы оказывают активизирующее и мобилизующее влияние. Их поведение почти во всех случаях характеризуется экономичной затратой не только физических, но и нервно-психических сил. У людей, склонных к риску, в отличии от других самый низкий уровень психической напряженности, зависящий, очевидно, от сознательного и умелого управления волевыми процессами и положительными эмоциями, которые вызываются удовлетворенностью работой и уверенностью в своих силах. Склонность к риску проявляется как направленность на опасность, поэтому эффективность действий спасателей и пожарных, обладающих таким качеством, в экстремальных условиях очень высока. Это очень важно учитывать при расстановке сил на опасных участках работы.

Профессионально важными  являются следующие свойства и качества личности пожарного и спасателя:

  1. свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости) [6, с. 9];
  2. особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление, значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации;
  3. психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, высокие возможности как максимальной силы, так и силовой выносливости;
  4. личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля, эмоциональная стабильность, толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; умеренная склонность к риску; уверенность в себе;
  5. социально-психологические качества: умение работать в команде, хорошие коммуникативные способности [38, с. 54].

Дополняет список профессионально  важных качеств начальника караула  работа В.И. Дутова и И.Г. Чурсина. Авторы выделяют четыре группы значимости навыков и способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России, чья деятельность непосредственно связана с пожаротушением. К абсолютно значимым навыкам автор относит технические знания. К наиболее значимым - лидерство, способность к организации и планированию своей деятельности, восприятие и анализ, принятие решений, решительность, толерантность к стрессу и адаптивность. Весьма значимыми навыками, по мнению автора, являются: межличностные навыки, вербальная коммуникация. Значимые навыки - это навыки сбора информации и индивидуальные рабочие особенности [13, с. 97].

По мнению О.А. Запорожченко, главными качествами спасателей должны быть эвристичность тактического мышления, способность находить неожиданные технические решения, готовность к ситуативному лидерству, пластичность установок, нравственная основа эмоциональности, интеллектуальность психического быстродействия (быстро принимать решения, намечать индивидуальную стратегию), способность принимать помощь товарищей, не утрачивая решимости работать в одиночку. Автор считает, что более важным качеством, чем психическая устойчивость, является адаптивность спасателей [38, с. 93].

Как показано С.А. Иващенко, спасатели, участвующие в аварийно-спасательных работах, обладают следующими особенностями: высокой самооценкой, сангвистическим типом темперамента, низким уровнем притязаний, свидетельствующим о склонности к риску, преобладанием экстрапунитивного   типа   реакций   во  фрустрирующей   ситуации [19, с. 60].

Так как профессиональная деятельность спасателя является деятельностью  экстремального профиля она очень  специфична и обладает такими особенностями, как: высокий уровень ответственности  за решение боевой задачи,  высокий  темп действий,  дефицит времени,  неожиданное изменение обстановки, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения задачи, работа в загазованном, задымленном помещении, межличностное взаимодействие с  пострадавшими, эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших, водолазные работы, при которых на спасателя воздействует агрессивная окружающая среда (давление, плохая видимость и так далее) и другие. Всё это является факторами, провоцирующими профессиональный стресс у спасателей.

В ходе изучения психологической  литературы мы сделали вывод о  том, что психологическими особенностями  сотрудников служб экстремального профиля, в том числе и спасателей, являются психологическая устойчивость, оптимистический настрой и низкий уровень нервно-психического напряжения,   которые   влияют  на  развитие  профессионального   стресса.

Именно на исследование этих показателей будет направлена практическая часть нашей дипломной работы.

 

 

Выводы по первой главе

 

 

Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема рассматривается в психологической  науке относительно недавно, но привлекает к себе всё больший интерес  и изучается многими учёными         (В.А. Бодров, А. Блеер, Л.Г. Дикая, А.Н. Занковский, Л.А. Китаев - Смык,    А.Б. Леонова, Н.И. Наенко, Н.В. Самоукина и другие). На данный момент существует множество определений термина «профессиональный стресс»,     мы в нашем исследовании за базовое определение взяли предложенное         А.Б. Леоновой. Профессиональный стресс - это стресс, который возникает в ответ на трудности и требования со стороны профессии. Так же, важно отметить, что учёными, занимающимися данной проблемой были предложены различные модели, виды, причины, сценарии поведения и признаки профессионального стресса и лишь некоторые из них были отображены в нашей дипломной работе.

На сотрудников как  субъектов профессионального стресса  влияют: индивидуально-психологические  характеристики сотрудника (например, уровень эмоциональной устойчивости, умение контролировать эмоции, склонность к рискованному поведению),  свойства его нервной системы (так при  большой психической напряженности  раньше нарушается деятельность у лиц  со слабой нервной системой, а лица с сильной нервной системой имеют  больше шансов выдержать напряженную, ответственную ситуацию), возраст  сотрудника (наиболее выражен профессиональный стресс в 40 - 50 лет)  и стаж работы.

Профессиональной деятельности спасателя присущи следующие  особенности: высокий уровень ответственности  за решение боевой задачи,  высокий  темп действий,  дефицит времени,  неожиданное изменение обстановки, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения  задачи,  работа в загазованном, задымленном  помещении,  межличностное взаимодействие с пострадавшими, эмоциональная  насыщенность переживаний, связанных  с контактами с телами погибших, водолазные работы, при которых на спасателя воздействует агрессивная  окружающая   среда  (давление,  плохая   видимость и так далее) и другие.

Также в ходе изучения психологической  литературы мы сделали вывод о  том, что более эффективно справляться  со стрессом сотрудникам служб экстремального профиля позволяет психологическая  устойчивость, позитивный настрой и низкий уровень нервно-психического напряжения. Именно на исследование этих показателей будет направлена практическая часть нашей дипломной работы.

Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального  стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»


 

 

2.1 База, этапы и методы  эмпирического исследования

 

 

Практическая работа по выявлению  профессионального стресса спасателей проводилась в Краевом государственном казёном учреждении (КГКУ) «Спасатель».

В исследовании приняли участие 70 спасателей в возрасте от 21 года до 62 лет, из них 69 мужчин и 1 женщина. Стаж работы респондентов варьируется от 3 месяцев до 18 лет.

Подробнее данные  о   респондентах  представлены в   приложении Б.

Исходя из целей и гипотезы нашего исследования, мы посчитали необходимым разделить наших респондентов по стажу работы на две группы.

Первая группа - это 35 сотрудников (50%), работающих спасателями менее 9 лет.

Вторая группа - это 35 сотрудников (50%), работающих спасателями       9 лет и более.

Мы выделили две группы испытуемых для того чтобы понять зависит ли профессиональный стресс сотрудников   от  стажа   работы в учреждении.

В нашем исследовании можно  выделить следующие этапы:

 

  1. подготовительный этап - подбор практических методов исследования и  пакета методик по исследуемой проблеме, оформление бланков методик;
  2. основной этап - проведение методик;
  3. аналитический э<

Информация о работе Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»