Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Объект исследования: профессиональный стресс. Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы. Задачи исследования: изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему; рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса; выявить особенности профессиональной деятельности спасателя; организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей; разработать рекомендации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……………..6
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..………………………………………………………..….………9
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...38
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..……...…………56
Выводы по второй главе…………………………………………...………………64
Заключение………………………………………………………….…...………….67
Библиографический список………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Копатиловой А..docx

— 444.01 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет гуманитарный

 

Кафедра психологии труда  и инженерной психологии

 

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС СОТРУДНИКОВ КГКУ «СПАСАТЕЛЬ»

(ПТИП.70000.128 ПЗ)

 

 

 

 

 

 

Дипломник                                                                                 А.О. Копатилова

Зав. кафедрой                                                                             С.Н. Орлова

Руководитель                                                                             И.В. Гудовский

Консультанты:        

Теоретической части                                                                 И.В. Гудовский

Практической части                                                                   И.В. Гудовский

Нормоконтроль                                                                          О.Ю. Воронцова

 

Содержание


 

 

Введение……………………………………………………………….……………..6

Глава 1 Теоретические  аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9

   1.1 Профессиональный        стресс      как     социально   -   психологическая

    проблема.……..………………………………………………………..….………9

   1.2 Сотрудники  как   субъекты  профессионального   стресса……….......…21

   1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30

Выводы по первой главе…………………………………………………………...38

Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40

   2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40

   2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44

   2.3 Практические  рекомендации     по   профилактике    профессионального

стресса спасателей……………………………………………..……...…………56

Выводы по второй главе…………………………………………...………………64

Заключение………………………………………………………….…...………….67

Библиографический список………………………………………………………..70

Приложение А (обязательное)   Иллюстративная   часть……………….……….74

Приложение Б (справочное)      Сводные     данные     о     сотрудниках     КГКУ

Спасатель»………………………………………………………………..…………87

Приложение В  (справочное)         Бланк        симптоматического       опросника

 «Самочувствие          в         экстремальных           условиях»      А.       Волкова,

Н.Е. Водопьяновой…………………………………………………………………91

Приложение  Г (справочное)   Бланк методики «Шкала нервно-психического

 напряжения» Т.А. Немчина………………...……………………………………..94

Приложение Д (справочное) Бланк   методики     «Шкала   профессионального

 стресса»     Д. Фонтаны………...………………………………………………...101

Приложение Е  (справочное)    Бланк    анкеты   «Профессиональный  стресс спасателей»………………………………………………………….……………..106

Приложение Ж (справочное) Результаты сотрудников КГКУ «Спасатель» по методике симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова и Н.Е. Водопьяновой……………………………………108

Приложение З (справочное) Сводная таблица результатов испытуемых по  опроснику «Определение нервно-психического напряжения»                           Т.А. Немчина…………………………………………………………..…………112

Приложение  И  (справочное) Сводная таблица  результатов испытуемых по методике «Шкала профессионального стресса»  Д. Фонтаны…………………114

Приложение К (справочное) Проранжированные значения двух выборок по признаку нервно-психическое напряжение с помощью U-критерия             Манна-Уитни……………………………………………………………………...116

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


 

 

На современном этапе  развития общества проблема профессионального  стресса становится как никогда актуальной. Всё больше учёных проявляют интерес к данной теме и посвящают ей свои исследования. Это связанно с тем, что темп нашей жизни значительно ускорился, и это повлекло за собой множество проблем, таких как, рост напряженности, агрессивности, учащения случаев различных психических расстройств у людей - всё это результат постоянных стрессов. Стрессы стали нашими постоянными спутниками, они окружают нас везде, в том числе и на работе.

Требования, предъявляемые работой, становятся с каждым годом всё выше, конкуренция жёстче. Особенно это касается служб экстремального профиля, а именно деятельности спасателей. Каждый день спасатели сталкиваются с множеством стрессовых ситуаций на службе, но, не смотря на это им необходимо качественно выполнять свою работу, потому как от их действий могут зависеть  жизни людей.

Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель».

Объект исследования: профессиональный стресс.

Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель».

Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы.

Задачи исследования:

  1. изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему;
  2. рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса;
  3. выявить особенности профессиональной деятельности   спасателя;
  4. организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей;
  5. разработать рекомендации.

Методологический  аппарат исследования представлен в приложении А.

Методолого-теоретическая основа исследования: концепция профессионального стресса В.А. Бодрого, А.Б. Леоновой, Н.В. Самоукиной, работы по проблеме профессионального стресса Н.Е. Водопьяновой, исследования экстремальных профессий Л.А. Китаева-Смыка,                       Л.Ю. Бондаренко, В.А. Петровского.

Методы исследования:

  1. теоретические: анализ психологической литературы по проблеме профессионального стресса;
  2. эмпирические: тестирование, опрос, анкетирование;
  3. методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов исследования, U - критерий Манна-Уитни.

В процессе исследования был  подобран и использован следующий  психодиагностический комплекс: методика симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н.Е. Водопьяновой; методика «Шкала нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина; методика «Шкала профессионального стресса» Д. Фонтаны; анкета «Профессиональный стресс спасателей».

База исследования: Краевое государственное казёное учреждение (КГКУ) «Спасатель». В исследовании приняли участие 70 сотрудников в возрасте от 21 до 62 лет; из  них 69 мужчин, 1 женщина. Стаж работы респондентов варьируется от 3 месяцев до 18 лет.

В соответствии с гипотезой  и целью нашего исследования были сформированы две выборки, первая выборка: сотрудники, работающие в учреждении менее 9 лет; вторая выборка: сотрудники, работающие в учреждении более 9 лет.

 

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

  1. Подготовительный: осуществлялось уточнение гипотезы, целей, задач и базы исследования, определялись этапы работы, анализ психологической литературы, подбор практических методов исследования и пакета методик по проблеме, оформлялись бланки методик.
  2. Основной: организация и проведение эмпирического исследования.
  3. Аналитический:   первичная и статистическая обработка полученных данных,      интерпретация      результатов     и    формулирование      выводов.
  4. Заключительный:     разработка     практических       рекомендаций.

Практическая значимость работы: в ходе исследования разработаны  практические рекомендации по профилактике профессионального стресса спасателей.

Полученные нами результаты исследования были внедрены в деятельность КГКУ «Спасатель».

Результаты исследования опубликованы в сборнике статей «Профессиональное становление личности в современных условиях»                   (СибГТУ, 2013).

Дипломная работа состоит  из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, библиографического списка в количестве 45 источников и 10 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты профессионального  стресса сотрудников служб экстремального профиля


 

 

    1. Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема

 

 

Впервые феномен стресса  был открыт в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Этим термином он обозначил неспецифические реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие [10, с. 58].

Термин «стресс» (от англ. stress - давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия [4, с. 15].

На данный момент существует множество видов стресса: Изобилие напряженных ситуаций в профессиональной деятельности современного человека привело  к выявлению такого многообразного феномена, как профессиональный стресс. Последствия профессиональных стрессов оказались настолько негативны  для здоровья работника, что сегодня  этот вид стресса выделен в  отдельную рубрику в Международной  классификации болезней (МКБ-10) [30].

 В нашей работе мы  подробно остановимся именно  на профессиональном (рабочем) стрессе.

В течение последних десятилетий  многие учёные такие, как                   В.А. Бодров [4], А. Блеер [3], Н.Е. Водопьянова [8], Л.Г. Дикая [12],               А.Н. Занковский [14], Л.А. Китаев-Смык [17], А.Б. Леонова [24],                                Н.В. Самоукина [42] и другие изучают феномен профессионального стресса.

В психологической энциклопедии Р. Корсини и А. Ауэрбаха профессиональный стресс определяется как результат взаимодействия людей и выполняемой ими работы, характеризуемый тем, что с людьми происходят определенные изменения, которые не позволяют им нормально функционировать [39, с. 316].

В своих работах А.Б. Леонова  пишет, что профессиональный стресс - это стресс, который возникает в ответ на трудности и требования со стороны профессии [24, с. 46].

Социальный психолог Кристина Маслач определяет профессиональный стресс как многообразный феномен, выражающийся в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [42, с. 75].

Ж. Шарит и Г. Сальвенди определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию.

Такой подход, по мнению А.Н. Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса:

  1. определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;
  2. выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;
  3. стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений;
  4. определить «вес» каждого   из   исследуемых   измерений [14, с. 157].

С. Касл, выделяет две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде».

1) В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к личным возможностям   субъекта, то   есть   перегрузка  работой, которую

Информация о работе Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»