Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:23, дипломная работа
Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Объект исследования: профессиональный стресс. Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы. Задачи исследования: изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему; рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса; выявить особенности профессиональной деятельности спасателя; организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей; разработать рекомендации.
Введение……………………………………………………………….……………..6
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..………………………………………………………..….………9
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...38
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..……...…………56
Выводы по второй главе…………………………………………...………………64
Заключение………………………………………………………….…...………….67
Библиографический список………………………………………………………..70
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет гуманитарный
Кафедра психологии труда и инженерной психологии
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС СОТРУДНИКОВ КГКУ «СПАСАТЕЛЬ»
(ПТИП.70000.128 ПЗ)
Дипломник
Зав. кафедрой
Руководитель
Консультанты:
Теоретической части
Практической части
Нормоконтроль
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты
профессионального стресса сотрудников
служб экстремального профиля……………………………………………...…….
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..……………………………………………
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...
Глава 2 Эмпирическое исследование
профессионального стресса сотрудников
КГКУ «Спасатель»…………………………………………………
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов
исследования………………………..……………..
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..…
Выводы по второй главе…………………………………………...………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть……………….……….74
Приложение Б (справочное) Сводные данные о сотрудниках КГКУ
Спасатель»……………………………………………………
Приложение В (справочное) Бланк симптоматического опросника
«Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова,
Н.Е. Водопьяновой………………………………………………
Приложение Г (справочное) Бланк методики «Шкала нервно-психического
напряжения» Т.А. Немчина……………
Приложение Д (справочное) Бланк методики «Шкала профессионального
стресса» Д. Фонтаны………...……………………………………………
Приложение Е (справочное)
Бланк анкеты «Профессиональный
стресс спасателей»…………………………………………………
Приложение Ж (справочное) Результаты сотрудников КГКУ «Спасатель» по методике симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова и Н.Е. Водопьяновой……………………………………108
Приложение З (справочное)
Сводная таблица результатов испытуемых
по опроснику «Определение нервно-психического
напряжения»
Т.А. Немчина………………………………………………………….
Приложение И (справочное) Сводная таблица результатов испытуемых по методике «Шкала профессионального стресса» Д. Фонтаны…………………114
Приложение К (справочное) Проранжированные
значения двух выборок по признаку нервно-психическое
напряжение с помощью U-критерия
Манна-Уитни…………………………………………………
Введение
На современном этапе развития общества проблема профессионального стресса становится как никогда актуальной. Всё больше учёных проявляют интерес к данной теме и посвящают ей свои исследования. Это связанно с тем, что темп нашей жизни значительно ускорился, и это повлекло за собой множество проблем, таких как, рост напряженности, агрессивности, учащения случаев различных психических расстройств у людей - всё это результат постоянных стрессов. Стрессы стали нашими постоянными спутниками, они окружают нас везде, в том числе и на работе.
Требования, предъявляемые работой, становятся с каждым годом всё выше, конкуренция жёстче. Особенно это касается служб экстремального профиля, а именно деятельности спасателей. Каждый день спасатели сталкиваются с множеством стрессовых ситуаций на службе, но, не смотря на это им необходимо качественно выполнять свою работу, потому как от их действий могут зависеть жизни людей.
Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель».
Объект исследования: профессиональный стресс.
Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель».
Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы.
Задачи исследования:
Методологический аппарат исследования представлен в приложении А.
Методолого-теоретическая основа
исследования: концепция профессионального
стресса В.А. Бодрого, А.Б. Леоновой, Н.В.
Самоукиной, работы по проблеме профессионального
стресса Н.Е. Водопьяновой, исследования
экстремальных профессий Л.А. Китаева-Смыка,
Методы исследования:
В процессе исследования был подобран и использован следующий психодиагностический комплекс: методика симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н.Е. Водопьяновой; методика «Шкала нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина; методика «Шкала профессионального стресса» Д. Фонтаны; анкета «Профессиональный стресс спасателей».
База исследования: Краевое государственное казёное учреждение (КГКУ) «Спасатель». В исследовании приняли участие 70 сотрудников в возрасте от 21 до 62 лет; из них 69 мужчин, 1 женщина. Стаж работы респондентов варьируется от 3 месяцев до 18 лет.
В соответствии с гипотезой и целью нашего исследования были сформированы две выборки, первая выборка: сотрудники, работающие в учреждении менее 9 лет; вторая выборка: сотрудники, работающие в учреждении более 9 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Практическая значимость работы: в ходе исследования разработаны практические рекомендации по профилактике профессионального стресса спасателей.
Полученные нами результаты исследования были внедрены в деятельность КГКУ «Спасатель».
Результаты исследования опубликованы в сборнике статей «Профессиональное становление личности в современных условиях» (СибГТУ, 2013).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, библиографического списка в количестве 45 источников и 10 приложений.
Глава 1 Теоретические аспекты
Впервые феномен стресса был открыт в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Этим термином он обозначил неспецифические реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие [10, с. 58].
Термин «стресс» (от англ. stress - давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия [4, с. 15].
На данный момент существует
множество видов стресса: Изобилие
напряженных ситуаций в профессиональной
деятельности современного человека привело
к выявлению такого многообразного
феномена, как профессиональный стресс.
Последствия профессиональных стрессов
оказались настолько негативны
для здоровья работника, что сегодня
этот вид стресса выделен в
отдельную рубрику в
В нашей работе мы подробно остановимся именно на профессиональном (рабочем) стрессе.
В течение последних десятилетий многие учёные такие, как В.А. Бодров [4], А. Блеер [3], Н.Е. Водопьянова [8], Л.Г. Дикая [12], А.Н. Занковский [14], Л.А. Китаев-Смык [17], А.Б. Леонова [24], Н.В. Самоукина [42] и другие изучают феномен профессионального стресса.
В психологической энциклопедии Р. Корсини и А. Ауэрбаха профессиональный стресс определяется как результат взаимодействия людей и выполняемой ими работы, характеризуемый тем, что с людьми происходят определенные изменения, которые не позволяют им нормально функционировать [39, с. 316].
В своих работах А.Б. Леонова пишет, что профессиональный стресс - это стресс, который возникает в ответ на трудности и требования со стороны профессии [24, с. 46].
Социальный психолог Кристина Маслач определяет профессиональный стресс как многообразный феномен, выражающийся в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [42, с. 75].
Ж. Шарит и Г. Сальвенди определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию.
Такой подход, по мнению А.Н. Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса:
С. Касл, выделяет две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде».
1) В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к личным возможностям субъекта, то есть перегрузка работой, которую
Информация о работе Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»