Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:23, дипломная работа
Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Объект исследования: профессиональный стресс. Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы. Задачи исследования: изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему; рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса; выявить особенности профессиональной деятельности спасателя; организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей; разработать рекомендации.
Введение……………………………………………………………….……………..6
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..………………………………………………………..….………9
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...38
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..……...…………56
Выводы по второй главе…………………………………………...………………64
Заключение………………………………………………………….…...………….67
Библиографический список………………………………………………………..70
Для понимания и управления
профессиональными стрессами
Неблагоприятное состояние,
экстремальные значения факторов (компонентов)
организации, содержания, средств и
условий деятельности, их чрезмерное
воздействие на конкретного индивида,
несоответствие его функциональных
и профессиональных возможностей, представлений
и установок парировать, преодолевать
эти неожиданные, интенсивные, длительные
воздействия может явиться
Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности и стресса: например, сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, отказ системы управления объектом, дефицит времени на парирование ошибочного действия, конфликт с руководством и другие. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.
Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда [45, с. 178].
Кроме того, представляется
целесообразным выделить большую группу
дополнительных факторов жизни и
деятельности индивида, сопутствующие,
обусловливающие причины, которые
предрасполагают к
В эту же категорию причин следует включить также как общие (глобальные) социальные и организационные стрессоры (преступность, экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы, рост безработицы и тому подобное), так и личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, снижение трудоспособности, возрастные и жизненные кризисы и так далее).
Перечисленные факторы определяют
общую организацию психического
и физического состояния
Также Н.В. Самоукина выделяет стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. У каждого человека свой индивидуальный стиль поведения в стрессе. Также индивидуален и сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:
Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории.
Таким образом, проведенный
нами анализ психологической литературы
по проблеме профессионального стресса
личности позволил сделать ряд выводов:
проблема активно развивается в
отечественной и зарубежной литературе;
нет четкого и единого
Вслед за А.Б. Леоновой, мы понимаем
под профессиональным стрессом, тот
стресс, который возникает в ответ
на трудности и требования со стороны
профессии. Так же имеются исследования
моделей, видов, причин и сценариев
поведения и признаков
Немаловажную роль в возникновении и развитии профессионального стресса играют индивидуальные личностные особенности человека, о которых пойдёт речь в следующем пункте нашей работы.
В исследованиях Е. П. Ильина, развиваются представления о влиянии типологических характеристик человека на надежность его деятельности, особенно в экстремальных условиях. Им экспериментально показано, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обусловливает ряд моментов, связанных с надежностью деятельности человека: возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, проявление волевых качеств и психомоторных способностей [4, с. 113].
Е.П. Ильин выявил, что
устойчивость (функциональная надежность)
к неблагоприятным состояниям определяется
комплексом особенностей проявления различных
свойств нервной системы. Автор
также отмечал: «Одна и та же типологическая
особенность может обеспечить устойчивость
к одному состоянию и облегчить
возникновение другого
В 1964 году В.Д. Небылицын выдвинул гипотезу о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств оператора и основными свойствами его нервной системы. Среди рабочих качеств оператора автор выделяет следующие: долговременную выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая тоже должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакцию на непредвиденные раздражители - функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов [32, с. 245].
В экспериментальных
Тем не менее, Б.М. Теплов в своём труде «Проблемы индивидуальных различий» отмечает, что при любом типе нервной системы человек может иметь высокие индивидуальные достижения [4, с. 115].
В.А. Бодровым и Н.Ф. Лукьяновой, проведено изучение зависимости профессиональной и функциональной надежности летчиков от некоторых их индивидуально-психологических особенностей. Результаты сравнительного анализа свойств личности летчиков разных категорий, позволяют считать, что они достаточно четко различаются как по качественному составу черт личности, так и по степени их выраженности. Установлено, что наличие определенных личностных характеристик способствует более успешной профессиональной деятельности. К таким чертам личности следует прежде всего отнести эмоциональную устойчивость, активность в мобилизации внутренней энергии, умение контролировать эмоции, способность предвидеть возможные изменения ситуации, высокое стремление к достижению цели. Эти качества должны проявляться на фоне незначительного эмоционального напряжения и повышенного самоконтроля, сознательности [5, с. 51].
Предрасположенность к развитию
стресса может быть обусловлена
склонностью к рискованному поведению,
сопряженному с высокой вероятностью
возникновения опасности, аварийных
ситуаций, серьезных ошибочных действий.
Рискованное поведение
Накоплено немало ценных наблюдений о роли человеческой индивидуальности в результативности выполнения разных задач в стресс-ситуациях. Установлено, что на одно и то же стресс-воздействие разные индивиды реагируют не одинаково по степени подверженности воздействию и по типу наблюдаемого эффекта. Тип реагирования и направленность поведения в этих условиях существенно зависит от индивидуальных особенностей личности [4, с. 119].
Для человека большое значение имеет возможность активного психического регулирования своей деятельности. Однако, это не исключает роли природных факторов, влияющих на характер поведения и результативность деятельности. Особенно существенна роль природной основы личности в психологических реакциях индивида на экстремальное воздействие. В.Д. Небылицин, характеризует эти качества как индивидуальные пределы допустимых интенсивностей биологических процессов, в рамках которых еще возможно приспособление и адекватное осуществление психических функций [32, с. 335].
Известно, что лица эмоционально реактивные показывают статистически значимое ухудшение тестовых показателей тогда, когда условия деятельности приближаются к экстремальным [31, с. 64].
У экстравертов при стресс-воздействиях тормозные процессы развиваются более быстро и нормализуются медленнее, чем у интровертов. Однако такая типизация личностей, основанная только на психологическом анализе, недостаточно совершенна и не имеет нейрофизиологической основы [32, с. 267].
Оценка сигнала как непривычного, экстремального осуществляется и с учетом индивидуального опыта. Хранимая личностью информация, отражающая ее жизненный опыт, свойственные ей особенности эмоциональной и интеллектуальной оперативности, все ее высшие психологические качества так или иначе фиксированы структурно в ее головном мозге, воплощены в специфической организации мозговых систем [27, с. 460].
По мнению В.А. Бодрова, основные категории показателей индивидуальных особенностей субъекта (индивидуальных различий), влияющих на реакции в ответ на предъявляемые работой требования включают демографические факторы, личностные характеристики, стратегии и способы преодоления стресса, профессиональные ожидания, предпочтения и удовлетворенность, факторы здоровья (физический статус, упражнения, вредные привычки и так далее), способности, профессиональную подготовленность, навыки социального взаимодействия и организационного поведения. Как представлено в мичиганской модели, влияния индивидуальных различий может происходить на нескольких этапах стрессового процесса. Так, например, особенности личности могут определять выбор профессии и, следовательно, влиять на открытость индивида к встрече с определенными объективными стрессорами, обусловливать характер восприятия работы, влиять на реакции при воздействии стрессоров [4, с. 197].
Так, в исследовании, проведенном В. Васильевой, установлено, что помимо специфических для каждого вида деятельности (специальности) профессионально значимых личностных качеств существуют и важные для многих профессий качества, например, личностная тревожность, определяющая уровень переживаний напряженности любой экстремальной деятельности. Регуляторами состояния напряженности выступают и другие качества: в частности, экстравертированность в большей степени связана с подверженностью напряженности и усталости, чем интровертированность. У руководителей полетов, деятельность которых весьма сложна и связана с необходимостью принятия ответственных решений, регуляторами напряженности являются такие качества, как личностная тревожность, устойчивость внимания, невротизм-стабильность и когнитивный стиль [4, с. 125].
Информация о работе Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»