Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Объект исследования: профессиональный стресс. Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы. Задачи исследования: изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему; рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса; выявить особенности профессиональной деятельности спасателя; организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей; разработать рекомендации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……………..6
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..………………………………………………………..….………9
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...38
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..……...…………56
Выводы по второй главе…………………………………………...………………64
Заключение………………………………………………………….…...………….67
Библиографический список………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Копатиловой А..docx

— 444.01 Кб (Скачать)

Для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса - процессуальный и причинно-следственный. Они взаимосвязаны, поскольку любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, так же как любой психологический стресс (внутри- и межличностной природы) находит свое отражение в поведенческой, в том числе и в трудовой, активности человека [25, с. 205].

Неблагоприятное состояние, экстремальные значения факторов (компонентов) организации, содержания, средств и  условий деятельности, их чрезмерное воздействие на конкретного индивида, несоответствие его функциональных и профессиональных возможностей, представлений  и установок парировать, преодолевать эти неожиданные, интенсивные, длительные воздействия может явиться причиной развития профессионального стресса. Эти  причины подразделяются  на непосредственные и главные.

Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности и стресса: например, сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, отказ системы управления объектом, дефицит времени на парирование ошибочного действия, конфликт с руководством и другие. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой   деятельности.

Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда [45, с. 178].

Кроме того, представляется целесообразным выделить большую группу дополнительных факторов жизни и  деятельности индивида, сопутствующие, обусловливающие причины, которые  предрасполагают к возникновению  и усугубляют проявления профессионального  стресса. К ним можно отнести  несоответствие ряда организационных  характеристик деятельности представлениям и установкам конкретного индивида (в области участия в принятии решения, продвижение по службе, наличия  информации о результатах деятельности и так далее), наличие недостатков в эргономических свойствах средств деятельности и так далее [45, с. 186].

В эту же категорию причин следует включить также как общие (глобальные) социальные и организационные  стрессоры (преступность, экономические  спады, экологические изменения, политические и военные кризисы, рост безработицы  и тому подобное), так и личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, снижение трудоспособности, возрастные и жизненные кризисы и так далее).

Перечисленные факторы определяют общую организацию психического и физического состояния индивида, снижение его устойчивости к воздействию  непосредственных и главных причин стресса, ослабление возможностей к преодолению стрессового состояния [4, с. 153]

Также Н.В. Самоукина выделяет стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. У каждого человека свой индивидуальный стиль поведения в стрессе. Также индивидуален и сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:

    1. в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
    2. в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
    3. в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим    достаточно    быстрым    его   «раскручиванием» [42, с. 189].

Признаки, по которым можно  определить, что человек находится  в состоянии стресса, делятся  на три основные категории.

  1. Физические. К ним относятся: хроническая усталость, слабость, нарушения сна и дыхания, холодные конечности, повышенная потливость или сухость кожных покровов, аллергические реакции, склонность к частым простудным заболеваниям, изменения аппетита (постоянное чувство голода или полная потеря аппетита), резкие изменения веса, устойчивые нарушения кровяного давления и сердечного ритма, появление болей различного характера. Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса к серьезным заболеваниям.
  2. Эмоциональные признаки проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности, необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам.
  3. Поведенческие признаки стресса относятся к особенностям взаимодействия человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и так далее [8, с. 265].

Таким образом, проведенный  нами анализ психологической литературы по проблеме профессионального стресса  личности позволил сделать ряд выводов: проблема активно развивается в  отечественной и  зарубежной литературе; нет четкого и единого определения  понятия «профессиональное стресс».

Вслед за А.Б. Леоновой, мы понимаем под профессиональным стрессом, тот  стресс, который возникает в ответ  на трудности и требования со стороны  профессии. Так же имеются исследования моделей, видов, причин и сценариев  поведения и признаков профессионального  стресса.

Немаловажную роль в возникновении и развитии профессионального стресса играют индивидуальные личностные особенности человека, о которых пойдёт речь в следующем пункте нашей работы.

 

 

    1. Сотрудники как субъекты профессионального стресса

 

 

В исследованиях Е. П. Ильина, развиваются представления о влиянии типологических характеристик человека на надежность его деятельности, особенно в экстремальных условиях. Им экспериментально показано, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обусловливает ряд моментов, связанных с надежностью деятельности человека: возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, проявление  волевых  качеств  и  психомоторных   способностей [4, с. 113].

Е.П. Ильин выявил, что  устойчивость (функциональная надежность) к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных  свойств нервной системы. Автор  также отмечал: «Одна и та же типологическая особенность может обеспечить устойчивость к одному состоянию и облегчить  возникновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая  устойчивость к монотонному фактору, является в то же время неблагоприятным  фактором для экстремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному  фактору определяется сочетанием этой типологической особенности с другими: при определенном сочетании с  другими типологическими особенностями  лица со слабой нервной системой становятся неустойчивыми к монотонному  фактору, так как у них быстро развивается состояние психического                пресыщения» [4, с. 114].

В 1964 году В.Д. Небылицын выдвинул гипотезу о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств оператора и основными свойствами его нервной системы. Среди рабочих качеств оператора автор выделяет следующие: долговременную выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая тоже должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакцию на непредвиденные раздражители - функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов [32, с. 245].

В экспериментальных исследованиях  установлено, что в условиях слабо  выраженного психического напряжения эффективность деятельности может  повышаться у лиц с разными  типологическими особенностями, однако при большой психической напряженности  раньше нарушается деятельность у лиц  со слабой нервной системой. Лица с  сильной нервной системой имеют  больше шансов выдержать напряженную (значимую, ответственную)                  ситуацию [32, с. 136].

Тем не менее, Б.М. Теплов в своём труде «Проблемы индивидуальных различий» отмечает, что при любом типе нервной системы человек может иметь высокие индивидуальные достижения [4, с. 115].

В.А. Бодровым и Н.Ф. Лукьяновой, проведено изучение зависимости профессиональной и функциональной надежности летчиков от некоторых их индивидуально-психологических особенностей. Результаты сравнительного анализа свойств личности летчиков разных категорий, позволяют считать, что они достаточно четко различаются как по качественному составу черт личности, так и по степени их выраженности. Установлено, что наличие определенных личностных характеристик способствует более успешной профессиональной деятельности. К таким чертам личности следует прежде всего отнести эмоциональную устойчивость, активность в мобилизации внутренней энергии, умение контролировать эмоции, способность предвидеть возможные изменения ситуации, высокое стремление к достижению цели. Эти качества должны проявляться на фоне незначительного эмоционального напряжения     и     повышенного    самоконтроля,     сознательности [5, с. 51].

Предрасположенность к развитию стресса может быть обусловлена  склонностью к рискованному поведению, сопряженному с высокой вероятностью возникновения опасности, аварийных  ситуаций, серьезных ошибочных действий. Рискованное поведение рассматривается  как оправданное лишь при условии, когда оно направлено на достижение общественно значимой цели, а величина и вероятность благоприятных  последствий превышают соответствующие  показатели неблагоприятных последствий. Неоправданный риск обычно обусловливается  многими факторами (стремлением  удовлетворить самолюбие, отличиться, повысить свой статус, пережить острое ощущение и так далее). Для лиц, склонных к неоправданному риску, характерны такие черты, как неадекватная самооценка своих возможностей, низкая профессиональная и социальная ответственность, притупление  бдительности и так далее [17, с. 365].

Накоплено немало ценных наблюдений о роли человеческой индивидуальности в результативности выполнения разных задач в стресс-ситуациях. Установлено, что на одно и то же стресс-воздействие разные индивиды реагируют не одинаково по степени подверженности воздействию и по типу наблюдаемого эффекта. Тип реагирования и направленность поведения в этих условиях существенно зависит от индивидуальных особенностей личности [4, с. 119].

Для человека большое значение имеет возможность активного  психического регулирования своей  деятельности. Однако, это не исключает роли природных факторов, влияющих на характер поведения и результативность деятельности. Особенно существенна роль природной основы личности в психологических реакциях индивида на экстремальное воздействие. В.Д. Небылицин, характеризует эти качества как индивидуальные пределы допустимых интенсивностей биологических процессов, в рамках которых еще возможно приспособление и адекватное осуществление психических      функций [32, с. 335].

Известно, что лица эмоционально реактивные показывают статистически  значимое ухудшение тестовых показателей  тогда, когда условия деятельности приближаются к экстремальным [31, с. 64].

У экстравертов при стресс-воздействиях тормозные процессы развиваются более быстро и нормализуются медленнее, чем у интровертов. Однако такая типизация личностей, основанная только на психологическом анализе, недостаточно совершенна и не имеет нейрофизиологической      основы [32, с. 267].

Оценка сигнала как  непривычного, экстремального осуществляется и с учетом индивидуального опыта. Хранимая личностью информация, отражающая ее жизненный опыт, свойственные ей особенности эмоциональной и  интеллектуальной оперативности, все  ее высшие психологические качества так или иначе фиксированы структурно в ее головном мозге, воплощены в специфической организации мозговых  систем [27, с. 460].

По мнению В.А. Бодрова, основные категории показателей индивидуальных особенностей субъекта (индивидуальных различий), влияющих на реакции в ответ на предъявляемые работой требования включают демографические факторы, личностные характеристики, стратегии и способы преодоления стресса, профессиональные ожидания, предпочтения и удовлетворенность, факторы здоровья (физический статус, упражнения, вредные привычки и так далее), способности, профессиональную подготовленность, навыки социального взаимодействия и организационного поведения. Как представлено в мичиганской модели, влияния индивидуальных различий может происходить на нескольких этапах стрессового процесса. Так, например, особенности личности могут определять выбор профессии и, следовательно, влиять на открытость индивида к встрече с определенными объективными стрессорами, обусловливать характер восприятия работы, влиять на реакции при воздействии стрессоров [4, с. 197].

Так, в исследовании, проведенном  В. Васильевой, установлено, что помимо специфических для каждого вида деятельности (специальности) профессионально  значимых личностных качеств существуют и важные для многих профессий качества, например, личностная тревожность, определяющая уровень переживаний напряженности любой экстремальной деятельности. Регуляторами состояния напряженности выступают и другие качества: в частности, экстравертированность в большей степени связана с подверженностью напряженности и усталости, чем интровертированность. У руководителей полетов, деятельность которых весьма сложна и связана с необходимостью принятия ответственных решений, регуляторами напряженности являются такие качества, как личностная тревожность, устойчивость внимания, невротизм-стабильность и когнитивный                   стиль [4, с. 125].

Информация о работе Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»