Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Объект исследования: профессиональный стресс. Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы. Задачи исследования: изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему; рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса; выявить особенности профессиональной деятельности спасателя; организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей; разработать рекомендации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……………..6
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..………………………………………………………..….………9
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...38
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..……...…………56
Выводы по второй главе…………………………………………...………………64
Заключение………………………………………………………….…...………….67
Библиографический список………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Копатиловой А..docx

— 444.01 Кб (Скачать)

Немаловажную роль в изучении профессионального стресса играет его взаимосвязь с возрастом сотрудника. Развитие в период взрослости, как сопровождающееся прохождением нормативных возрастных кризисов, отражено в исследованиях и периодизациях Э. Эриксона, Д. Левинсона,         А.В. Толстых,  Г.С. Абрамовой, и других [20, с. 72].

В указанных периодизациях  и подходах наиболее упоминаемые  кризисы взрослости - это кризис 30 лет, кризис 40 лет, кризис 55-60 лет. Наряду с нормативными кризисами, по мнению А.А. Кроник, на развитие в период взрослости    оказывают     влияние     и    биографические   кризисы [18, с. 58].

Д. Левинсон представил следующую возрастную периодизацию:             16 - 22 года - время взросления, стремление к самостоятельности, неопределённость. Уход  из родительского дома; 23-28 лет - осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе, встреча со спутником жизни, заключение брака, вхождение в раннюю взрослость (молодость), 29-32 года - переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными, иногда жизнь строится заново - кризис 30 лет; 33-39 лет - «буря и натиск», как бы возврат отрочеств, достижение пика ранней взрослости, семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным; 40-42 года - переход середины жизни, впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена - кризис 40 лет,  43-50 лет - средняя взрослость, новое равновесие, привязанность к семье, период устойчивого развития; после 50 лет - семейная жизнь, успехи детей являются источником постоянного удовлетворения, вопросы о смысле жизни, ценности сделанного [20, с. 74].

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых  и Г.С. Абрамовой.

В нашей работе мы будем  рассматривать специфику возраста только относительно профессиональной деятельности.

Молодость (от 20-23 до 30 лет). Специфика молодости как возрастного этапа заключается в выборе спутника жизни, создании семьи, а также в овладении выбранной профессией. Напомним, что в юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества. При удачном профессиональном самоопределении, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости [20, с. 151].

На этом этапе профессиональный стресс может выражаться в том, что  ожидания от работы не совпали с  реальностью, а  требования оказались  трудновыполнимыми.

Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. Приблизительно в возрасте         30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла, если недостаточно благополучно прошла стадия  самоопределения. Может происходить «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности» [20, с. 152].

Профессиональный стресс может выражаться в том, что сотрудник  чувствует, что его деятельность, его профессия «сковывает» его развитие, что он выбрал не то, и идёт не в том направлении. Происходит болезненный процесс решения экзистенциальных проблем, уяснения смысла своей жизни, подведения ее первых итогов.

Зрелость (от 30 до 60-70 лет). Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между  продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает у него как творческую и профессиональную продуктивность, так и вклад в воспитание, утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес. Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями. Развитие личности зрелого человека требует взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей [20, с. 153].

 Прошлый опыт, при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого, что способствует развитию профессионального стресса.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, это так называемый кризис 40 лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это своеобразное повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Человек начинает остро переживать неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями [20, с. 166].

Наиболее выражен профессиональный стресс в возрасте 40-50 лет, так как в этом возрасте начинается переход от прогресса к регрессу. У многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. Происходит осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей.

Также на уровень профессионального  стресса у сотрудника влияет стаж его работы, а именно со стажем увеличивается  толерантность и адаптированность к профессии, происходит «врастание» в неё, улучшается отношение к работе и коллективу. Под толерантностью нами понимается нереагирование эмоциональным возбуждением в условиях стресса, то есть трудные и неприятные ситуации не вызывают значительных отрицательных эмоций, страха, гнева, тревоги.

Важно чтобы большой стаж работы положительно соотносился с  возможностью карьерного роста для  избегания развития профессионального  стресса сотрудника [20, с. 189].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на возникновение у сотрудников профессионального стресса влияют: индивидуально-психологические характеристики сотрудника (например, уровень эмоциональной устойчивости, умение контролировать эмоции, склонность к рискованному поведению),  свойства его нервной системы (так при большой психической напряженности раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой, а лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную, ответственную ситуацию), возраст сотрудника (наиболее выражен профессиональный стресс в 40 - 50 лет) и стаж работы.

Представители некоторых  профессий работают в экстремальных  ситуациях, что естественно способствует возникновению профессионального  стресса. Поэтому необходимо рассмотреть  специфику профессиональной деятельности некоторых служб экстремального профиля.

 

 

    1.  Особенности профессиональной деятельности спасателей

 

 

В настоящее время  существует много психологических исследований опасных профессий посвящённых  анализу влияния на работника  внешних неблагоприятных факторов среды (свет, шум, давление, вибрация, радиация, СВЧ-излучение и другие), условий обитания человека и изучению посттравматических и острых стрессовых расстройств.

В зарубежной литературе указывается  на два типа реакций человека в  экстремальных условиях. Первый тип  реакции заключается в том, что  субъект в первую очередь обращает внимание не на себя, а на устранение опасности. Второй тип показывает обратный порядок событий [3, с. 96].

А.В. Солодкова и Е.А. Милерян считают, что, эффективность действий человека в экстремальных условиях зависит от типа его поведения, и, в частности, выделяет три типа: «напряженный», «трусливый», «тормозной». Так, «напряженный» тип характеризуется повышенной напряженностью в выполнении задания, «трусливый» - в преднамеренном уклонении от выполнения порученных ему функций, «тормозной» - выражается в полной заторможенности его действий [27, с. 368].

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации [17, с. 294].

В работах В.А. Петровского  по проблеме поведения субъекта в  условиях опасности отмечается, что  некоторые индивиды при наличии  явной угрозы испытывают острое влечение к ней. Особенно часто наблюдается  тенденция к риску у тех  лиц, профессиональная деятельность которых  заключает в себе элемент опасности [43, с. 172].

При всем многообразии профессионально  важных качеств можно назвать  ряд из них, которые выступают  как профессионально важные практически  для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более  специфичных - психологическая устойчивость, тревожность, отношение к риску  и так далее.

Особый интерес представляют такие особенности личности, которые  способны регулировать уровень функционального  состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством  выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику Государственной  противопожарной службы (ГПС), в том  числе и спасателю, сохранять  необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях [13, с. 105].

Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться  со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать  адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу  лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении  трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют  склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная  устойчивость может быть обусловлена  мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью,        глубиной [13, с. 107].

Важную роль в профессиональной деятельности служб экстремального профиля  играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой. Лица, склонные к риску в боевой обстановке тушения пожара, отличаются от лиц, не склонных к риску, самоотверженным поведением, сохраняя хорошую работоспособность в опасных для жизни условиях. В источнике опасности находят прилив дополнительных сил, переживаемая опасность доставляет им удовлетворение, помогая выполнению боевого задания на высоком профессиональном уровне. Они с желанием и охотой выезжают на спасательные вызовы, в пути следования шутят, смеются, многие из них интересуются предполагаемыми боевыми действиями. Лица, не склонные к риску, особой инициативы не проявляют, но и не самоустраняются от выполнения боевого задания [19, с. 57].

Психологическая устойчивость в большей степени выражена у  лиц, мало подверженных тревоге. Эти  лица более рациональны и с  меньшим эмоциональным напряжением  способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой  подвижностью психических процессов, что указывает на более широкие  возможности адаптации. Для лиц, тревожных, напротив, типичны ригидность личностных качеств и психических функций, затруднение социальных контактов, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации. Лица, не тревожные в боевой обстановке, спокойны. Они выполняют поставленную перед ними задачу уверенно. Тревожные же лица в экстремальных условиях преувеличивают опасность боевой обстановки, с беспокойством относятся к порученному заданию, наблюдались случаи, когда некоторые из них теряли ориентацию в незнакомой обстановке [38, с. 63].

Информация о работе Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»