Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:23, дипломная работа
Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Объект исследования: профессиональный стресс. Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы. Задачи исследования: изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему; рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса; выявить особенности профессиональной деятельности спасателя; организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей; разработать рекомендации.
Введение……………………………………………………………….……………..6
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..………………………………………………………..….………9
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...38
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..……...…………56
Выводы по второй главе…………………………………………...………………64
Заключение………………………………………………………….…...………….67
Библиографический список………………………………………………………..70
Немаловажную роль в изучении профессионального стресса играет его взаимосвязь с возрастом сотрудника. Развитие в период взрослости, как сопровождающееся прохождением нормативных возрастных кризисов, отражено в исследованиях и периодизациях Э. Эриксона, Д. Левинсона, А.В. Толстых, Г.С. Абрамовой, и других [20, с. 72].
В указанных периодизациях и подходах наиболее упоминаемые кризисы взрослости - это кризис 30 лет, кризис 40 лет, кризис 55-60 лет. Наряду с нормативными кризисами, по мнению А.А. Кроник, на развитие в период взрослости оказывают влияние и биографические кризисы [18, с. 58].
Д. Левинсон представил следующую возрастную периодизацию: 16 - 22 года - время взросления, стремление к самостоятельности, неопределённость. Уход из родительского дома; 23-28 лет - осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе, встреча со спутником жизни, заключение брака, вхождение в раннюю взрослость (молодость), 29-32 года - переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными, иногда жизнь строится заново - кризис 30 лет; 33-39 лет - «буря и натиск», как бы возврат отрочеств, достижение пика ранней взрослости, семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным; 40-42 года - переход середины жизни, впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена - кризис 40 лет, 43-50 лет - средняя взрослость, новое равновесие, привязанность к семье, период устойчивого развития; после 50 лет - семейная жизнь, успехи детей являются источником постоянного удовлетворения, вопросы о смысле жизни, ценности сделанного [20, с. 74].
Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой.
В нашей работе мы будем
рассматривать специфику
Молодость (от 20-23 до 30 лет). Специфика молодости как возрастного этапа заключается в выборе спутника жизни, создании семьи, а также в овладении выбранной профессией. Напомним, что в юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества. При удачном профессиональном самоопределении, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости [20, с. 151].
На этом этапе профессиональный стресс может выражаться в том, что ожидания от работы не совпали с реальностью, а требования оказались трудновыполнимыми.
Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла, если недостаточно благополучно прошла стадия самоопределения. Может происходить «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности» [20, с. 152].
Профессиональный стресс может выражаться в том, что сотрудник чувствует, что его деятельность, его профессия «сковывает» его развитие, что он выбрал не то, и идёт не в том направлении. Происходит болезненный процесс решения экзистенциальных проблем, уяснения смысла своей жизни, подведения ее первых итогов.
Зрелость (от 30 до 60-70 лет). Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает у него как творческую и профессиональную продуктивность, так и вклад в воспитание, утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес. Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями. Развитие личности зрелого человека требует взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей [20, с. 153].
Прошлый опыт, при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого, что способствует развитию профессионального стресса.
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, это так называемый кризис 40 лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это своеобразное повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Человек начинает остро переживать неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями [20, с. 166].
Наиболее выражен
Также на уровень профессионального
стресса у сотрудника влияет стаж
его работы, а именно со стажем увеличивается
толерантность и
Важно чтобы большой стаж работы положительно соотносился с возможностью карьерного роста для избегания развития профессионального стресса сотрудника [20, с. 189].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на возникновение у сотрудников профессионального стресса влияют: индивидуально-психологические характеристики сотрудника (например, уровень эмоциональной устойчивости, умение контролировать эмоции, склонность к рискованному поведению), свойства его нервной системы (так при большой психической напряженности раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой, а лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную, ответственную ситуацию), возраст сотрудника (наиболее выражен профессиональный стресс в 40 - 50 лет) и стаж работы.
Представители некоторых
профессий работают в экстремальных
ситуациях, что естественно способствует
возникновению
В настоящее время существует
много психологических
В зарубежной литературе указывается на два типа реакций человека в экстремальных условиях. Первый тип реакции заключается в том, что субъект в первую очередь обращает внимание не на себя, а на устранение опасности. Второй тип показывает обратный порядок событий [3, с. 96].
А.В. Солодкова и Е.А. Милерян считают, что, эффективность действий человека в экстремальных условиях зависит от типа его поведения, и, в частности, выделяет три типа: «напряженный», «трусливый», «тормозной». Так, «напряженный» тип характеризуется повышенной напряженностью в выполнении задания, «трусливый» - в преднамеренном уклонении от выполнения порученных ему функций, «тормозной» - выражается в полной заторможенности его действий [27, с. 368].
По мнению Л. А. Китаева-Смыка, воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации [17, с. 294].
В работах В.А. Петровского по проблеме поведения субъекта в условиях опасности отмечается, что некоторые индивиды при наличии явной угрозы испытывают острое влечение к ней. Особенно часто наблюдается тенденция к риску у тех лиц, профессиональная деятельность которых заключает в себе элемент опасности [43, с. 172].
При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают как профессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более специфичных - психологическая устойчивость, тревожность, отношение к риску и так далее.
Особый интерес представляют
такие особенности личности, которые
способны регулировать уровень функционального
состояния при несении службы.
Наиболее часто таким качеством
выступает эмоциональная
Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной [13, с. 107].
Важную роль в профессиональной деятельности служб экстремального профиля играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой. Лица, склонные к риску в боевой обстановке тушения пожара, отличаются от лиц, не склонных к риску, самоотверженным поведением, сохраняя хорошую работоспособность в опасных для жизни условиях. В источнике опасности находят прилив дополнительных сил, переживаемая опасность доставляет им удовлетворение, помогая выполнению боевого задания на высоком профессиональном уровне. Они с желанием и охотой выезжают на спасательные вызовы, в пути следования шутят, смеются, многие из них интересуются предполагаемыми боевыми действиями. Лица, не склонные к риску, особой инициативы не проявляют, но и не самоустраняются от выполнения боевого задания [19, с. 57].
Психологическая устойчивость
в большей степени выражена у
лиц, мало подверженных тревоге. Эти
лица более рациональны и с
меньшим эмоциональным
Информация о работе Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»