Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследовать профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Объект исследования: профессиональный стресс. Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель». Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля, а именно спасателей, прямопропорционально зависит от их стажа работы. Задачи исследования: изучить профессиональный стресс как социально-психологическую проблему; рассмотреть сотрудников как субъектов профессионального стресса; выявить особенности профессиональной деятельности спасателя; организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению профессионального стресса у спасателей; разработать рекомендации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……………..6
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального стресса сотрудников служб экстремального профиля……………………………………………...……..9
1.1 Профессиональный стресс как социально - психологическая
проблема.……..………………………………………………………..….………9
1.2 Сотрудники как субъекты профессионального стресса……….......…21
1.3 Особенности профессиональной деятельности спасателя………………...30
Выводы по первой главе…………………………………………………………...38
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального стресса сотрудников КГКУ «Спасатель»………………………………………………………………....40
2.1 База, этапы и методы эмпирического исследования…………………….…40
2.2 Анализ результатов исследования………………………..……………..…..44
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального
стресса спасателей……………………………………………..……...…………56
Выводы по второй главе…………………………………………...………………64
Заключение………………………………………………………….…...………….67
Библиографический список………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Копатиловой А..docx

— 444.01 Кб (Скачать)

человек   не  в   состоянии   выполнить,  сверхстимуляция   и   тому подобное.

2) В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек - среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного   достоинства работника [25, с. 237].

Многие учёные считают, что  центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и  коррекции) способов и результатов  деятельности. В работах Р.А. Карасик, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании  исследований проблемы контроля выдвинута  гипотеза, что переживание стресса  возникает при взаимодействии между  двумя факторами - ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Автор считает, что «активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требования с отставленной реализацией) - ученые, архитекторы, ремонтники, - они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику [4, с. 56].

По мнению В.А. Бодрова, из множества моделей профессионального стресса, наиболее известной является так называемая Мичиганская модель      (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса, вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения. Модель данного стресса представлена на рисунке 1.

        


Устойчивые свойства человека

(генетические, демографические, личностные)

 

 

Предметная среда

 

 

Психологическая среда

 

 

Реакции (психологические, физиологические, аффективные)

 

 

Душевное физиологическое здоровье и болезнь

 

А

 

B

 

C

 

D

 

Межличностные отношения


 

Рисунок 1 - Мичиганская модель профессионального стресса

 

Другая модель профессионального  стресса предложена Мак Грасом. Согласно этой модели источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов. Данная модель представлена на рисунке 2.

 

1) Ситуации

Последствие

4) Поведение

Процесс когнитивной оценки

 

Процесс выполнения

 

2) Воспринимаемая ситуация

Процесс решения

3) Выбор реакции


 

Рисунок 2 - Модель профессионального стресса Мак Граса

 

По  мнению Т. Кокс,  модель   профессионального   стресса включает:

1) требования к индивиду;

2) индивидуальные особенности,  навыки и общие способности  адаптации к требованиям (личные  ресурсы);

3) ситуационные   ограничения,   влияющие   на процесс  адаптации;

4) внешняя поддержка. 

Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения  стресса. Более важно рассогласование, которое возникает между уровнем  требований и личностными ресурсами, причем уровень такого рассогласования  может обусловливать либо только функциональную активацию (напряжение), либо при его значительных величинах  - развитие стресса [4, с. 61].

Общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов подобно представлена в работе М. Смит и более детально изложена ранее М. Смит и П. Караян. В целом факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы. Данная модель представлена на рисунке 3.



Система труда:

содержание работы (задание);

организация труда;

средства труда, технологии;

условия труда.

Стрессовые реакции:

эмоциональные;

физиологические;

поведенческие.

Последствия стресса:

соматические, психические  заболевания;

нарушения эффективности  и надёжности работы;

конфликты.

 

 

   

Индивидуальные характеристики субъекта:

      1. личность;
      2. когнитивные процессы;
      3. состояние здоровья;
      4. знания, навыки, опыт.

 

Рисунок 3 - Модель профессионального стресса М. Смита

 

Общим для всех моделей  профессионального стресса является то, что авторы стремились определить его сущность, главным образом, через  регистрируемые параметры.

С этой точки зрения, как  отмечает Н.И. Наенко, можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности.

Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую  природу стресса, раскрыть психологические  предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как  индикаторы психических процессов [31, с. 76].

Краткий обзор различных  теорий и моделей стресса свидетельствует  о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо одну сторону многогранной проблемы.

Продвижение вперед в понимании  этого явления возможно путем  дальнейшего развития отдельных  теоретических положений, а также, что очень важно, пытаясь их совместить, сопоставить, дополнить для получения  более цельной картины.

Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных  факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности.

Экстремальные ситуации делятся  на кратковременные, когда актуализируются  программы реагирования, которые  в человеке всегда «наготове», и  на длительные, которые требуют адаптационной  перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне не приятной, а подчас неблагоприятной  для его здоровья [17, с. 153]

При кратковременных сильных  экстремальных воздействиях ярко проявляются  различные симптомы стресса. Кратковременный  стресс - бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации «глубоких». Если «поверхностных» резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации «глубоких» недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то индивид может погибнуть при совершенно неизрасходованных      «глубоких»      адаптационных     резервах    [4, с. 115].

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов, описывая состояния кратковременного стресса, отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции  на  лице,  резкое   учащение перистальтики и так далее [28, с.83].

Длительный стресс характеризуется  постепенной мобилизацией и расходованием  и «поверхностных» и «глубоких» адаптационных              резервов [25, с. 247].

Н.В. Самоукина, выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса).

    1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
    2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и другое). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
    3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и тому                         подобное [37, с. 235].

Проведённый В.А. Бодровым анализ материалов об основных причинах развития профессионального стресса, позволил автору составить классификацию  характеристик трудовой деятельности, которые могут рассматриваться  как вероятные источники стресса.

Причины профессионального стресса по В.А. Бодрову.

1) Организационные характеристики: структура (специализация и разделение труда, централизация управления, соотношение структуры и функции организации, формализация задания, участие в управлении, принятии решения, кадровая политика, продвижение по службе; процессы (цели деятельности - реальность, ясность, противоречивость и так далее, обратная связь о результатах деятельности, профессиональная подготовка, переподготовка);  управление (политика найма, оценки деятельности, оплата труда, режим работы, сдвиги рабочих смен, охрана труда и техника безопасности, забота о здоровье, организация рабочего места).

2) Рабочие характеристики: содержание работы (объем работы , то есть величина рабочей нагрузки, сложность задания, наличие проблемных ситуаций, ответственность, опасность задания, информационная загрузка, временные ограничения, способы выполнения действий, проявления творчества, поиска, риска); средства работы (безопасность труда, надежность техники, компоновка приборов на рабочем месте, кодирование информации, разборчивость текстуры, светотехнические особенности приборов, конструкция органов управления); физико-химические и технические условия труда (микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте, шум, вибрация, освещенность, факторы опасности и вредности, конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления, интерьер, дизайн помещения); социальные условия (психологический климат, совместимость, сплоченность, межличностные отношения, конфликты, ролевой статус, конкуренция, личное доверие, общественное     признание,      одобрение,      социальная      ответственность).

3) Индивидуальные характеристики: профессиональные (уровень знаний, навыков, умений, профессиональный опыт, стремление к профессиональному совершенствованию, кризисы карьеры, удовлетворенность профессиональных ожиданий, результатов и целей); морально-нравственные и организационные (нравственная зрелость и устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, профессиональная ответственность, аккуратность); психологические (трудовая направленность, развитие способностей и профессионально важных качеств, особенности личности, например, тревожность, интернальность-экстернальность, нейротизм, агрессивность,  ригидность, интровертированность - экстравертированность, эмоциональная реактивность, склонность к риску и другие, психические состояния, такие как уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия, поведение типа А или В); физиологические (острые и хронические заболевания, пороги чувствительности анализаторов, биологические ритмы, функциональная асимметрия парных органов, функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и другие), возрастные изменения, вредные привычки; физические (развитие силы, скорости, ловкости, выносливости, антропометрические и биомеханические особенности) [4, с. 138].

Информация о работе Профессиональный стресс сотрудников КГКУ «Спасатель»