Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать профессионально важные качества спасателя и их роль в обеспечении успешной деятельности
Задачи курсовой работы:
-осветить понятие личности и личности спасателя
-представить основные компоненты структуры личности
-обобщить ряд крупнейших теории личности
-дать характеристику профессиограммы «спасатель»
-разъяснить понятие психологической устойчивости
Введение
Глава1:название
1.1Психология личности и основные компоненты структуры личности
1.2§Основные направления в теории личности
2 глава
1§Личность спасателя
2§Профессиограмма «спасатель»
3 глава
1§Практическая часть: психологическая и эмоциональная устойчивость
и ее тестирование и восстановление спасателей.
Заключение
Список использованных источников
Говоря феменологически, каждый из нас реагирует на события в соответствии как мы субъективно воспринимаем их. Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной доктрины положение, что психологическая реальность феноменов является вспомогательной функцией того, как они воспринимаются людьми.
В феноменологическом направлении центральное место занимает положение о том что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по своей сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия самосовершенствующимися. Карл Роджерс сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.
В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства — тенденцию актуализации, врожденное стремление актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и роста потенциала.
Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждал собственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субьективная реальность — личный мир переживаний человека. Центральное место в субъективном мире принадлежит Я -концепции, наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющие такие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условие ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом.
Роджерс
утверждал, что люди большей частью
ведут себя в соответствии с Я-концепцией.
Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую очередь таких как: тип нервной деятельности, опыт специалиста, уровень профессиональной подготовки, уровня развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный), мотивационный и психомоторный компоненты. Психологическая устойчивость – не просто сумма компонентов, а интегральное образование. Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.
У специалистов нет единого мнения относительно ведущего компонента психологической устойчивости. Одни исследователи считают ведущим познавательный компонент, другие представляют ведущими эмоциональный и волевой компоненты как эмоционально-волевую устойчивость. В некоторых исследованиях ведущим компонентом рассматривается мотивационный. Представляется, что применительно к кризисам профессионального становления, правомерно считать ведущим компонентом психологической устойчивости именно мотивационный. Ведь основной вопрос, который задает специалист в период кризиса: «Для чего работаю? В чем смысл моей работы? Что моя работа дает людям, что меняет в окружающем мире?». Не находя ответа на эти вопросы, специалист либо идет по пути, на котором нарушения профессионального, а затем психического здоровья, неизбежны, либо уходит из профессии.
Условия
профессиональной деятельности спасателей
и пожарных предъявляют повышенные
требования к эмоциональной сфере
и личностным характеристикам специалистов.
В работах отечественных
Профессиональная пригодность человека, является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества – качества субъекта (как индивидуально-психологические свойства, так и отношения личности), включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам (качеству и надежности).
В
качестве профессионально важных
качеств могут выступать индивидуально-психологические
свойства личности (сенсорные, перцептивные,
аттенционные, психомоторные, мнемические,
мыслительные, речевые, эмоциональные,
волевые), отношения личности (к себе, другим
людям, труду, своей профессии, профессиональным
задачам, материальным и нравственным
ценностям и др.).