Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать профессионально важные качества спасателя и их роль в обеспечении успешной деятельности
Задачи курсовой работы:
-осветить понятие личности и личности спасателя
-представить основные компоненты структуры личности
-обобщить ряд крупнейших теории личности
-дать характеристику профессиограммы «спасатель»
-разъяснить понятие психологической устойчивости
Введение
Глава1:название
1.1Психология личности и основные компоненты структуры личности
1.2§Основные направления в теории личности
2 глава
1§Личность спасателя
2§Профессиограмма «спасатель»
3 глава
1§Практическая часть: психологическая и эмоциональная устойчивость
и ее тестирование и восстановление спасателей.
Заключение
Список использованных источников
человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может служить осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:
R=f(S,P)
Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция f от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (Р). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.
Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные, такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией. Более того, необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации. Например, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, то в предсказании его ответной реакции наибольший вес следовало бы приписать такой черте, как тревожность.
Ганс
Айзенк: теория типов личности
Основные концепции и принципы теории черт личности
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, и типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встреч- другим человеком. Если мы видим, что он делает это всяки раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с друга людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано на , на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют черту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.
Рассматривая
иерархическую модель личности по Айзенку,
следует отметить что здесь слово
тип предполагает нормальное распределение
значений параметров на континууме. Поэтому,
например, понятие экстраверсия представляет
собой диапазон с верхним и нижним пределами,
внутри которого находятся люда соответствии
с выраженностью данного качества. Таким
образом, экстраверсия это не дискретный
количественный показатель, а некий континуум.
Поэтому Айзенк использует в данном случае
термин тип.
Скиннер
– научающее - бихевиоральное направление
в теории личности
Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных денных способностей.
В поведенческом анализе человек рассматривается как организм который об приобретенным набором поведенческих реакций
Следовательно,
по Скиннеру, изучение личности включает
в себя нахождение, своеобразного характера
взаимоотношений между поведением организма
и результатами, подкрепляющими его. В
соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные
различия между людьми следует понимать
в терминах интеракций по поведение —
окружение во времени. Изучать же предполагаемые
свойства и воздействия каких-то гипотетических
структур внутри человека — только
терять время;
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
В
центре социально- когнитивной теории
лежит положение о том, что
новые механизмы поведения
Достижения в области теории научения переместили фокус причинного анализа гипотетических внутренних сил на влияние окружения. С этой точки зрения, поведение человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. Но, по мнению Бандуры, объяснять поведение таким образом - значит выплескивать вместе с водой ребенка. Внутренним «ребенком», о котором следует помнить, для Бандуры были самостоятельные познавательные процессы. Другими словами, радикальный бихевиоризм отрицал детерминанты поведения человека, возникающие из внутренних наивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния кружения — они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем е объяснение поведению человека. С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и е реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обознаначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами. Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, меняются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы. Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение.
Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточно фактов в ее поддержку. Также были обсуждены исследования, касающиеся изменения самоэффективности при помощи терапевтического вмешательства в качестве стратегии для снижения проблем поведения, связанных со страхом и тревогой.
В
разделе, посвященном прикладному
применению социально-когнитивных
концепций, был рассмотрен феномен самоконтроля.
Были описаны пять основных шагов, включенных
в поведенческий самоконтроль, определение
изменяемого поведения, сбор основных
данных, разработка программы самоконтроля,
выполнение и оценка программы самоконтроля
и завершение программы самоконтроля
наряду с примерами, показывающими, как
самоконтроль может быть осуществлен
в жизни человека.
Джулиан
Роттер - теория социального научения
основные концепции и принципы
В центре внимания теории Социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно анализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.
Потенциал поведения
Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим понимается вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением.
Концепция поведения Роттера включает в себя фактически все виды человеческой активности в отвечающих ситуацию-стимул, которые только каким-то образуют можно обнаружить в измерить.
Теория социального научения Джулиана Роттера подчеркивает значение мотиивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения п контексте социальных ситуаций. В частности, Роттер выделяет четыре важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация. Роттер объединяет эти переменные в основную формулу прогноза. Формула показывает, что потенциал данного поведения в специфической ситуации является функцией ожидания того, что подкрепление последует за этим поведением, плюс ценность ожидаемого подкрепления.
Роттер
использует более общую формулу
для прогноза поведения в каждодневных
ситуациях, с которыми сталкивается человек.
Эта формула показывает, что потенциал
потребности есть функция от свободы деятельности
и ценности
потребности. Концепции потребности,
потенциала потребности, ценности потребности,
свободы деятельности (включая минимальную
цель), с точки зрения Роттера, позволяют
более точно прогнозировать реальное
поведение в жизни, чем это можно сделать
с помощью основной формулы. Основным
конструктом в социально-научающей теории
Роттера является локус контроля, или
обобщенное ожидание того, в какой степени
люди контролируют подкрепления в своей
жизни.
Джордж
Келли - теория личностных конструктов
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого психологи постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. свой подход теорией личностны конструктов, Келли концентрирует на психологических процессах, которые позволяют людям организовать события, происходящие в их жизни.
Личностные конструкты: модели для действительности
Ученые
создают теоретические
Именно эти понятийные системы, или модели Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт это идея или мысль которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объясню: в предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которы осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести.
В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает:
Стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили.
Келли предполагал, что все личностные конструкты в природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переваривая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга у них есть общие свойства и при этом отличаются от других. Например, человек может заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то черный, а кто- белый; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагиваться до каких-то нет.
Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для формирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух.
Подобно
магниту, все конструкты имеют два
противоположных полюса. То, в два
элемента считаются похожими или
подобными, называется полюсом сходства
конструкта; то, в чем они противоположны
третьему элементу, называется полюсом
контраста конструкта. Цель теории личностного
конструкта - объяснить, каким юзом люди
интерпретируют в прогнозируют свой жизненный
опыт с точки зрения сходства и различий.
Абрахам
Маслоу - Гуманистическое направление
в теории личности
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии психоанализу и бихевиоризму.
Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии.
Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребное: Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей Маслоу по доминированию или необходимости: 1) физиологические; 2) безопасное защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.
Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в человеке так же, как и дефицитарные потребности. Неудовлетворение метапотребности вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение - вот некоторые качества из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемы людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.
Карл
Роджерс: феноменологическая теория личности
Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феменологический подход к личности. Феменологическое направление считает реальным для индивида (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий.