Профессионально важные качества спасателя и их роль в обеспечении успешной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - охарактеризовать профессионально важные качества спасателя и их роль в обеспечении успешной деятельности

Задачи курсовой работы:

-осветить понятие личности и личности спасателя

-представить основные компоненты структуры личности

-обобщить ряд крупнейших теории личности

-дать характеристику профессиограммы «спасатель»

-разъяснить понятие психологической устойчивости

Оглавление

Введение

Глава1:название

1.1Психология личности и основные компоненты структуры личности

1.2§Основные направления в теории личности

2 глава

1§Личность спасателя

2§Профессиограмма «спасатель»

3 глава

1§Практическая часть: психологическая и эмоциональная устойчивость

и ее тестирование и восстановление спасателей.

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по психологии.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

    -Управление  и прогнозирование будующей потребности  в людских ресурсах

    -Принятие  участия в различных операциях  на местах

    -Обнаружение  потенциальной опасности

    -Обеспечение  безопасности людей

    -Спасение  людей и имущества

    

    -Прохождение  сборов в учебных центрах

    -Проведение  мероприятий по профилактике  в Ч.С.

    -Работа  на обьекте связанная с обеспечением  безопасности

    -Составление  инструкций по правилам безопасности для обьекта в целом и отдельных подразделении для обьекта

    -Разъяснение  инструкций сотрудникам обьекта

    2) Качества обеспечивающие выполнение  профессиональной деятельности

    -Способность  переносить большие физические  нагрузки

    -Координация  движении

    -Психическая  и эмоцианальная устойчивость

    -Способность  быстро реагировать

    -Способность  к принятию самостоятельных решений

    -Способность  к концентрации внимания и  к его переключению

    -Развитая  наглядно образная память

    -Развитое  аналитическое мышление

    -Способность к волевому саморегулированию

    -Способность  быстро принимать решения в  зависимости от ситуации

    -Высокая  самоорганизация

    -Способность  к быстрой организации других  людей на выполнение задач

    3) Личные качества

    -Порядочность  и нравственность

    -Патриотизм

    -Организованность 

    -Наблюдательность

    -Решительность 

    -Требовательность  к себе

    -Высокая  физическая и психическая выносливость

    -Эмоцианальная  устойчивость и выдержанность

    -Отзывчивость 

    -Чувство  долга

    -Находчивость

    4) Качества препятствующие  выполнению  профессиональной деятельности

    

    -Трусость 

    -Невнимательность

    -Безответственность 

    -Рассеянность

    -Неорганизованность

    -Быстрая  утомляемость

    -Агрессивность

    -Чрезмерная  импульсивность

    -Отсутствие  физической и психической выносливости

    Для профессии спасателя преобладающии тип мышления является «Приложение процедура»

    Такие люди лучше чувствуют себя когда  точно и пунктуально выполняют  все известные заранее процедуры  решения поставленной задачи

    4)Межличностное взаимодействие- для спасателей характерно взаимодействие по типу вместе.

    Человек стремится действовать вместе с  другими, для него подходит такая  работа происходящая при постоянном взаимоотношении с другими

    Предпочтению  отдается выполнению общей работы командой, человек соглашается на некоторую  зависимость от других людеи в работе.

    Личность  спасателя

      Исходя из основных компонентов структуры личности определим личность спасателя

    Психофизиологические  свойства

  1. Отсутствие психопатологических расстройств
  2. Наличие Ч.М.Т., родовых травм и девиантного поведения
  3. Сильный тип нервной деятельности
  4. Преобладающие типы темперамента: сангвиник, холерик с условием наличия способности контролировать действия
  5. Атлетическое телосложение
  6. Физиологические потребности в зоне комфорта

    Направленность  в профессиограмме

  1. Четкая система целеполагания- способность к поэтапному планированию своих действий и поступков
  2. Высокая способность прогнозирования своих действий, этапов своей жизни
  3. Осознание жизненных целей

    

  1. Потребность в общении, действиях, контактах
  2. Высокая активность, стремление к действию
  3. Преобладание мотивации достижения над преобладанием мотивации избегания неудач, высокая мотивация достижения поставленных целей
  4. Альтруистические побуждения
  5. Осознание своей профессиональной деятельности, помощь другим людям

    

    Способности

  1. Интеллектуальный уровень выше среднего (23 ивыше бала)
  2. Развитое аналитическое мышление
  3. Развитая наглядно образная память
  4. Способность к быстрой концентрации внимания.
  5. Способность к быстрому переключению внимания
  6. Способность быстро реагировать на ситуацию
  7. Способность переносить большие физические нагрузки
  8. Способность к волевому саморегулированию

    Самооценка  в профессиограмме спасатель

  1. Адекватный уровень самооценки
  2. Самоприятие (Позитивная оценка физического облика и качеств)
  3. Способность к самокритике

    Коммуникативные качества

  1. Открытость , способность к быстрому установлению контактов
  2. Психологическая направленность к людям
  3. Способность к сопереживанию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  направления в теории личности

    первое

    Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности 

    Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.

    Ид- слово ид происходит от латинского оно по Фрейду означает исключительно  примитивные,  инстинктивные и  врожденные аспекты личности. Ид функционирует  целиком в бессознательном и  тесно связанно с инстиктивными  биологическими побуждениями которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду Ид- нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов не подчиняющееся правилам. Ид- сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структуры психики ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни- немедленную разрядку психической энергии производимой биологическими побуждениями. Последние когда они сдерживаются и не находят разрядки создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели — этот факт может, как сказал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматически и психическими процессами в организме. Он писал, что оно прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей.

    Фрейд описал два механизма, посредством  которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и  первичные процессы. В первом случае ид  отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снижает  напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных механизмов - кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что некоторые действия ве всегда снижают уровень раздражения Так, пи одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребенку достать пишу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом предвидения. Ид формирует психический образ 
 
 
 

      объекта, первоначально связанного  с удовлетворением основной потребности.

    

    Способность к отсроченному удовлетворению впервые  возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

    Эго (от лат. я) это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру в функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реалии.

    Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранении организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так инстинктивных  потребностей ид, эго должно постоянно  осуществлять дифференциацию между  событиями в психическом плане в реальными событиями во внешнем  мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ  пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается ид при помощи определенных действий, дающих ид возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира — искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого сохранение целостности

организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом.

    Принцип реальности дает возможность индивидууму  тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивид ума. Например, выражение сексуальной потребности откладывается до тех пор пока не появится подходящий объект и обстоятельства.

    Суперэго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе , он должен иметь систему ценностей, норм и этики разумно совместимых с теми, что приняты в окружении. Все это принимается в процессе социализации.

    Суперэго  – последний компонент развивающейся  личности, представляющий версию общественных норм стандартов и поведения. Люди обретают его благодаря взаимодействию с учителями, родителями и другими фигурами. Оно появляется тогда, когда человек познает что правильно, а что нет, что хорошо и что плохо.

    Фрейд разделил Суперэго на две подсистемы совесть и эго идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект Суперэго это эго идеал. Он формируется из того, что родители высоко ценят или одобряют и ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов Суперэго считается полностью сформировавшимся если родительский контроль заменяется самоконтролем. Суперэго пытается полностью затормозить любые импульсы со стороны ид и ведет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

      

    Альфред Адлер: индивидуальная теория личности 

    Психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося.

    Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Согласно Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установлении и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различает четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

Информация о работе Профессионально важные качества спасателя и их роль в обеспечении успешной деятельности