Профессионально важные качества спасателя и их роль в обеспечении успешной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - охарактеризовать профессионально важные качества спасателя и их роль в обеспечении успешной деятельности

Задачи курсовой работы:

-осветить понятие личности и личности спасателя

-представить основные компоненты структуры личности

-обобщить ряд крупнейших теории личности

-дать характеристику профессиограммы «спасатель»

-разъяснить понятие психологической устойчивости

Оглавление

Введение

Глава1:название

1.1Психология личности и основные компоненты структуры личности

1.2§Основные направления в теории личности

2 глава

1§Личность спасателя

2§Профессиограмма «спасатель»

3 глава

1§Практическая часть: психологическая и эмоциональная устойчивость

и ее тестирование и восстановление спасателей.

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по психологии.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

    Адлер полагал, что стиль жизни создается  благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции   первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье.  Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной   психологии, является социальный интерес   —  внутренняя тенденция человека к участию в создании ого общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

    Судя  по исходным положениям, которых придерживается Адлер, этот ученый,  не будучи «неофрейдистом», как он сам считал, может быть гораздо лучше как предвестник

    

современной гуманистической и феноменологической психологии

    В то время как теоретические положения  Адлера общепризнанно имеют высокую практическую ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. Причина трудностей эмпирической валидизации конструктов индивидуальной психологии заключается в том, что они слишком глобальны, а вся теоретическая система достаточно полно систематизирована. Эмпирические исследования по вопросу порядковой позиции ребенка в семье показывают, что первенцы находятся впереди в интеллектуальных достижениях, а последние дети в семье нет. 

    Карл  Густав Юнг: аналитическая теория личности 

    Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательно и коллективного бессознательного.

    Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения благодаря  которым мы чувствуем свою целостность, постоянство я воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

    Личное  бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, во теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом,  концепция личного бессознательного в чем-то похожа на теорию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств в воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплекс скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно влияние на поведение индивидуума. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса и даже весь комплекс могут осознаваться оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь.

    И наконец, Юнг высказал мысль о  существовании более глубокого  слоя структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище следов памяти человечества в даже наших человекообразных предков.

    

    В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ  и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил с Юнг, в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возводящееся в структуре мозга каждого. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности.

    Важно отметить, что концепция коллективного  бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом в  Фрейдом.

    Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что  коллективное бессознательное состоит  из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели. 

    Эрик  Эриксон: эго — теория личности 

    Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно  развития эго. Хотя он неизменно настаивал  на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о псохосексуальном развитии новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. Скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности,  с иным направлением развития, которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид  инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго—психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго- психология описывает людей как более радикальных и поэтому принимающих осознанные решения. В то время как Фрейд считал, что эго бореi пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эрик считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития становятся все более и более компетентным.

    Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуальности взаимоотношения  с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья.

    

    В-третьих, теория развития эго охватывает все  жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и  старости). Фрейд, напротив, под влиянием ранних детских переживаний не уделял внимания вопросу развития за пределами генитальной стадии.

    И наконец, в-четвертых, у Фрейда и  Эриксона различные взгляды на природу  и разрешение психосексуальных конфликтов.. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к  способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации развития личности. Знание того, как человек справлялся с каждой из знакомых жизненных проблем как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни. 

    Гуманистическая теория личности Фромма 

    Фромм стремился расширить горизонты  психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начина конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В го же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личностной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, желающие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувств полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму от экономических и политических систем общества.

    

    Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительному человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремящих к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность поколении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность теме взглядов и преданности. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием

    способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера — рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный, продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд. 

    Социокультурная теория личности Карен Хорни 

    Теория  Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности Е рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, л:о у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

    К сожалению, в литературе, посвященной  исследованиям, встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические  и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в области психологии, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

    Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определят личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога ощущение беспомощности во враждебном мире  — является основой невроза. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на разные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного отношения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротических обычно преобладает одна из них.

      

    Гордон  Олпорт: диспозициональнал теория личности 

    Концепция черты личности

    Не  существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с  определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга.

    Что такое черта личности? Олпорт определял  черту как «нейропсихическую  структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы адаптивного и экспрессивного поведения. Проще говоря, черта это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек дружелюбен, он будет скорее разговорчивым в общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

    Черты — это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций.

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности 

    Теория  черт личности

    Теория  Кеттела стремится объяснить  сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на многих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.

    Согласно  Кеттелу, личность - это то, что позволяет  нам предсказать поведение

Информация о работе Профессионально важные качества спасателя и их роль в обеспечении успешной деятельности