Проблема психического здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия
Глава 2. Дошкольное детство
2.1.Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 37.47 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «_______________________________»

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А
 

По дисциплине: «Психология развития и возростная психология»

Тема: Проблема психического здоровья детей дошкольного возраста.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса

4 семестр

Маркова Ольга Максимовна 
 
 
 

Тюмень, 2010  
 
 
 

     Содержание 

Введение

Глава 1. Психологическое  здоровье. Основные понятия

Глава 2. Дошкольное детство

2.1.Особенности  психологического здоровья детей в дошкольном возрасте

2.2. Факторы, влияющие  на психологическое здоровье детей дошкольного возраста 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблема  психологического здоровья подрастающего  поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.

     От  состояния здоровья детей зависят  качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая  структура и социально-психологические  особенности через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения  России 90-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2010–2040 гг. В детском возрасте закладывается  фундамент личности, формируются  ее основные качества: физическое и  психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде  жизни, являются наиболее важными и  прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев –  практически невозможно.

     Экологическая катастрофа, алкоголизм и социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели к резкому увеличению различного рода соматических, нервных и психических заболеваний у детей различных возрастов. Эти болезни являются одной из основных причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников, а в некоторых случаях - преступлений.

     Успешное  становление ребенка как личности определяет не только его включение  в общественную жизнь, нахождение своей  ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.

     В настоящее время экономическое  и социальное положение в нашем  обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих  решения.  Важная роль в концепции  модернизации образования отводится  здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».

       Сегодня проблема психологического  здоровья является актуальной  и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев,  Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов,   А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова,  О.В.Хухлаевой,  Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

     Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного возраста.

     В ходе  работы решались следующие  задачи:

     1. изучить  особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;

     2. дать анализ основных теоретических  подходов к проблеме психологического  здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;

     3.   выявить факторы, влияющие на  психологическое здоровье детей; 
 

     Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам работы:

     • изучение  теоретических и прикладных исследований в  области общей, возрастной и специальной психологии;

     • сравнительный анализ    исследуемой  проблемы на основе изученной литературы.

      

       Работа состоит из введения,  четырех  глав, заключения и  библиографии.

     Во  введении  указаны   цели, основные   задачи, методы   исследования.

     В первой части   раскрыты общие понятия психологического здоровья личности на основе трудов зарубежных  и отечественных психологов.

       Во второй части рассмотрены особенности психологического здоровья детей в дошкольном детстве, выявлены факторы, влияющие на психологическое здоровье детей.

     В заключении на основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы  сформулированы основные выводы.

     В списке используемой литературы указана психолого-педагогическая, дидактическая, методическая   литература.  

      

      

 

      Глава 1. Психологическое  здоровье. Основные понятия 

     Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

     В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия». [3, с.45]

     В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода к его рассмотрению (О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов).  В самом общем приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне  рассматривают понятие «здоровой личности»  и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. [9]

     Появление термина «психологическое здоровье»  связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

     Термин  «психологическое здоровье человека»  фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

     И.В.Дубровина  в книге «Психическое здоровье детей  и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. [6, с.153]

     Данный  теоретический ход осуществлен  в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении». [10,с.385] Б. С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все большего количества людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен».[2, с.77]

     Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.

     Широко  распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева,  Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его  критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший  – креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный – дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество»,  средний – адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность. [26, с.42]

     В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что  психологическое здоровье подразумевает  стрессоустойчивость, гармонию и духовность.

     Многие  ученые психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Маслова) описывают психологически здорового человека в следующих характеристиках:

  • Наличие ориентации на реальность;
  • Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
  • Спонтанность;
  • Центрованность на проблеме, а не на себе;
  • Наличие потребности в одиночестве;
  • Автономность и независимость;
  • Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
  • Духовность;
  • Идентификация с человечеством;
  • Способность к близким отношениям с людьми;
  • Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); высокая креативность;
  • Низкая конформность;
  • Умение принимать ответственность за свою жизнь на себя;
  • Обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.

     На  современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического  здоровья детей могут стать:

     •  Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка,   максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. 

     •  Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

     •  Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

Информация о работе Проблема психического здоровья детей дошкольного возраста