Проблема пропаганды наркомании в печатных и виртуальных изданиях молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ современного состояния проблемы пропаганды наркомании в СМИ.
Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
1 . Рассмотреть общую характеристику современных молодежных СМИ
2. Проанализировать влияние западных идеологий на российскую культуру.
3. Рассмотреть проблему пропаганды наркомании в Интернете.
4. Провести социологический опрос на тему «осведомлённость молодёжи в проблеме наркомании».
5. Проанализировать полученные данные.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ………………………………………………….5
Общая характеристика российских молодежных СМИ………………….......6
1.2. Влияние западных СМИ на российскую культуру…………………….…7
1.3. Законодательство РФ о понятии «пропаганды наркотических веществ» ...9
1.4. Проблема пропаганды наркомании в Интернете…………………………..10
1.5. Альтернативные наркотики …………………………………………………12
Выводы по первой главе………………………………………………………….15
Глава II. Исследование влияния СМИ на отношение студентов к наркозависимости. ………………………………………………………………...16
2.1 Организация и этапы исследования………………………………………......16
2.2 Анализ результатов социологической анкеты……………………………….16
Выводы по второй главе…………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………….24
Приложение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

(ТГПУ)

 

Специальность: «Педагогика и психология»

 

Курсовая работа

«Проблема пропаганды наркомании в печатных и виртуальных изданиях молодежи»

 

 

 

                                                                            Выполнила студентка

                                                                                 3 курса: Шабалина А.Ю.

                                                                                                  Проверила: Молчанова Е.П. 

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

Томск 2011

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I.  Характеристика проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ………………………………………………….5

    1. Общая характеристика российских молодежных СМИ………………….......6

1.2. Влияние  западных СМИ на российскую культуру…………………….…7

1.3. Законодательство  РФ о понятии «пропаганды наркотических  веществ» ...9

1.4. Проблема  пропаганды наркомании в Интернете…………………………..10

1.5. Альтернативные наркотики …………………………………………………12

Выводы по первой главе………………………………………………………….15

Глава II. Исследование влияния СМИ на отношение студентов к наркозависимости. ………………………………………………………………...16

2.1 Организация и этапы исследования………………………………………......16

2.2 Анализ результатов  социологической анкеты……………………………….16

Выводы по второй главе…………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………………………….24

Приложение……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема молодёжной  наркомании  в  России  достигла   катастрофических размеров. Наркоманией,  в первую  очередь,  оказываются задетыми  низшие  слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают  в раннем  возрасте  употреблять алкогольные напитки, переходят к токсикомании,  затем к употреблению различных видов наркотиков. Некоторые из них пробуют тяжёлые наркотики и подсаживаются. И если  для них это способ уйти  от  окружающей  их  грязной действительности,  то  отпрыски   богатых родителей начинают принимать наркотики  ради престижа. К сожалению, в молодежной  среде принимать наркотики сегодня  стало модным и почти обязательным  действием. Это негативный эффект пропаганды наркомании.

Средства массовой информации являются основным источником информации в современном обществе, играют важную роль в формировании общественного мнения и молодежной культуры. Именно СМИ могут создать в обществе отрицательную установку на употребление наркотических средств. Поэтому СМИ отведена главная роль в борьбе с наркоманией, в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни среди населения России.

Но, несмотря на запрещение законом пропаганды наркотиков, открыто продолжают выходить в свет материалы, пропагандирующие наркоманию. Свобода слова в СМИ приводит к неосторожным и не корректным статьям и роликам, которые могут подталкивать людей (особенно  подростков, более подверженных влиянию средств массовой информации) к употреблению психоактивных веществ.

Вопрос об устранении  пропаганды наркомании в прессе требует  скорейшего разрешения, так как  регулярная пропаганда наркомании в прессе приведет к тому, что через несколько лет употребление наркотиков  будет рассматриваться обществом как допустимое, пусть и нежелательное, поведение, так же, как употребление алкоголя и никотина.

 Отсюда следует, что промедление решения проблемы пропаганды наркомании в СМИ через несколько десятилетий поставит под вопрос существование нормального человеческого сообщества.

Целью  курсовой работы  является анализ современного состояния проблемы пропаганды наркомании в СМИ. 

Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

1 . Рассмотреть  общую характеристику современных молодежных СМИ

2. Проанализировать влияние  западных идеологий на российскую культуру.

3. Рассмотреть проблему  пропаганды наркомании в Интернете.

4. Провести социологический опрос  на тему «осведомлённость молодёжи в проблеме наркомании».

5. Проанализировать полученные  данные.

Объектом курсовой работы является пропаганда наркомании в СМИ.

Предмет курсовой работы - отношение и восприятие информации о наркомании в СМИ.

В курсовой работе мы выдвинули гипотезу о том, что  СМИ оказывает большое влияние  на отношение молодёжи к психоактивным  веществам.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложения. Первая глава- характеристика проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и  виртуальных СМИ. Глава дифференцирована (Общая характеристика российских молодежных СМИ, влияние  западных идеологий на российскую культуру, законодательство РФ о понятии «пропаганды наркотических веществ», проблема  пропаганды наркомании в Интернете, альтернативные наркотики). Выводы по первой главе. Вторая глава- исследование влияния СМИ на отношение студентов к наркозависимости. Она включает в себя: организацию и этапы исследования, и анализ результатов социологической анкеты.

 

Глава I Характеристика проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и  виртуальных СМИ

 

По данным Федеральной  службы РФ по наркоконтролю сейчас в стране около 503 тысяч явных наркоманов (состоящих под диспансерным наблюдением) - это, по самым оптимистичным подсчетам, одна десятая от общего числа злоупотребляющих.

Основными потребителями  наркотиков является молодежь в возрасте 12-25 лет. По информации Минздрава России, в 2009 году средний возраст приобщения к наркотикам в РФ составляет 15-17 лет, участились случаи  первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет и детьми 6-7 лет.

Это связано с укоренившимся  в сознании молодежи представлением о том, что употребление наркотиков:

- необходимо, причем  во всех сферах жизнедеятельности  человека (наука - «наука и наркотики, всегда идут рука об руку», творчество - помогает «пофантазировать» и др.);

- приятно («находящимся  под их воздействием кажется,  что все отлично»);

- способно решить  проблемы («на какое-то время ликвидируют  чувство тревоги и неуверенности  в своих силах»;

В распространении  информации о наркотиках средства массовой информации играют главную роль - 56,6 % подростков первые сведения о наркотиках получают именно из СМИ, 31,1% - от сверстников, которые, в свою очередь, получают информацию из СМИ

 

 

    1. Общая характеристика российских молодежных СМИ

 

В Российской Федерации  зарегистрировано свыше 350 периодических  изданий для молодежи. Суммарный  тираж этих изданий составляет до 3 млн. экземпляров ежемесячно.

На современном  российском рынке печатных СМИ для  молодежи доминируют издания развлекательного характера (их совокупный ежемесячный  тираж составляет до 75 процентов  от тиража всех типов юношеских и  молодежных изданий).

В настоящее  время на рынке прессы для молодежи безраздельно властвуют российские или западные издания, адаптированные для молодежи, такие как «Cool», «YES», «Ровесник» и др., что еще раз наглядно подтверждает глобализацию информационного рынка. Подобные издания делают упор на развлекательную информацию. Издания идут на поводу у аудитории (которая предпочитает читать о музыке, шоу-бизнесе, сексе, сплетнях, не стремятся поднимать её культурный и образовательный уровень. Огромный крен в молодежных СМИ в сторону музыки, развлечений, моды, анекдотов, приколов».

СМИ, несомненно, могут влиять на уровень потребления  наркотических веществ в обществе. Являясь основным источником информации о наркотических веществах, каждый материал способствует формированию общественного мнения по отношению к проблеме наркомании. И хотя один конкретный материал в СМИ вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию, каждый материал вносит свою лепту в то, чтобы склонить общественное мнение в ту или иную сторону.

Цель СМИ при освещении проблемы наркомании -  способствовать возникновению у аудитории отрицательного отношения к наркотикам.

«СМИ могут  давать необходимые знания о вреде  наркотиков, способствовать формированию установки на здоровый образ жизни  и неприятие наркотиков. Но СМИ могут способствовать и обратным процессам. Это особенно важно предусмотреть и предупредить при освещении проблемы наркомании, чтобы не получить не планируемого обратного эффекта (пропаганды наркотических средств)».

 

 

1.2. Влияние  западных СМИ на российскую культуру

 

Руководитель центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, автор научно-популярной монографии «Культуринтервенция» Н. Е. Маркова - первой в России предложила рассматривать эпидемию наркомании как результат информационного воздействия – драгмаркетинга – и разработала методику борьбы с ним. Она создатель теории о том, что все современные средства массовой информации (не только молодежные), считающие своей аудиторией, в том числе, молодежь 12-25 лет, занимаются скрытой пропагандой наркомании.

Сущность теории в следующем. Все каналы СМИ поставляют для детской и юношеской аудитории  один и тот же набор явно идеологически  окрашенной тематики:

1) Секс-пропаганда, содержащая дискредитацию секса как личностного акта половой любви и пропаганда секса в качестве развлечения. В основном это тема Fast-love (моментального спаривания), извращений и гомосексуализма.

2) Молодежная  мода. Пропаганда шокирующей эпатажной моды с пропагандой различных субкультур, моды для дискотеки, унисекс, клеймения (татуировки, выбривания головы и т.п.). Таким образом, молодежной аудитории навязываются такие признаки внешнего облика, которыми  раньше наделяли людей, от которых хотелось оградиться (заключенные, умалишенные).

3) Девиантность (отклонение, уход с пути, разрушение табу и общепринятых норм поведения). Сюда относится описание различных видов преступлений, публичного полового акта, нецензурная брань и т.д.

4) Мифология  наркотиков. В неё входит пропаганда «безбашенности», «экстремальности», экстремальных видов спорта. Под этим всем скрывается завуалированная для непосвященного взгляда пропаганда наркотиков. Для того, чтобы нормальный человек пришел к наркотикам, надо, чтобы у него появилась «легкость в мыслях необыкновенная», чтобы он, по Пушкину, оказался «у бездны мрачной на краю». Для этого распространяется информация о возможности постижения мистики и сверхчувственного: об астрологии, ужасах, пришельцах, НЛО. Таким образом, вокруг человека образуется мифологическая оболочка, которая способствует полной потере ориентации в жизни. Становится зыбкой грань между реальным и воображаемым. Непонятно, что хорошо, а что плохо. Все это подталкивает молодого человека к безответственному входу в мир наркотиков.

5) Рок-звезды и рок-музыка. Реклама звезды, сведения о её гонорарах, описание успеха и богатства, любовных приключений, сообщения о преступлениях и подверженности наркомании. Время от времени какая-нибудь из рок-звезд вдруг снимается в фильме в роли наркомана. Поскольку с образом «звезды» у молодых людей связываются их поступки и стиль жизни, понятно, какие примеры для подражания им навязываются.

6) Реклама  мест и способов развлечений: реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других «тусовок».

Эти темы вторглись в западное искусство, западные СМИ, а теперь и в нашу культуру. «Практически все информационные продукты, которые поставляет нам Запад, имеют совершенно определенное воздействие, определенную идеологию, моделирующую у молодежи поведение человека, употребляющего наркотики, - говорит Наталья Маркова, - в настоящее время вполне уместно говорить об идеологическом захвате российской культуры, и, как ни грустно это осознавать, мы находимся в состоянии агрессивной культурной интервенции со стороны США и стран Западной Европы». 

Средство борьбы с западной идеологией и пропагандой  наркомании в СМИ, ориентированных  на молодежь, Наталья Маркова видит  в «оздоровлении информационного пространства».

 

 

1.3. Законодательство  РФ о понятии «пропаганды наркотических веществ»

 

В 1998 году был принят Федеральный  закон «О наркотических средствах  и психотропных веществах». Статья 46 этого закона запрещает пропаганду наркотических средств и психотропных веществ. [2]

Из первой части  данной статьи следует, что пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - это деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях.

Вторая часть запрещает пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, равно как пропаганду использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.

Есть еще  статья 6.13 Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров .

Информация о работе Проблема пропаганды наркомании в печатных и виртуальных изданиях молодежи