Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:53, реферат
В последние два десятилетия мир взбудоражен ростом наркомании.
Ещё примерно 25 лет назад во многих районах земного шара существовала общее мнение, что проблема наркомании не угрожает даже тем странам, где вырабатывается сырьё для производства наркотиков.
Широко о росте наркотиков заговорили вначале на Американском и Азиатском континенте, затем в Европе и Австралии. Последние десять лет наркоманическая эпидемия охватила многие страны Африки.
1. Введение в курс наркотизации молодёжи.
2.Анализ причин возникновения наркозависимости.
3.Работа с наркоманами, правильная работа.
4.Категория возраста употребления наркотиков. Кто они такие.
5.Внешнии признаки наркомана. Признаки «Я принял
наркотики»
6.Медицина против наркотиков. Вред вашему здоровью.
7. Заключение.
Наркомания и молодёжь.
План:
1. Введение в курс наркотизации молодёжи.
2.Анализ причин возникновения наркозависимости.
3.Работа с наркоманами, правильная работа.
4.Категория возраста употребления наркотиков. Кто они такие.
5.Внешнии признаки наркомана. Признаки «Я принял
наркотики»
6.Медицина против наркотиков. Вред вашему здоровью.
7. Заключение.
Использование литературы:
Л.Я Олиференко. «Социально- педагогическая поддержка детства» 2002г.
А.Н Моюров. « Анти Алкогольное воспитание» 2003г.
Департамент Краснодарского края. « Формы и методы работы в образовательном учреждении по профилактике наркотической зависимости»
Введение
В последние два десятилетия мир взбудоражен ростом наркомании.
Ещё примерно 25 лет назад во многих районах земного шара существовала общее мнение, что проблема наркомании не угрожает даже тем странам, где вырабатывается сырьё для производства наркотиков.
Широко о росте наркотиков заговорили вначале на Американском и Азиатском континенте, затем в Европе и Австралии. Последние десять лет наркоманическая эпидемия охватила многие страны Африки. У нас эта проблема стала расти последние два десятка лет.
Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ. Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия. Сегодня у нас в стране зарегистрировано уже 2 тыс. наркоманов- подростков, а всего больных около 46 тыс. Наркотики в молодёжной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомлённость по данному вопросу учителей и родителей, работников воспитательной, правоохранительной сферы оставляет желать лучшего. Однако без глубокого понимания данной проблемы взрослые оказываются совершенно бессильными в отношении наркомании.
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связанно с незнанием и непониманием наркомании как явление. Проявляется общая социальная неудовлетворённость, страх перед неизвестным, а потому – пугающим,
боязнь наркомафии, тревога за собственных детей и родственников, эмоциональное впечатление от криминальной статистики, культурно- исторические стереотипы. Всё это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнание наркомана со стороны общества. Эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что подросток – наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами. Единственная среда, где наркомана принимают без упрёков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то «функционировать»,-это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психических веществ.
Таким образом, формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, мифами. В тоже время, втягивая в свою орбиту молодёжь, она выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам, является специфической реакцией на поведения общества по отношению к наркотикам. Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией, это проблема социально- психологической и психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и её непосредственного окружения. Предупредить болезнь гораздо легче, чем её лечить.
2.Известно, что у подростков одной из причин, побуждающих принимать наркотики и другие ядовитые вещества, является любопытство. Да и сегодня приступают к профилактике наболевшего вопроса с большой опаской. Вдруг получится так, что ведя работу с подростками, педагоги невольно станут пропагандистами наркотиков, вызовут нездоровый интерес. Находятся специалисты, которые считают, что рост наркомании связан с активизацией борьбы за трезвость. Якобы «отлучение» от алкоголя любители выпить перешли на наркотики и другие яды. Если не предпринять комплекса мер, рост наркомании неизбежен и далее.
Приведём один пример из жизни молодого наркомана, бывшего учащегося.
Выделим, как выразился сам больной, ступени его падения:
- первое- потребление алкоголя, причём «благородных» вин;
- вторая- потребление креплёных вин и водки;
-третье- потребление алкоголя вместе с курением гашиша;
-четвёртая- потребление алкоголя, курение гашиша, глотание стимуляторов;
- пятая- алкоголь и периодическое потребление галлюциногенов;
- шестое- алкоголь, гашиш, стимуляторы и галлюциногены, инъекция внутривенно сильнодействующих наркотиков.
Потребители наркотиков не образуют единого типа личности. Следует признать односторонними утверждения некоторых психологов, социологов, психиатров, что к наркомании предрасположен в основном невротический, психопатологический тип личности. Потребление наркотиков часто связано с проблемой свободного времени.
Секрет власти наркотиков заключается в том, что наркотик не только «дьявольская штучка», но и «ангельское блаженство», так как поначалу все они вызывают приятные ощущения. От всех веществ, наркотики отличаются тем, что воздействуют непосредственно на мозг - сложнейший, удивительный орган. Все наркотики увеличивают выброс дофамина, хотя они имеют разную химическую структуру и вызывают совершенно разные
« побочные явления» В этой безрадостной картине утешением может служить только одно: причиной наркомании является не наркотик как таковой, а чаще всего социально- психологические и психологи - Отческие проблемы человека. Первоначальные эпизоды, связанные с введением в организм наркотика, не осознаётся молодыми людьми в полной мере.
Способность к аналитическому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что эти новые впечатления не является нормальными. Единственной школой оценки нового состояния изменённого создания воспринимается как объективное и нормальное, и оно не беспокоит человека, находящегося под действием наркотика. Их больше беспокоят те, кто этого состояния не понимает. Переживание альтернативных состояний сознание приводит к тому, что объективное восприятие мира в себе и вокруг себя становится относительным. Наиболее часто являются явления – это повышенная потребность поделится своим духовным состоянием, беспричинный смех, внезапные выкрики, нелогичные и бессвязные высказывания, галлюцинации, не узнавание знакомых лиц и объектов, состояние, похожие на лунатизм. Воспоминание о пережитой эйфории и связанных с ней впечатлениях через несколько дней или недель- затруднены и туманны. Однако у наркоманов остаётся желание пережить и почувствовать всё это ещё раз. Психическая зависимость или стремление к повторению наркотического переживания в значительной мере формируется в подсознании. Наркомания является своеобразным выражением неупорядоченности личности и неприспособленности её к окружающему миру. Наркотики принимают только те, для кого это имеет особое значение.
Наблюдение за наркоманами показали, что многие из них склонны к нарциссизму и к пассивному поведению, а также к сильному стремлению получить удовольствие, такие личности не выносят никакого напряжения, не переносят боли, разочарования и ожидания. Мир наркоманов структурно организован. Имеется региональное разделение на группы сверстников, которые контактируют на квартирах, в парках, на дискотеках, на танцах, в дискобарах, на вокзалах и в других местах. Если 10-15 лет назад наркоманами становились практически только взрослые, то сегодня эта проблема коснулась и детей и подростков; если раньше этому пороку предавались одиночки, то в последние годы молодёжь, образуя различные неформальные объединения и группы с негативным направленностью, потребляет наркотики, алкоголь и другие яды коллективно, если прежде наркоманы отдавали предпочтению какому-то одному наркотику, то сегодня распространена полинаркомания ; т.е. подростки и молодежь употребляет и принимает различные яды (алкоголь, морфий, различные лекарства, химические препараты)
3.Профилактическую работу с подростками следует вести очень тонко, без раскрытий технологий изготовления и применения того или иного наркотика, дифференцированно. Одно дело вести работу с теми, кто не знаком с ядом, и другое - когда подростки уже стали наркоманами. Здесь вплотную смыкается роль педагога, врача и семьи. Часто профилактическая работа взрослых, не являющимися специалистами, строится на утриравнных, оценках, чрезмерном морализировании и запугивании, и далеко не всегда эффективны. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы даёт эффект порой сиюминутный. Правильно поступают те педагоги, которые говорят о непредсказуемости наркомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубление, вдыхания или укола. В таких случаях хорошо говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приёма наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Хорошо показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Что наркоман- это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме. Несмотря на обилие источников информации и разнообразие содержащихся в них сведений, школьники не умеют отличать достоверные факторы от вымышленных. Авторитарный способ утверждение истин, недифференцированный, догматический характер распространяемых сведений, наличия в них «белых пятен»- все эти недостатки профилактической работы ведут к мозаичному, разорванному представлению о наркотиках у младших подростков и откровенной противоречивости у старших.
Выбор правильного подхода к проблеме профилактики наркомании непосредственно связан с необходимостью учёта возрастных особенностей старшеклассников, поскольку имеющаяся сегодня педагогическая практика показывает недостаточность и непригодность опыта, которым располагают воспитатели. Сложность ситуации часто усугубляется тем, что ни родители, ни их дети оказываются незнакомы с закономерностями развития детско – родительских отношений, не осознают внутренней причинно- следственной обусловленности возникающих в этих отношениях проблем, в результате чего начинают обвинять во всех конфликтах и непонимании другую сторону. Это, естественно, приводит к усилению протестных реакций и эмансипированного поведения со стороны подростков. В процессе профилактической работы подросток обнаруживает для себя способы и возможности решение своих жизненно важных проблем за счёт собственных усилий и обучается преобразовывать возникающие в его жизни проблемы в источники развития собственной личности.
Антинаркотическая работа в школе должна стать составной частью работы, которую сегодня ведут медика – санитарные органы и организации; работники суда, прокуратуры, милиции. Профилактика наркомании в подростковой и юношеской среде должна практиковаться как система содействия подросткам в решении задач взросления.
4. Хотелось бы разобраться и в том, какие категории молодёжи наиболее подвержены наркомании. Во - первых, выделим половозрастные группы среди наркоманов. Из числа состоящих на учёте мужчины составляют 88,3%, женщины- 11,7%. Такое распределение примерно соответствует алкогольным болезням и доле женщин в преступности.
Состоящие на учёте наркоманы по возрасту подразделяются так:
14 - 15 лет- 0,5%
16 - 17 » - 2,6%
18 - 24 » - 22,5%
25 - 29 » - 24,7%
30 - 39 » - 25,9%
40 - 49 лет - 13,6%
50 - 54 » - 4,8%
55 – 60 » - 1,6%
старше 60 лет – 3,5%
Начали употреблять наркотики в различных возрастах:
До 18 лет – 22%
С 18 до 22 лет – 31,3%
С 23 до 30 лет – 26,7%
С 31 до 40 лет – 12,3%
Свыше 40 лет – 5,5%.
Возрастная динамика интереса к наркотикам и их употребления характеризуется следующими особенностями.
10 – 12лет. Интересует всё, что связанно с наркотиками - их действие, способ употребления. О последствиях употребления если и слышали, то всерьёз не воспринимают. Сами наркотики не употребляют ( возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
12 – 14лет. Основной интерес вызывает возможность употребления
« лёгких» наркотиках – марихуана за наркотике не признаётся. Пробовали наркотики немногие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много - из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны.
14- 16 лет. В данном возрасте по отношению к наркотикам формируются 3 группы.
1. « Употребляющие и сочувствующие» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы есть лидеры.
2. « Радиальные противники» - « сам не буду и не дам погибнуть другому» Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная часть может начать употребление под влиянием друзей.
16- 18 лет. Группы сохраняются, но число «не определившихся» значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными. В группе
« употребляющих и сочувствующих» пожирают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркомании считают немногие. Среди радикальных противников растёт число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.
Причинами саморазрушающего, аномального, деструктивного развития, как правило, являются:
- неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затруднённости удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
- несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;
- наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.
Таким образом, каждый пятый из лиц приобщился к потреблению наркотиков в несовершеннолетнем возрасте. Причинами наркомании могут быть: неблагополучная семейная обстановка; неуспеваемость в школе; конфликты с окружающими; раннее знакомство с алкоголем; неудовлетворённость занимаем положением в формальных коллективах; вхождение в стихийные группы несовершеннолетних с негативной ориентацией. Особое внимание следует обратить на юношей и девушек, состоящие на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних . Наркоманы не всегда люди с ограниченными возможностями интересами. Они могут любить Пушкина и Высоцкого, увлекаться музыкой, восторгаться живописью и в то же время курить анашу, вдыхать пары химических препаратов. Это могут быть и дети из благополучных семей с высоким образовательным уровнем. Наркомания может встречаться у детей медиков, среди учащихся медицинских и ветеринарных училищ и т.д.