Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:33, творческая работа
Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления -одно из
важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного
материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый
результат бесконечного развития материи, ее «высший цвет», возникающий «с
железной необходимостью», заложенной «в самой природе материи» .
развитием нового, буржуазного уклада. Новые производительные силы и
производственные отношения нуждались в интеллекте нового типа. Этот тип
интеллекта должен быть основан на новой, реалистической парадигме. Эпоха
Возрождения является, таким образом, эпохой возрождения реалистической
парадигмы в некоторой ее переходной, не порывающей окончательно со
средневековым мышлением, форме.
Реалистическая парадигма нового интеллекта нашла три наиболее ярких своих
выражения: в естествознании, гуманистической культуре, пантеистической
философии.
Возникновение естествознания в современном смысле слова принято
связывать со второй половиной XV в. Оно обусловлено тем, что новые
производительные силы не могли развиваться только на основе эмпирического
опыта людей, они нуждались в развитии механики, математики, все более
сложных разделов физики и химии. Крупнейшим достижением естествознания этой
эпохи явилась гелиоцентрическая система Н. Коперника (1473—1543),
подорвавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного
богом мира и составившая целую революцию в естествознании, получившую
название коперниканской. Система Коперника была первым крупным шагом
становящегося научного способа объяснения природы из нее самой, а не из
искусственных 1! предвзятых догматов религии.
Эпоха
Возрождения породила в
искусства (Данте, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Тициан, Брейгель, Дюрер и др.). Хотя это искусство широко использовало
мифологическую религиозную тематику, оно было наполнено глубоким земным
гуманистическим содержанием, ставило в центр внимания живого телесного и
духовного человека. Культура эпохи Возрождения носила яркий антифеодальный
характер.
В
философии возрождение
пантеизма как переходной от идеализма 51 религии к материализму формы
мышления. С точки зрения пантеизма бог не является неким абсолютным
самостоятельно существующим, бог разлит в природе, природа и есть бог. Одна
из важнейших идей пантеизма — единство формы и природы, возвращение формы,
некогда оторванной Платоном от материи и полагаемой первичной, в
материальный, вещественный мир.
Один из крупнейших философов-пантеистов, Николай Кузанский
(1401—1464), утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром
мира. Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе
чувственного опыта (включая эксперимент), а не путем схоластических
рассуждений. В философии Кузанского возникают элементы диалектического
способа мышления, прежде всего учение о «совпадении противоположностей»,
которое философ обосновывал преимущественно на материале математики. Так. в
бесконечности отождествляются многоугольник и круг (бесконечный
многоугольник стремится к кругу), наименьшее и наибольшее, поскольку каждое
из них не конечно, а уводит в бесконечность и т. д.
Кузанский считал, однако, что совпадение противоположностей
постигается человеком не логическим, а интуитивным путем. Зачатки
диалектики у Кузанца еще не получили вполне рациональную форму. Задача
дальнейшего развития реалистической парадигмы заключалась в том, чтобы
понять логическую
природу реалистического и
Глубокое материалистическое содержание имела философия Джордано Бруно
(1548—1600), основывающаяся на учении Коперника. Бруно решительно выступил
против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею
«двойственности истины», т. е. признание существования религиозной и
научной «истин». Он полагал, что право на существование имеет только
научная истина, опирающаяся на научный опыт. Бруно, таким образом, с полной
определенностью отстаивал парадигму реалистического мышления. Согласно
Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна. Солнечная система—один из
бесконечного множества миров. Бруно пошел дальше Коперника, считавшего
Вселенную конечной. Бруно рассматривал Вселенную как единую материальную,
но одушевленную субстанцию. Субстанция объединяет в себе причину и начало
вещей, является активной, включая в себя форму. Субстанция обладает
«душой», проявляющейся во «всеобщем уме мира». Формы вещей—это их «души».
Однако Бруно уточнял, что все вещи одушевлены лишь в возможности,
актуальной одушевленностью обладают лишь некоторые природные существа.
С идеей всеобщей одушевленности, которая является источником
активности материи, связаны элементы диалектики в воззрениях Бруно, прежде
всего идея «совпадения противоположностей».
В 1600 г. Д. Бруно был сожжен церковью в Риме на Площади Цветов.
Такова была цена, уплаченная за возрождение интеллекта. Весьма характерной
чертой реалистической парадигмы является ее гуманистическая направленность
и суть. Реализм, правда отвечают действительной природе человека и являются
глубоким источником гуманистических идей, гуманистической культуры и
практики.
Информация о работе Природа и предыстория человеческого интеллекта