Человек и природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:31, реферат

Краткое описание

Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно-технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они.

Оглавление

Содержание


1. Введение 3
2. Человек и природа 6
3. Техногенная цивилизация 9
4. Заключение 16

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

Содержание 

 

 

 

1. Введение                                                                                                           3    

2. Человек и природа                                                                                           6                                                                                        

3. Техногенная цивилизация                                                                               9

4. Заключение                                                                                                      16 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой  черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение  разуму людей и в то же время  как испытание их способности  преодолеть накапливающиеся трудности  мирового порядка. Наука и техника, научно-технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности  являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а  значит, вместе с ним такому испытанию  подвергаются и они.

Впервые мы поняли, что человечество способно разрушить само себя, анализируя последствия возможного ядерного конфликта. Исчезла угроза, и все вздохнули  с облегчением. Между тем, энергия  взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии, вырабатываемой энергетическими  установками мира всего лишь за год. Ежегодно перемещаются и преобразуются  гигантские массы вещества, нарушаются огромные участки девственной поверхности  суши, исчезают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон. Окружающая среда меняется стремительно, а старые стереотипы все еще владеют нашими умами, хотя давно уже перешли  в разряд неверной информации. Мы верим, что способны создать такую социальную систему, при которой человечество может не ограничивать свою численность  и при этом улучшать свой жизненный  уровень, сохраняя окружающую среду.

До сих пор все усилия по охране окружающей среды предпринимаются  в рамках общепринятой парадигмы  о «неправильном» ведении хозяйства  и возможности «технологического» решения возникающих проблем. Главная  ошибка многих исследователей данной проблемы в том, что они исходят  из предположения, будто деформация окружающей среды есть некий «гладкий»  процесс, хотя природа обычно демонстрирует  наличие порогов, за пределами которых - обвальные процессы разрушения.  На каком же этапе находимся мы сегодня: это начало пути, предкризисное состояние или уже катастрофа?

В последние десятилетия  на экологизацию производства были затрачены  огромные средства, но желаемого результата добиться не удалось: глобальные изменения  продолжаются, и темпы их нарастают; ситуация в 1996 году хуже, чем была в 1986-м. Это свидетельствует или  о том, что затраченных усилий и средств недостаточно, или о  неверности выбранного подхода, или  о том и другом вместе.

Искусственное поддержание  стационарного состояния окружающей среды на каком-то локальном участке - это дополнительное потребление  энергии, а значит ухудшение в  остальной части биосферы. Все  меры, принимаемые сегодня в области  экологии, - не более чем заметание  сора под кровать.

          Никакого другого источника, кроме биосферы и ее ресурсов, для поддержания жизни не существует. Сейчас наше хозяйство внутри биосферы представляет собой особую систему синтеза и разложения вещества, причем человек взял на себя функции только синтеза (производство), а функции разложения предоставил природе, уповая на ее ассимилирующую емкость. Но значительная часть производимых веществ чужда природе и не поддается разложению, к тому же ассимилирующая емкость биосферы, несомненно исчерпана.

Еще один стереотип, мешающий нам реально оценить свое положение: отходы нашей жизнедеятельности - это  то, что мы, грубо говоря, выбрасываем  на свалку. А рассеяние тепловой энергии любым промышленным, транспортным или коммунальным объектом? А вода, которая используется практически  в любой технологии? А, самое главное, любой произведенный конечный продукт? Ведь это не более чем отложенный отход. Все отправится на свалку, через  день или через несколько веков.

В конце ХХ века человечество столкнулось с недостатком не продовольственных или технологических  ресурсов, как это принято считать, а экологического ресурса, обеспечивающего  стабильность окружающей среды, ресурса  хозяйственной емкости биосферы.

Ценность нетронутой природы  в условиях экологического кризиса  быстро возрастает. В недалеком будущем  она на много порядков превысит все  другие ценности. Вот тогда Россия, если она оставит неразрушенной  часть своих территорий, будет  богаче всех других стран мира. В  наше сложное время нам ни в  коем случае нельзя поддаться искушению  получить сиюминутную выгоду, необходимо сохранить свой естественный фундаментальный  потенциал.

          Обратимся к творчеству Вернадского. Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то есть он раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического миров. В частности, Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы.

          Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью её. Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий.

         Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия - большие и малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли.

 

 

 

 

 

Человек и природа  

   Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество - природа", но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира.

Разрушения, наносимые человеком  эстетически ценной природной среде, обусловлены развитием новых  видов производственных процессов  и активным экологически не спрогнозированным  применением техники. Вместе с тем  с изменившимся типом культуры и  расширением ценностного кругозора  стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже отмечалось, занимать все большее место в  жизнедеятельности человечества. В  этой связи актуален интерес к  возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической  революции и связанным с ними процессом компенсации.

Во всех сферах деятельности, связанных с преобразованием  живой природы, ландшафта по законам  красоты, - от выведения новых сортов декоративной флоры, эстетической организации  сельскохозяйственных площадей до камерных форм садового искусства - проявляется  принцип пространственного единства как важного условия сохранения естественной среды обитания человека. Реализация этого принципа осуществляется в природотворческой деятельности общества, получающей все более конкретное оформление в качестве самостоятельного вида искусства. В этом виде творчества природа не только среда, в которой  происходит адаптация общества. Здесь  человечество опредмечивает себя и, расширяя свой мир в процессах эстетического преобразования природы, обогащает, продолжает ее и чем дальше, тем изменяет ее шире и существеннее. Создаются реальные предпосылки для выхода за рамки отдельных естественных и художественно оформленных природных ансамблей, их объединения в композиционное целое на целостно-нормативной эстетической основе.

Наряду с творческой деятельностью  людей, направленной на сохранение и  дальнейшее обогащение природной среды, в наше время имеет место и  столкновение развивающейся промышленной индустрии с природой, представляющей эстетическую ценность, что порождает  конфликтные ситуации, которые не всегда могут быть решены в пользу последней. Поэтому возникает необходимость  в идее компенсации, которая отражает дискретность объективного содержания понятия сохранения. Можно выделить три основных пути компенсации разрушаемой  природы, выступающих на первый план в различные исторические периоды: самовосстановление природы, интуитивная  художественная деятельность человека природными средствами и целенаправленные процессы создания культурного и  художественного оформления ландшафта. Они отражают уровень познания человеком  природы, ее творческого преобразования и связаны как с характером природопользования, так и с социальной организацией общества.

В современной урбанизированной культуре "висячие сады" на крышах, балконах домов, так называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним  по характеру устройства и принципам  оформления комнатное цветоводство получают все более широкое распространение. Но этот вид деятельности, хотя и  содержит прежде всего эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-художественный характер. В определенной степени  компенсируя разрыв между человеком  и природой, который принимает  вид антагонизма в условиях современных  мегаполисов, он объективирует стремление широких масс к гармонизации отношений  с естественной средой.

Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу, которую  нужно покорять, подчинять. По отношению  к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть  порой хаотическое и бездумное  поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты  его деятельности, автоматически  воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни. Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе.

При всем внимании к экопроблемам мы еще недооцениваем опасности  нарушения нормального хода взаимодействия между природой и обществом, размеров средств, необходимых для устранения эконарушений. Всесторонняя и правильная оценка таких расходов, проведенная  с позиции самых различных  наук, могла бы показать, что экопроблемы  уже сегодня представляют собой  наиболее капиталоемкие пункты деятельности. Поэтому экоэпоха в отличие от своих предшественниц способна существовать только в условиях рационального  общественного строя, уничтожения  всех форм социального паразитизма  и социальной патологии.

Таким образом, экологические  задачи - как позитивные (прогноз  и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка  и восстановление воздуха, воды, почвы  и т.д.) - требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в  самых различных областях науки  и техники становится жизненной  потребностью.

Современная экологическая  ситуация и тенденции ее развития ставят перед человечеством множество  новых, острых и сложных проблем. И можем ли мы сказать, что экологические  проблемы целиком охватываются сферой только естественных либо только общественных или технических наук? Очевидно, нет. Их решение - как на уровне построения единой теории взаимодействия общества и природы, так и на уровне разработки более конкретных и частных вопросов - предполагает самое непосредственное участие представителей всех этих групп  наук.

Техногенная цивилизация

 

 

           Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек, 40% зданий превращено в пепел, а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости.

С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз. Этого достаточно для того, чтобы  уничтожить жизнь на Земле. Но, к  счастью, после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не применять  атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и  СССР, а также по причине распада  последнегo, угроза ядерной войны  снизилась до самой низшей отметки  за последние 50 лет. Но я думаю, что  над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число  стран обладательниц атомного оружия увеличится, ведь его, при желании, уже  в состоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия. Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами  у власти. Выход же опять виден во всеобщей интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в этой области.

Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и усовершенствованные  «классические» виды вооружений. После второй мировой  войны резко выросло число  локальных конфликтов, причем  95% из них - в развивающихся странах,  что привело не только к массовым человеческим жертвам, но и к усугублению  проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после прекращения гонки вооружений и все более возрастающего  понимания роли  мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путем введения в район  нестабильности «голубых касок» пресекать набирающие обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.

Информация о работе Человек и природа