Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:31, реферат
Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно-технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они.
Содержание
1. Введение 3
2. Человек и природа 6
3. Техногенная цивилизация 9
4. Заключение 16
Содержание
1. Введение
2. Человек и природа
3. Техногенная цивилизация
4. Заключение
Введение
Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно-технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они.
Впервые мы поняли, что человечество
способно разрушить само себя, анализируя
последствия возможного ядерного конфликта.
Исчезла угроза, и все вздохнули
с облегчением. Между тем, энергия
взрыва всех термоядерных зарядов меньше
энергии, вырабатываемой энергетическими
установками мира всего лишь за год.
Ежегодно перемещаются и преобразуются
гигантские массы вещества, нарушаются
огромные участки девственной
До сих пор все усилия
по охране окружающей среды предпринимаются
в рамках общепринятой парадигмы
о «неправильном» ведении хозяйства
и возможности «
В последние десятилетия на экологизацию производства были затрачены огромные средства, но желаемого результата добиться не удалось: глобальные изменения продолжаются, и темпы их нарастают; ситуация в 1996 году хуже, чем была в 1986-м. Это свидетельствует или о том, что затраченных усилий и средств недостаточно, или о неверности выбранного подхода, или о том и другом вместе.
Искусственное поддержание
стационарного состояния
Никакого другого источника, кроме биосферы и ее ресурсов, для поддержания жизни не существует. Сейчас наше хозяйство внутри биосферы представляет собой особую систему синтеза и разложения вещества, причем человек взял на себя функции только синтеза (производство), а функции разложения предоставил природе, уповая на ее ассимилирующую емкость. Но значительная часть производимых веществ чужда природе и не поддается разложению, к тому же ассимилирующая емкость биосферы, несомненно исчерпана.
Еще один стереотип, мешающий нам реально оценить свое положение: отходы нашей жизнедеятельности - это то, что мы, грубо говоря, выбрасываем на свалку. А рассеяние тепловой энергии любым промышленным, транспортным или коммунальным объектом? А вода, которая используется практически в любой технологии? А, самое главное, любой произведенный конечный продукт? Ведь это не более чем отложенный отход. Все отправится на свалку, через день или через несколько веков.
В конце ХХ века человечество
столкнулось с недостатком не
продовольственных или
Ценность нетронутой природы в условиях экологического кризиса быстро возрастает. В недалеком будущем она на много порядков превысит все другие ценности. Вот тогда Россия, если она оставит неразрушенной часть своих территорий, будет богаче всех других стран мира. В наше сложное время нам ни в коем случае нельзя поддаться искушению получить сиюминутную выгоду, необходимо сохранить свой естественный фундаментальный потенциал.
Обратимся к творчеству Вернадского. Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то есть он раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического миров. В частности, Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью её. Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий.
Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия - большие и малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли.
Человек и природа
Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество - природа", но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира.
Разрушения, наносимые человеком
эстетически ценной природной среде,
обусловлены развитием новых
видов производственных процессов
и активным экологически не спрогнозированным
применением техники. Вместе с тем
с изменившимся типом культуры и
расширением ценностного
Во всех сферах деятельности,
связанных с преобразованием
живой природы, ландшафта по законам
красоты, - от выведения новых сортов
декоративной флоры, эстетической организации
сельскохозяйственных площадей до камерных
форм садового искусства - проявляется
принцип пространственного
Наряду с творческой деятельностью
людей, направленной на сохранение и
дальнейшее обогащение природной среды,
в наше время имеет место и
столкновение развивающейся промышленной
индустрии с природой, представляющей
эстетическую ценность, что порождает
конфликтные ситуации, которые не
всегда могут быть решены в пользу
последней. Поэтому возникает
В современной урбанизированной
культуре "висячие сады" на крышах,
балконах домов, так называемое вертикальное
озеленение, примыкающее к ним
по характеру устройства и принципам
оформления комнатное цветоводство
получают все более широкое
Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу, которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни. Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе.
При всем внимании к экопроблемам мы еще недооцениваем опасности нарушения нормального хода взаимодействия между природой и обществом, размеров средств, необходимых для устранения эконарушений. Всесторонняя и правильная оценка таких расходов, проведенная с позиции самых различных наук, могла бы показать, что экопроблемы уже сегодня представляют собой наиболее капиталоемкие пункты деятельности. Поэтому экоэпоха в отличие от своих предшественниц способна существовать только в условиях рационального общественного строя, уничтожения всех форм социального паразитизма и социальной патологии.
Таким образом, экологические задачи - как позитивные (прогноз и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) - требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных областях науки и техники становится жизненной потребностью.
Современная экологическая ситуация и тенденции ее развития ставят перед человечеством множество новых, острых и сложных проблем. И можем ли мы сказать, что экологические проблемы целиком охватываются сферой только естественных либо только общественных или технических наук? Очевидно, нет. Их решение - как на уровне построения единой теории взаимодействия общества и природы, так и на уровне разработки более конкретных и частных вопросов - предполагает самое непосредственное участие представителей всех этих групп наук.
Техногенная цивилизация
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек, 40% зданий превращено в пепел, а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости.
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз. Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью, после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР, а также по причине распада последнегo, угроза ядерной войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю, что над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного оружия увеличится, ведь его, при желании, уже в состоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия. Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у власти. Выход же опять виден во всеобщей интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в этой области.
Но угрозу представляет не
только и не столько ядерное оружие,
но и усовершенствованные «классические»
виды вооружений. После второй мировой
войны резко выросло число
локальных конфликтов, причем 95%
из них - в развивающихся странах,
что привело не только к массовым
человеческим жертвам, но и к усугублению
проблем отсталости. Но сейчас, по-моему,
после прекращения гонки