Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:31, реферат
Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно-технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они.
Содержание
1. Введение 3
2. Человек и природа 6
3. Техногенная цивилизация 9
4. Заключение 16
26 апреля 1986 года произошла
авария на чернобыльской АЭС.
В спокойные ночные часы
Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30 человек, погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват, что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?
Виноваты были люди. Физики,
инженеры, создавшие далеко не совершенный
реактор, операторы, отключившие систему
аварийной защиты, чиновники из минатома,
подгонявшие темпы
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами - цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля 1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз сильнее любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую человек может стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные районы Европы) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной коры). Человек - царь природы. Это «мудрое» изречение привело к осушению Арала и наступлению пустынь. В 1950 - 2000 годах человечество потеряло 1/5 плодородного слоя земли. Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических беженцев, а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении природой. В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами. В 1984 году во Франции компьютер, установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы. Водохранилище сбросило 2,5 млн. кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины.
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее химическое вещество, вызывающее удушье и потерю зрения. Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек.
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться. Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал «занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире. Избавившись от угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В России на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек, чем погибло за все годы войны в Афганистане! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.
Развитие техники влечёт за собой увеличение городского населения. К концу первой четверти XXI в. ежегодный рост городского населения в развивающихся странах по одному из прогнозов ООН составит примерно 90 млн.человек. Это ведет к поглощению городами сельскохозяйственных земель. Но именно в большинстве развивающихся стран, где нередко (особенно в Африке) часть городского населения занимается сельским хозяйством, особенно болезненно проявляется растущая нехватка сельскохозяйственных угодий. Такое «расползание» городов также ухудшает и экологическое состояние урбанизированных территорий в развивающихся странах.
В тоже время революция в области коммуникаций и информации достигла таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления.
По мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость постижения системно-динамического характера складывающейся картины мира. Материалистическая диалектика, теория отражения, современный уровень естественнонаучных знаний служат теоретико-методологический предпосылкой для построения логически стройной единой развивающейся картины мира на базе информации.
Статистическая теория информации
и кибернетика существенно
Информация, как и материя, существовала и существует всегда. Она неотъемлемый атрибут материи и движения. Памятуя, что движение-способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности. Существуя независимо от познающего субъекта, информация проявляется в процессе познания.
Информационная картина
мира обращена и в будущее, указывая
перспективу дальнейшего
Человечество оказалось
в XX в. в беспрецедентной ситуации
реальной опасности самоуничтожения.
Результатом большой
Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истощение природных ресурсов, необратимое нарушение равновесия в живой и неживой природе и - как апогей всего - нарушение генофонда человека и других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к экологической гибели.
«Грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информатизации возможно решение экологических проблем, без создания баз данных и знаний экологической информации, - утверждает А.Д.Урсул, - без полного развития экологической гласности нельзя будет перейти к планетарному управлению экоразвитием... Близкая угроза экокатастрофы с особой остротой ставит вопрос об ускорении информатизации общества».
До недавнего времени основным типом взаимодействия науки и практики было внедрение тех или иных уже полученных результатов научного поиска в промышленность, сельское хозяйство и другие сферы практики. В этом случае весь цикл - от фундаментальной идеи до ее практического воплощения оказывается преимущественно однонаправленным. В результате подчас разрабатывается и внедряется не то, что нужно потребителю, а то, что выгоднее или проще для тех, кто создает новую технику.
Это существенно затрудняет
оптимальное использование
Ясно, что проблема внедрения,
а точнее, проблема создания современного
механизма взаимодействия науки
и практики заслуживает - и уже
давно! - глубокого и всестороннего
комплексного исследования. Его необходимо
организовать и начать как можно
скорее, ибо каждый выигранный год
обернется многими
Сказанное затрагивает и взаимосвязи науки с другими сферами социальной практики, такими, как воспитание и образование, здравоохранение и др. Ведь необходимость взаимодействия общественных, естественных и технических наук возникает всякий раз там, где приходится управлять обширной сферой совместной и целенаправленной деятельности людей, будь то программа регионального развития или программа освоения космоса, защита окружающей среды или измерение, оптимизация и стимулирование трудовой деятельности и т. п. Комплексный подход здесь нужен и для разработки программы развития соответствующей сферы, и для реализации этой программы.
Сходная ситуация складывается
и в такой сравнительно недавно
возникшей и интенсивно развивающейся
отрасли знания, как эргономика.
Ее задача - целостное проектирование
и оптимизация трудовой деятельности
человека, оперирующего с современными
техническими устройствами и системами.
Существует множество научных дисциплин,
занятых изучением труда. Здесь
и социология труда, и инженерная
психология, и техническая эстетика,
и физиология, и биомеханика, и
гигиена труда. Наряду с этим многие
естественные и технические науки
исследуют и разрабатывают
В более конкретном выражении
эта проблема выступает как проблема
всесторонней, комплексной оценки создаваемых
и проектируемых
Заключение
Развитие эргономики и экологии - яркие примеры того, что ученые все чаще одновременно с крупными научно-техническими народнохозяйственными проблемами решают вопросы большого социального значения. В этом - характерная особенность научного поиска наших дней.
В итоге процесс внедрения
теперь уже не может быть делом
отдельных талантов и умельцев, как
и не может он опираться на старые
организационные, финансовые, экономические
и другие элементы производства. И
осмыслить его в полной мере возможно
только интегральными средствами науки,
требующей ломки устарелых
Усиление взаимодействия общественных, естественных и технических наук уже сегодня ставит перед наукой новые проблемы и методологического, и социально-организационного порядка. Коротко остановимся на некоторых из них.
Прежде всего возникает
вопрос о том, в каком отношении
находятся эти процессы к существующему
дисциплинарному строению науки. Порой
высказывается точка зрения, согласно
которой они ведут к некоей
всеобъемлющей и
Комплексность - важнейшая черта современной науки, необходимейшее условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект, охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи. В современной науке изучаемый объект рассматривается, как правило, не с точки зрения отдельных, относительно обособленных его сторон, а именно как единое целое. Здесь требуется единство анализа и синтеза. Значит, все науки без исключения, изучая какой-либо объект с разных сторон, должны все время исходить из его целостности, учитывать нераздельность и взаимовлияние всех его аспектов и проявлений.