Человек и природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:31, реферат

Краткое описание

Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно-технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они.

Оглавление

Содержание


1. Введение 3
2. Человек и природа 6
3. Техногенная цивилизация 9
4. Заключение 16

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

26 апреля 1986 года произошла  авария на чернобыльской АЭС.  В спокойные ночные часы здание  потряс страшный взрыв. Стены  ядерного реактора, защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально разрушены. На свободу вырвались цезий, стронций, плутоний, - радиоактивные элементы, которые невозможно обезвредить никакими способами. Переносимые ветром и дождями, они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв. километров с населением не менее 800 тысяч человек!

Так кто виноват в случившейся  трагедии? Кто виноват в смерти 30 человек, погибших сразу и тысячах  заболевших и умерших затем? Кто  виноват, что стронций находят в  молоке скандинавских коров и  на ледниках Памира?

Виноваты были люди. Физики, инженеры, создавшие далеко не совершенный  реактор, операторы, отключившие систему  аварийной защиты, чиновники из минатома,  подгонявшие темпы строительства  АЭС к очередному юбилею, т. е. виноваты были все мы.

На протяжении всей своей  истории человек сталкивался  с природными катастрофами - цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля 1986 года стало ясно - человек  способен создать катастрофу в 1000 раз  сильнее любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам  метана в шахтах, падениям самолетов  и столкновениям поездов, но зачастую человек может стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не справляясь с ледоходом,  регулярно  обрушивает свои воды на густонаселенные  районы Европы) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в  результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной коры). Человек - царь природы. Это «мудрое» изречение привело к осушению Арала и наступлению пустынь. В 1950 - 2000 годах человечество потеряло 1/5 плодородного слоя  земли. Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических беженцев, а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.

Но причины рукотворных  катастроф не только в неумелом управлении природой. В Японии за 10 лет 100 человек  было убито роботами. В 1984 году во Франции  компьютер, установленный на плотине  водохранилища в долине реки Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы. Водохранилище сбросило 2,5 млн. кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины.

В декабре 1985 года в индийском  городе Бхопал произошла катастрофа, которая по числу непосредственно  погибших считается крупнейшей в  истории промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее химическое вещество, вызывающее удушье и потерю зрения. Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек.

Причиной этих катастроф  явилась созданная человеком  искусственная среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться. Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал «занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире. Избавившись от угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В России на автодорогах гибнет в 4 раза  больше человек, чем погибло за все годы войны в Афганистане! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Развитие техники влечёт за собой увеличение городского населения. К концу первой четверти XXI в. ежегодный  рост городского населения в развивающихся  странах по одному из прогнозов ООН  составит примерно 90 млн.человек. Это  ведет к поглощению городами сельскохозяйственных земель. Но именно в большинстве  развивающихся стран, где нередко (особенно в Африке) часть городского населения занимается сельским хозяйством, особенно болезненно проявляется растущая нехватка сельскохозяйственных угодий. Такое «расползание» городов  также ухудшает и экологическое  состояние урбанизированных территорий в развивающихся странах.

В тоже время революция  в области коммуникаций и информации достигла таких масштабов, каких  не могли себе представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления.

По мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость  постижения системно-динамического  характера складывающейся картины  мира. Материалистическая диалектика, теория отражения, современный уровень  естественнонаучных знаний служат теоретико-методологический предпосылкой для построения логически  стройной единой развивающейся картины  мира на базе информации.

Статистическая теория информации и кибернетика существенно расширили  понятие информации: информация стала  объектной характеристикой материальных систем и их взаимодействия. Применение теории информации в науках о неживой  природе привело к пересмотру представления об информации как  о свойстве только кибернетических  систем. Это свойство оказалось присущим не только общественным, живым и  техническим системам, но и вообще всем материальным системам, в том  числе и объектам неживой природы.

Информация, как и материя, существовала и существует всегда. Она неотъемлемый атрибут материи  и движения. Памятуя, что движение-способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие  в мире процессы. Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности. Существуя независимо от познающего субъекта, информация проявляется в процессе познания.

Информационная картина  мира обращена и в будущее, указывая перспективу дальнейшего развития материи через общение с внеземными цивилизациями. Достижения науки и  техники XX в. (например, в области  ракетно-космической техники, радиосвязи, ЭВМ) являются предпосылкой для реализации такого общения.

Человечество оказалось  в XX в. в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. Не исключена гибель всего живого на поверхности суши.

Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды  обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного  производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истощение природных ресурсов, необратимое  нарушение равновесия в живой  и неживой природе и - как апогей всего - нарушение генофонда человека и других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к  экологической гибели.

«Грядущая информационная цивилизация  должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информатизации возможно решение экологических  проблем, без создания баз данных и знаний экологической информации, - утверждает А.Д.Урсул, - без полного развития экологической гласности нельзя будет перейти к планетарному управлению экоразвитием... Близкая угроза экокатастрофы с особой остротой ставит вопрос об ускорении информатизации общества».

До недавнего времени  основным типом взаимодействия науки  и практики было внедрение тех  или иных уже полученных результатов  научного поиска в промышленность, сельское хозяйство и другие сферы  практики. В этом случае весь цикл - от фундаментальной идеи до ее практического воплощения оказывается преимущественно однонаправленным. В результате подчас разрабатывается и внедряется не то, что нужно потребителю, а то, что выгоднее или проще для тех, кто создает новую технику.

Это существенно затрудняет оптимальное использование достижений научно-технического прогресса. В ходе практической реализации идеи, а иногда и после этого начинают выявляться непредвиденные - и далеко не всегда желательные - эффекты. Они, как правило, тем больше, чем уже и одностороннее  рассматривается и решается комплексная  по своей сути проблема. Ликвидация таких эффектов отвлекает значительную часть научного и технического потенциала.

Ясно, что проблема внедрения, а точнее, проблема создания современного механизма взаимодействия науки  и практики заслуживает - и уже  давно! - глубокого и всестороннего  комплексного исследования. Его необходимо организовать и начать как можно  скорее, ибо каждый выигранный год  обернется многими сэкономленными миллиардами долларов. И не только теми, которые пока оседают в науке  мертвым капиталом, но и теми, многократно  большими, которые нам могло бы дать увеличение утилизации практически  значимых научных результатов.

Сказанное затрагивает и  взаимосвязи науки с другими  сферами социальной практики, такими, как воспитание и образование, здравоохранение  и др. Ведь необходимость взаимодействия общественных, естественных и технических  наук возникает всякий раз там, где  приходится управлять обширной сферой совместной и целенаправленной деятельности людей, будь то программа регионального  развития или программа освоения космоса, защита окружающей среды или  измерение, оптимизация и стимулирование трудовой деятельности и т. п. Комплексный  подход здесь нужен и для разработки программы развития соответствующей сферы, и для реализации этой программы.

Сходная ситуация складывается и в такой сравнительно недавно  возникшей и интенсивно развивающейся  отрасли знания, как эргономика. Ее задача - целостное проектирование и оптимизация трудовой деятельности человека, оперирующего с современными техническими устройствами и системами. Существует множество научных дисциплин, занятых изучением труда. Здесь  и социология труда, и инженерная психология, и техническая эстетика, и физиология, и биомеханика, и  гигиена труда. Наряду с этим многие естественные и технические науки  исследуют и разрабатывают средства труда, такие, как современные высокомеханизированные и автоматизированные технические  системы. Что же касается эргономики, то она, конечно, опирается на данные всех наук: общественных, естественных и технических, так или иначе  изучающих труд. Однако она имеет  особый объект исследования: системы "человек - машина - окружающая среда", которые  она рассматривает в их целостности, во взаимодействии их компонентов.  Такой комплексный подход - необходимое условие для создания новой техники, которая, обладая высокой производительностью, надежностью и экономичностью, может способствовать достижению социальных результатов - сохранению здоровья людей и развитию личности в процессе труда, повышению содержательности, эффективности и качества человеческой деятельности как в сфере труда, так и везде, где человеку приходится вступать в контакт с современной техникой.

В более конкретном выражении  эта проблема выступает как проблема всесторонней, комплексной оценки создаваемых  и проектируемых технологических  процессов и новых типов оборудования. Очевидно, такая комплексная оценка возможна только на основе тесной взаимосвязи  между основными группами наук. Особая роль принадлежит здесь наукам общественным, призванным оценивать не только в  целом, но и на уровне отдельных конкретных научно-технических нововведений с  точки зрения интересов общественного  развития и развития личности. 

 

 

 

Заключение 

 

Развитие эргономики и  экологии - яркие примеры того, что  ученые все чаще одновременно с крупными научно-техническими народнохозяйственными  проблемами решают вопросы большого социального значения. В этом - характерная  особенность научного поиска наших  дней.

В итоге процесс внедрения  теперь уже не может быть делом  отдельных талантов и умельцев, как  и не может он опираться на старые организационные, финансовые, экономические  и другие элементы производства. И  осмыслить его в полной мере возможно только интегральными средствами науки, требующей ломки устарелых привычек и показателей.

Усиление взаимодействия общественных, естественных и технических  наук уже сегодня ставит перед  наукой новые проблемы и методологического, и социально-организационного порядка. Коротко остановимся на некоторых  из них.

Прежде всего возникает  вопрос о том, в каком отношении  находятся эти процессы к существующему  дисциплинарному строению науки. Порой  высказывается точка зрения, согласно которой они ведут к некоей всеобъемлющей и унифицированной  науке будущего. "При этом,- справедливо  отмечает П. Н. Федосеев,- упрощенно  толкуется афоризм К.Маркса об одной  науке будущего. Вся совокупность теоретических соображений и  вся исследовательская практика К.Маркса, Ф.Энгельса свидетельствуют  о том, что речь идет не о замене всех наук одной наукой, а об общности методологических основ научных  понятий и неизбежности их прогрессирующего органического синтеза."

Комплексность - важнейшая  черта современной науки, необходимейшее условие для того, чтобы точно  и полно отобразить исследуемый  объект, охватить все его стороны  одновременно, в их взаимосвязи. В  современной науке изучаемый  объект рассматривается, как правило, не с точки зрения отдельных, относительно обособленных его сторон, а именно как единое целое. Здесь требуется единство анализа и синтеза. Значит, все науки без исключения, изучая какой-либо объект с разных сторон, должны все время исходить из его целостности, учитывать нераздельность и взаимовлияние всех его аспектов и проявлений.

Информация о работе Человек и природа