Биосоциальная природа человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:21, реферат

Краткое описание

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Биологический вид Человек разумный (Homosapiens)………………………4
2. Доказательства животного происхождения человека……………………5 - 7
3. Положение человека в системе органического мира………………...…8 - 13
4. Изучение человеческой природы…………………………………………….14
5. Происхождение и эволюция человека……………………………….…15 - 23
6. Факторы формирования человека современного вида………………...24 - 30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………… 32

Файлы: 1 файл

Реферат Биосоциальная природа человека.doc

— 210.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

«Биосоциальная природа человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Биологический вид Человек разумный (Homosapiens)………………………4

2. Доказательства животного происхождения человека……………………5 - 7

3. Положение человека в системе органического мира………………...…8 - 13

4. Изучение человеческой природы…………………………………………….14

5. Происхождение и эволюция человека……………………………….…15 - 23

6. Факторы формирования человека современного вида………………...24 - 30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………………   32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.

Следовательно, цель моего реферата состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.

А так как для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то главной задачей моего реферата является рассмотрение вопроса о происхождении человека.

 

 

1.      Биологический вид Человек разумный (Homosapiens)

 

Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных.

Биологический вид Человек разумный (Homosapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.

Человек как биологический вид Homosapiens является исключительно молодым, типичные представители его появились 40 000 лет назад. Им предшествовали около 1 млн. лет назад люди более примитивного типа Homoerectus.

Установлено, что с момента физического выхода на сцену истории человек генетически не изменился, а усложнение головного мозга даже повлекло к уменьшению его объёма по сравнению с неандертальцем, жившим 100 000 лет назад (до 1350 см^3 против 1450 см^3).

Уникальность человека как биологического вида не оспаривается, но по-прежнему не утихают споры о происхождении человека (гипотезы: материалистическая земная, теологическая, божественная, космическая и др.). Биология исходит из первой гипотезы и трактует человека как один из видов приматов, подотряда узконосых обезьян, относящегося к семейству люди, роду человек.

Хотя Homosapiens уникален, но столь же уникальны и все остальные подвиды человека, и более широко, уникальны все биологические виды в физиологическом, экологическом и поведенческом отношении. Каждый из них занимает свою экологическую нишу, они генетически изолированы друг от друга, т.е. уникальны.  Сознавая свою неповторимость, Человек должен помнить, что он всего лишь еще один неповторимый вид на планете. Отсюда становится понятным основной тезис нового экологического мышления и стратегии сохранения биоразнообразия: каждый биологический вид имеет равные с человеком права на существование на планете.

2. Доказательства животного происхождения человека

 

Идея о принадлежности человека к животному миру многократно высказывалась мыслителями и учеными в разные исторические эпохи, начиная с античных авторов. Однако заслуга строго научного, аргументированного доказательства животного происхождения человека принадлежит Ч. Дарвину. В своем знаменитом труде "Происхождение человека и половой отбор" (1871) он собрал и обобщил огромный фактический материал из области систематики, сравнительной анатомии и эмбриологии. В этой работе он, в частности, подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, а имеют с ним общее происхождение, общих предков. В дальнейшем к этому добавились многочисленные и убедительные факты в области сравнительной физиологии, биохимии, цитологии, генетики, молекулярной биологии, палеонтологии и других биологических наук.

Остановимся лишь на последних достижениях науки в этой области, делая основной акцент на сравнении человека и его ближайших "родственников" - человекообразных обезьян.

Сходство человека с обезьянами давно обращало на себя внимание. Как и у всех обезьян, передние конечности человека хватательные, имеют кисть, свободно сгибающуюся и разгибающуюся; большой палец противопоставлен остальным; концевые фаланги снабжены сводчатыми ногтями. В плечевом поясе хорошо развиты ключицы, обеспечивающие разнообразные и сложные движения передних конечностей. Черепная коробка крупная. Глазницы расположены на фронтальной стороне черепа, следовательно, обращены прямо. Поле видимости каждого глаза не изолировано, как у большинства млекопитающих, которые видят мир плоскостным, но перекрывается одно другим - отсюда бинокулярное, стереоскопическое, объемное зрение. При этом оно и цветное. (По данным Н.Н. Ладыгиной-Котс шимпанзе различают 22 цвета и до 7 оттенков одного тона). Человек и приматы, в отличие от других млекопитающих, обладают высокоразвитым головным мозгом, имеющим затылочную долю и выделяющиеся лобные доли. Наличие затылочных долей связано с развитием зрения, а лобные доли - с интеллектуальными способностями. Весь же комплекс - способные к манипуляциям передние конечности, высокоразвитые органы зрения и головной мозг у обезьян - фундаментальная предпосылка способности к труду.

При сравнении организации головного мозга человека, человекообразных обезьян и других млекопитающих обнаруживаются принципиальные отличия в строении мозга приматов и всех других животных. Так, лобная область коры головного мозга у собаки и кошки не превышает 2 - 3 % всей коры, у макак составляет около 12 % коры, у шимпанзе - 15,5 %, у новорожденного ребенка равна 15,2 %, а у взрослого человека достигает 24 %. Лобные доли, как уже отмечалось, связывают с интеллектуальной деятельностью человека. У обезьян же они становятся ведущим аппаратом управления синтетической деятельностью мозга и имеют непосредственное отношение к организации сложных форм поведения.

С развитием биохимии, генетики и молекулярной биологии систематика получила новые, весьма надежные и объективные критерии для установления степени филогенетического родства между разными группами и отдельными видами живых существ. Благодаря использованию принципиально новых методов, в систематике приматов были получены поразительные данные, подтверждающие наличие "тесных родственных связей" между человеком и антропоидами. Так, детальное исследование хромосомных наборов человека и высших обезьян показало, что разница в числе гомологичных пар хромосом (у человека - 23, у антропоидов - 24) может быть объяснена образованием в результате слияния двух пар хромосом предковых антропоидов. Парижская конференция генетиков в 1975 г. одобрила таблицу гомологии хромосом человека и трех видов человекообразных обезьян - шимпанзе, гориллы и орангутанга. При этом шимпанзе является самым близким нашим сородичем с почти таким же, как у нас, кариотипом.

Сегодня известно, что в хромосомах находятся молекулы ДНК, отдельные участки которых представляют собой гены - носители генетической информации. Совокупность всех генов данного организма - генотип, определяет совокупность его признаков и свойств - фенотип. Генетики научились гибридизировать ДНК из разных видов организмов и установили важную закономерность - степень гибридизации молекул ДНК отражает степень сходства наборов генов у сравниваемых видов или степень филогенетического родства между ними (чем ближе филогенетическое родство, тем выше процент гибридизации их ДНК). Обратимся к конкретных данным, которые сами за себя говорят. Оказалось, что ДНК человека и птиц гибридизируется на величину 10 %, человека и мыши - на 19 %, человека и крупных млекопитающих - на 30 - 40 %, человека и макака-резуса - на 66 - 74 %, а человека и шимпанзе - на 90 - 98 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Положение человека в системе органического мира

 

Прежде чем говорить о времени появления человека, необходимо рассмотреть вопрос, о положении человека в системе животного мира, поскольку именно представление о том, что такое человек, формирует выводы о его становлении.

Следовательно, сходства человека и животных определяется:

во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов (человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных, чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком);

во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого;

в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

Однако отличия человека от животных фундаментальны.

К ним, прежде всего, относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались, способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести, таким образом, диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть за счет грамотных скоростей перебора всех возможных вариантов.

Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животного много схожего. Животные испытывают чувство радости, горя, тоски, вины и т.п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее, остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например, паутина, которую ткет паук), человек, отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создаёт то, что природа не производит. Ведь природа не строит дома и мосты, а человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять–таки, у животных может быть развита система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

Что такое слово? Это видовой признак человека, который состоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся с точного подбора физических констант. Так утверждает один из современных методологов науки, выводящий значение слова из утверждения, которым открывается одно из Евангелий: « В начале было Слово». С этих позиций и разум, и слово появилось задолго до человека, а не изобретены им. Они организовали биологическую материю, а затем были вложены в человека, что соответствует не только библейским текстам, но и философским системам Платона и Гегеля.

В естествознании же, пытающимся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков, произнесенных при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнут разум.

Информация о работе Биосоциальная природа человека