Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:58, реферат
Проблема креативности предоставляет исследователям хороший шанс для проявления собственных способностей к творчеству.
Введение
1. Сущность понятия «креативность»
2. Источники креативности
3. Как проявляются креативные способности
Заключение
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ФГБОУВПО УдГУ в г. Воткинске
Кафедра «Педагогики и психологии»
Реферат
по дисциплине «Психолого-педагогическая антропология»
на тему «Природа креативности человека»
Работу выполнил:
Студент: Фоминых О.В.
гр. ЗС-ВтН-061000-54(к)
Научный руководитель:
Белокрылова Н.В.
Содержание:
Введение
1.
Сущность понятия «
2. Источники креативности
3.
Как проявляются креативные
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема креативности предоставляет исследователям хороший шанс для проявления собственных способностей к творчеству.
Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал автор соответствующего обзора Л.Т. Репуччи, «их число растет день ото дня». Количество определений креативности, накопившееся к настоящему времени, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия.
Таким образом, помимо научного интереса, креативность представляется ученым еще и важным фактором прогресса человечества и даже его тотального выживания. Понимание этого факта заставляет их интенсифицировать свои исследования в данной области и вести пропаганду идеи креативного образа мышления.
1. Сущность понятия «
Об обширности ума
следует судить
лишь по изобретательности
и количеству мыслей,
которые два человека
извлекают
из одной и той же вещи.
Клод Адриан Гельвеций
В обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти синонимами. В традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый запас знаний. Так, популярный телеконкурс «Самый умный» фактически является тестом на осведомленность. Такая точка зрения вряд ли верна, хотя и не лишена оснований. Еще древние указывали на отличие «многознающих» от «многомудрых». Однако можно предположить, что для человека недалекого ума процессы приобретения, хранения и адекватного воспроизведения информации представляются затруднительными (на этом, в частности, основано включение заданий на осведомленность в некоторые батареи тестов интеллекта). Но очевидно также, что ум состоит не только в способности приобретать информацию и владеть ею, но активно ею пользоваться для решения разнообразных задач. Причем по-настоящему умным считают человека, способного справляться с задачами, алгоритм решения которых ему заранее не известен, а возможно, не известен вообще никому.
Креативность - творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.
Креативность
- это процесс преодоления
Гилфорд: «Креативность - это процесс дивергентного мышления»
Интересно отметить, что большинство научных психологических школ начала XX столетия (структурализм, функционализм и бихевиоризм) практически не развивали никаких новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали составляющую креативности - интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений и механизмов интуиции; природа интуиции Гештальт-психологов не интересовала.
Психоаналитический подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток, решить эту проблему, основывался на отдельно взятых примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти неосознанные желания могут касаться власти, богатства, славы или любви. Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи старались отыскать в деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода - анализ Фрейдом побудительных мотивов творчества Леонардо да Винчи.
Такая
методология подверглась
Хотя в методах изучения проблемы креативности на примере истории творчества отдельно взятого гения в принципе нет ничего «ненаучного», для нарождавшейся научной психологии ценность представляли контролируемые, экспериментальные методы. Таким образом, как теоретические, так и методологические трудности, связанные с ранними попытками изучения творческих способностей, привели к временному выпадению креативности из набора магистральных психологических проблем.
Одним
из крупных, хотя и не бесспорных достижений
XX века стала возможность достаточно
объективной оценки умственных способностей
с помощью формализованных
Лишь
по прошествии полувека пришло осознание
того, что признаком высокой
В
английском языке эта особенность
получила название креативности. Ввиду
неблагозвучия буквального
Творческие
способности представляют собой
сплав многих качеств. Вопрос о компонентах
творческого потенциала человека остается
до сих пор открытым, хотя в настоящий
момент существует несколько гипотез,
касающихся этой проблемы. Многие психологи
связывают способности к
Люди,
обладающие таким типом мышления,
при решении какой-либо проблемы
не концентрируют все свои усилия
на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения
по всем возможным направлениям с
тем, чтобы рассмотреть как можно
больше вариантов. Такие люди склонны
образовывать новые комбинации из элементов,
которые большинство людей
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество)
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3.
Оригинальность - способность порождать
новые нестандартные идеи (это
может проявляться в ответах,
решение несовпадающих с
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук; опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности [4, с. 6-36]:
1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.
2.
Способность сворачивать
3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
4.
Способность воспринимать
5.
Способность легко
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки.
9.
Способность включать вновь
10.
Способность видеть вещи
11. Легкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
1.3.
Способность доработки деталей,
2. Источники креативности
Существует множество источников креативности, но ни один из них по отдельности не в состоянии полностью раскрыть сущность творческого процесса. Для объяснения происхождения творческих способностей человека было выдвинуто множество теорий, самыми распространенными из которых являются следующие:
Божественное откровение
Сквернее всего
то, что даже самые глубокие размышления
не принесут достойной мысли.
Она должна явиться вам, словно божественное
дитя, и воскликнуть: «А вот и я!»
Гете
Я должен бросить
все остальное и
чтобы взрастить в себе то семя, которое
посеял во мне Господь.
Чайковский
Существует множество свидетельств того, что творческими личностями движет некая божественная сила, и нет никаких причин сомневаться в том, что некоторые люди от природы обладают особым даром. Проиллюстрировать эту теорию можно следующим примером.
Если верить свидетельствам, Август Кекуле создал циклическую структурную формулу бензола в момент озарения, когда в его сознании возник образ змеи, кусающей свой собственный хвост:
«Я повернул свое
кресло к камину и задремал. У
меня перед глазами снова
Отрывок из книги
А. Кестлера «Творческий акт»
(Koestler, A. The Act of Creation. London: Hutchinson, 1964)
С точки зрения организации, проблема теории божественного вдохновения заключается в том, что если творческое вдохновение действительно является следствием воздействия неких высших сил, то вряд ли этим процессом вообще возможно как-то управлять. Тем не менее по мере более глубокого рассмотрения сущности творческого процесса становится очевидным, что данной теорией невозможно полностью объяснить феномен креативности. Но и эта точка зрения может оказаться полезной для компаний — равно в той мере, в какой она побудит их нанимать на работу одаренных людей и всячески поддерживать их на пути к самореализации: способствовать достижению стоящих перед ними целей, совпадающих, разумеется, с целями самих компаний.
Счастливый случай
Это просто
какое-то волшебство.
Queen
Существуют многочисленные свидетельства, говорящие в пользу данной концепции креативности. Классический пример— открытие возможности использования сахарина для подслащивания пищи (эффект сахарина был случайно открыт одним ученым-химиком, который обедал в своей лаборатории, забыв предварительно вымыть руки после одного из экспериментов). Как и в случае с теорией божественного вдохновения, счастливый случай — не слишком привлекательная концепция для компаний, предпочитающих иметь постоянный доступ к творческому вдохновению как к некоему ресурсу, которым они могли бы управлять и который имели бы возможность развивать.
«Запланированное везение»
Быть изобретателем
— значит вести весьма эклектичный
образ жизни.
Сэр Клайв Синклер
Если у вас нет выбора — вы мертвы. Если у вас есть один вариант для выбора — вы робот. Если два — перед вами дилемма. И только когда у вас три и более варианта для выбора, вы действительно можете сделать его.