Природа креативности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:58, реферат

Краткое описание

Проблема креативности предоставляет исследователям хороший шанс для проявления собственных способностей к творчеству.

Оглавление

Введение
1. Сущность понятия «креативность»
2. Источники креативности
3. Как проявляются креативные способности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ФГБОУВПО УдГУ в г. Воткинске

Кафедра «Педагогики  и психологии»

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Психолого-педагогическая антропология»

на тему «Природа креативности человека»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент: Фоминых О.В.                    

гр. ЗС-ВтН-061000-54(к)

Научный руководитель:

Белокрылова Н.В.                                         

 

 

 

 

 

                                         г. Воткинск, 2012г.

Содержание:

Введение

1. Сущность понятия «креативность»

  2. Источники креативности

3. Как проявляются креативные способности

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема  креативности предоставляет исследователям хороший шанс для проявления собственных  способностей к творчеству.

Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений  креативности и, как отмечал автор  соответствующего обзора Л.Т. Репуччи, «их число растет день ото дня». Количество определений креативности, накопившееся к настоящему времени, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, процесс понимания  того, что такое креативность, сам  требует креативного действия.

Таким образом, помимо научного интереса, креативность представляется ученым еще и важным фактором прогресса человечества и  даже его тотального выживания. Понимание  этого факта заставляет их интенсифицировать  свои исследования в данной области  и вести пропаганду идеи креативного  образа мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность понятия «креативность»

Об обширности ума

следует судить

лишь по изобретательности

и количеству мыслей,

которые два человека

извлекают

из одной и той  же вещи.

Клод Адриан Гельвеций

В обыденном сознании понятия «умный»  и «сообразительный» выступают  почти синонимами. В традиционных представлениях с умом ассоциируется  еще и богатый запас знаний. Так, популярный телеконкурс «Самый умный» фактически является тестом на осведомленность. Такая точка зрения вряд ли верна, хотя и не лишена оснований. Еще древние указывали на отличие  «многознающих» от «многомудрых». Однако можно предположить, что для человека недалекого ума процессы приобретения, хранения и адекватного воспроизведения  информации представляются затруднительными (на этом, в частности, основано включение  заданий на осведомленность в  некоторые батареи тестов интеллекта). Но очевидно также, что ум состоит  не только в способности приобретать  информацию и владеть ею, но активно  ею пользоваться для решения разнообразных  задач. Причем по-настоящему умным считают  человека, способного справляться с  задачами, алгоритм решения которых  ему заранее не известен, а возможно, не известен вообще никому.

Креативность - творческие способности, которые могут  проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как  личность в целом, так и продукт  деятельности этой личности.

Креативность - это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к  окружающим: он готов признать, что  привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают [1, с. 87].

Гилфорд: «Креативность - это процесс дивергентного  мышления»

Интересно отметить, что большинство научных  психологических школ начала XX столетия (структурализм, функционализм и  бихевиоризм) практически не развивали никаких новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали составляющую креативности - интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений и механизмов интуиции; природа интуиции Гештальт-психологов не интересовала.

Психоаналитический  подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток, решить эту проблему, основывался  на отдельно взятых примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными  побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти неосознанные желания  могут касаться власти, богатства, славы  или любви. Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи  старались отыскать в деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода - анализ Фрейдом побудительных  мотивов творчества Леонардо да Винчи.

Такая методология подверглась серьезной  критике, поскольку при ее применении было невозможно «объективировать»  исследуемые процессы: в связи  с тем, что большинство субъектов  исследования - носителей изучаемых процессов и способностей - к моменту написания работ по их творчеству уже покинули этот мир, их творческие процессы невозможно ни описать, ни измерить.

Хотя  в методах изучения проблемы креативности на примере истории творчества отдельно взятого гения в принципе нет  ничего «ненаучного», для нарождавшейся  научной психологии ценность представляли контролируемые, экспериментальные  методы. Таким образом, как теоретические, так и методологические трудности, связанные с ранними попытками  изучения творческих способностей, привели  к временному выпадению креативности из набора магистральных психологических  проблем.

Одним из крупных, хотя и не бесспорных достижений XX века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум - явление очень разностороннее, и  недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами - чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность - это уже талант, исключительно  высокая - гений.

Лишь  по прошествии полувека пришло осознание  того, что признаком высокой одаренности  является не столько ловкость в решении  тестовых задач, сколько оригинальность мышления, а самое главное - оригинальность его продукта. Традиционные тестовые задания эту особенность ума практически не выявляют. Она требует пристального изучения и создания соответствующих методов оценки.

В английском языке эта особенность  получила название креативности. Ввиду  неблагозвучия буквального перевода, который по-русски звучал бы как  «творческость», англоязычный термин утвердился и в русском языке [2, с. 6].

Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. Вопрос о компонентах  творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи  связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями  мышления. В частности, известный  американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление [3, с. 436].

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного  решения, а начинают искать решения  по всем возможным направлениям с  тем, чтобы рассмотреть как можно  больше вариантов. Такие люди склонны  образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают  и используют только определенным образом, или формировать связи между  двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать  максимальное количество идей (в  данном случае важно не их  качество, а их количество)

2. Гибкость - способность высказывать  широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать  новые нестандартные идеи (это  может проявляться в ответах,  решение несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать  свой «продукт» или придавать  ему законченный вид.

Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук; опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и  музыкантов, выделяет следующие творческие способности [4, с. 6-36]:

1. Способность видеть проблему  там, где ее не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные  операции, заменяя несколько понятий  одним и используя все более  емкие в информационном отношении  символы.

3. Способность применить навыки, приобретенные  при решении одной задачи к  решению другой.

4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя ее на части.

5. Способность легко ассоциировать  отдаленные понятия.

6. Способность памяти выдавать  нужную информацию в нужную  минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из  альтернатив решения проблемы  до ее проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые  сведения в уже имеющиеся системы  знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое  из того, что привносится интерпретацией.

11. Легкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

1.3. Способность доработки деталей,  к совершенствованию первоначального  замысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники креативности

Существует множество  источников креативности, но ни один из них по отдельности не в состоянии  полностью раскрыть сущность творческого  процесса. Для объяснения происхождения  творческих способностей человека было выдвинуто множество теорий, самыми распространенными из которых являются следующие:

  • божественное откровение;
  • счастливый случай;
  • «запланированное везение»;
  • настойчивость;
  • «метод».

Божественное откровение

Сквернее всего  то, что даже самые глубокие размышления  не принесут достойной мысли.  
Она должна явиться вам, словно божественное дитя, и воскликнуть: «А вот и я!» 
Гете

Я должен бросить  все остальное и сосредоточиться  на том,  
чтобы взрастить в себе то семя, которое посеял во мне Господь. 
Чайковский

Существует множество  свидетельств того, что творческими  личностями движет некая божественная сила, и нет никаких причин сомневаться  в том, что некоторые люди от природы  обладают особым даром. Проиллюстрировать  эту теорию можно следующим примером.

Если верить свидетельствам, Август Кекуле создал циклическую структурную  формулу бензола в момент озарения, когда в его сознании возник образ  змеи, кусающей свой собственный хвост:

«Я повернул свое кресло к камину и задремал. У  меня перед глазами снова закружились  атомы. На этот раз мелкие группы остались позади. Мой разум уже привык к  таким картинам, и своим внутренним взором я мог различить более  крупные структуры этого разнородного скопления частиц. Там были длинные  ряды, некоторые из них были более  плотно сцеплены друг с другом, чем  другие, и все они извивались, подобно клубку змей. Но посмотрите! Что это? Одна из змей вцепилась в  собственный хвост! И форма эта, словно насмехаясь надо мной, завертелась  у меня перед глазами. Я проснулся, как будто от вспышки молнии…  Нам всем стоит научиться грезить  наяву, господа».

Отрывок из книги А. Кестлера «Творческий акт» 
(Koestler, A. The Act of Creation. London: Hutchinson, 1964)

С точки зрения организации, проблема теории божественного  вдохновения заключается в том, что если творческое вдохновение  действительно является следствием воздействия неких высших сил, то вряд ли этим процессом вообще возможно как-то управлять. Тем не менее по мере более глубокого рассмотрения сущности творческого процесса становится очевидным, что данной теорией невозможно полностью объяснить феномен  креативности. Но и эта точка зрения может оказаться полезной для  компаний — равно в той мере, в какой она побудит их нанимать на работу одаренных людей и всячески поддерживать их на пути к самореализации: способствовать достижению стоящих  перед ними целей, совпадающих, разумеется, с целями самих компаний.

Счастливый случай

Это просто какое-то волшебство. 
Queen

Существуют многочисленные свидетельства, говорящие в пользу данной концепции креативности. Классический пример— открытие возможности использования  сахарина для подслащивания пищи (эффект сахарина был случайно открыт одним ученым-химиком, который обедал в своей лаборатории, забыв предварительно вымыть руки после одного из экспериментов). Как и в случае с теорией божественного вдохновения, счастливый случай — не слишком привлекательная концепция для компаний, предпочитающих иметь постоянный доступ к творческому вдохновению как к некоему ресурсу, которым они могли бы управлять и который имели бы возможность развивать.

«Запланированное везение»

Быть изобретателем  — значит вести весьма эклектичный  образ жизни. 
Сэр Клайв Синклер

Если у вас  нет выбора — вы мертвы. Если у  вас есть один вариант для выбора — вы робот. Если два — перед  вами дилемма. И только когда у  вас три и более варианта для  выбора, вы действительно можете сделать  его.

Информация о работе Природа креативности человека