Природа креативности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:58, реферат

Краткое описание

Проблема креативности предоставляет исследователям хороший шанс для проявления собственных способностей к творчеству.

Оглавление

Введение
1. Сущность понятия «креативность»
2. Источники креативности
3. Как проявляются креативные способности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

Благоприятных возможностей вокруг много, но лишь некоторые компании создают системы для их обнаружения.

В основе «запланированного  везения» лежит внутренняя настроенность  на поиск альтернатив и возможностей. Другими словами, неожиданная креативность становится более вероятной в  том случае, когда человек или  организация целенаправленно занимается поиском благоприятных возможностей и их использованием. И это хорошая  новость для компаний, поскольку  она подразумевает возможность  предпринять определенные действия для более вероятной реализации (и, разумеется, появления) столь ожидаемых  и желанных творческих проектов.

 

Настойчивость

Опыт — это  то название, которое мы даем своим  ошибкам. 
Оскар Уайльд

Решения у меня есть уже давно, просто я еще не придумал способа их получить. 
Гаусс

Подобная точка  зрения подразумевает необходимость  упорной работы и наличие определенной доли упрямства, что противоречит взгляду  на творчество как на область, населенную исключительно вдохновенными поэтами-затворниками.

В подтверждение  этой теории можно привести пример Томаса Эдисона, который считал каждую неудачу важным шагом на пути к  успеху. Согласно легенде, после очередного провала своего тысячного эксперимента по созданию электрической лампочки он поздравил себя с обнаружением еще одного способа, которым нельзя создать эту самую лампочку. Многие научные открытия становятся результатом маниакальной одержимости ученого какой-то одной проблемой и его готовностью рассматривать каждую неудачу как возможность узнать нечто новое об этой проблеме, что в конечном итоге и приводит к успеху. С точки же зрения организаций, такие «маньяки» имеют целый набор других, не столь желательных качеств, связанных с их склонностью к конфликтам и фанатичной приверженностью к любимому проекту. Значение конфликта для креативности мы рассмотрим подробнее в главе 7.

В ходе исследований в рамках работы над этой книгой я выяснил, что значительное число  людей в самых различных компаниях  считают уверенность в себе ключевым фактором успеха, поскольку наличие  именно этого качества гарантирует, что их творческие идеи будут услышаны в организации. Другими словами, бывает так, что творческих идей в  организации достаточно, но авторам  этих идей не хватает силы воли и  стремления озвучить свои открытия и  протолкнуть их через «иммунную  систему организации».

«Метод»

Существует теория, согласно которой творческими личностями рождаются, а не становятся. На первый взгляд, мнение, что талант может  иметь некую биологическую составляющую, что люди различных типов личности одарены им в разной мере, кажется  вполне обоснованным. Однако в целом  эта теория выглядит довольно ограниченной — она противоречит многочисленным доказательствам упрямого факта: творческие способности в равной мере демонстрируют  люди самого разного склада ума и  характера. Креативности можно учиться, ее можно развивать в себе так  же, как и любые другие человеческие способности. Просто творческим людям  от природы свойственны те определенные особенности мышления, которым обычным  людям, желающим повысить свой творческий потенциал, придется целенаправленно  обучаться. Вот некоторые из этих особенностей.[5, с 6-11]

3. Как проявляются креативные способности

Различные творческие таланты человека, которые проявляются в чувствах, общении, мышлении, в разных видах деятельности, способности, которые характеризуют личность или ее некоторые стороны, а также творческий процесс создания идей и различных продуктов – это и есть креативность.

Креативные способности даны всем от рождения, но под действием многих факторов они постепенно притупляются. Одни ученые доказывали, что способности  человека к творчеству возникли с  течением времени и развивались  благодаря множеству изменений  в культуре и демографии. Другие считали, что креативность появилась  внезапно, вследствие генетической мутации  мозга человека многие тысячи лет  назад.

По  сути, креативность – это восприимчивость  к новым идеям, а не только критичное  отношение к чему-то новому со стороны  существующего опыта.

Креативность изначально рассматривали  как некую функцию интеллекта и, соответственно, уровень интеллекта приравнивался к уровню креативности. Вследствие чего, было выявлено, что  чем выше уровень интеллекта, тем  ниже у человека развиты креативные способности.

Сегодня креативность рассматривают  как функцию цельной личности, и зависит она от общего комплекса  всевозможных характеристик. Поэтому, главное в изучении креативности, это выявить те личностные качества, благодаря которым она проявляется.

Креативность, включающая в себя особую восприимчивость к проблемам и к нехватке или противоречивости информации, бывает  образной и вербальной. Кроме того, выделяют особые критерии креативных способностей:

  • гибкость ума
  • беглость – количество идей создаваемых за единицу времени
  • оригинальность – способность к созданию необычных идей, сильно отличающихся от общепринятых норм
  • метафоричность – возможность творить в необычном направлении, умение увидеть в обычном нечто необыкновенное и наоборот, способности к ассоциативному символичному мышлению
  • восприимчивость – готовность мгновенно переходить от одной идее к другой, чувствительность к неопределенностям, противоречиям и необычным деталям.

Для того чтобы оценить креативные способности творческих людей и  проанализировать результативность их деятельности, прибегают к различным  тестам или опросникам с целым  списком определенных ситуаций, форм поведения, чувств, интересов. Такие  анкеты адресованы не только самим  испытуемым, но также и их окружению.

Исследователями отмечено, что наличие  у ребенка высоких показателей  креативности вовсе не дают гарантию, что в будущем у него точно  будут хорошие творческие достижения, а всего лишь показывают, что у  такого ребенка есть наибольшая вероятность  их проявления, но только в том случае, если он сможет получить необходимую  мотивацию и творческие навыки.

Можно отметить несколько важных условий, которые стимулируют развитие креативных способностей:

  • пусть будет открытость или незавершенность вместо жестких правил и строгого контроля
  • любые вопросы необходимо разрешать и даже поощрять
  • создавать побуждение к независимости и ответственности
  • акцентировать внимание на собственных чувствах, наблюдениях, обобщениях, разработках

И наоборот, креативные способности могут замедлить свое развитие, если применять следующие условия:

  • постоянное избегание рисковых ситуаций
  • желание получить успех любыми путями, не смотря ни на что
  • жесткие шаблоны поведения и мышления
  • стремление быть неким признанным или необходимым стандартом
  • поклонение, каким либо кумирам, авторитетам
  • неодобрение собственной фантазии, воображения, исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

После технологического бума 90-х наступило  сравнительное затишье. В то время  компании участвовали в своего рода «гонке технологических вооружений»: новые технологии стремительно осваивались  буквально по мере появления - это  был вопрос конкурентоспособности. В тех условиях огромным плюсом была способность максимально быстро обучать персонал, чтобы эти технологии использовать.

Сегодня, когда развитие IT-технологий несколько  замедлило шаг, организации не столько  гонятся за новинками, сколько стараются  отобрать лучшие технологии. Подход к  развитию и поддержке креативности персонала стал более гибким и  творческим.

Существует  множество упражнений, с помощью  которых можно развить креативное мышление у персонала предприятия. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в  том, чтобы уйти от общепринятых и  привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно  оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Заключительная  мысль

Если хотите развить  свой разум, Изучайте науку искусства, 
Изучайте искусство науки, Научитесь видеть, 
Поймите, что все взаимосвязано. 
Леонардо да Винчи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Дорфман Л. Я. Основные направления  исследований креативности в  науке и искусстве. Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 101-106.

2. Дружинин В. Н. Психология общих  способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Душков Б. А. Психология труда,  профессиональной, информационной  и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б. А. Душкова. - 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

4. Либина А. В. Дифференциальная  психология: На пересечении европейских,  российских и американских традиций. - 2-е изд., перераб. - М.: Смысл, 2000.

5. Питер Кук. Фрагмент книги "Креатив приносит деньги".

 

 

 


Информация о работе Природа креативности человека