Прикладные отрасли психологии. Задачи юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:40, реферат

Краткое описание

Вступление
Юридическая психология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).

Оглавление

1 Вступление
2 Прикладные отрасли психологии
3 Задачи юридической психологии
4 Вывод

Файлы: 1 файл

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ на отправку.docx

— 25.94 Кб (Скачать)

План

1 Вступление

2 Прикладные отрасли психологии

3 Задачи юридической психологии

4 Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Юридическая психология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки  являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются  и формируются в различных  видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).

Выделение юридической психологии как самостоятельной научной  области исследования и учебной  дисциплины связано с особыми  правовыми аспектами человеческой деятельности. Человек как личность формируется и существует в системе  общественных отношений, являясь социальным существом, для которого характерны целенаправленность и саморегуляция. Необходимым условием существования любой общественной формации, как известно, служат разработанные людьми нормы права, которые регулируют поведение и взаимоотношения между индивидами, между личностью и обществом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикладные отрасли  психологии:

Возрастная и  педагогическая психология

Возрастная и педагогическая психология:- эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматривать  вместе как единую учебную дисциплину, представляет собой применение общепсихологической  теории для объяснения возрастного  развития в детские годы (это наиболее исследованный отрезок жизни  человека) и психологических условий  эффективности обучения и воспитания человека.

Подобно психологии труда, инженерной, военной, или клинической психологии, эту область иногда относят к  прикладным отраслям психологии, целью  которых является решение практических проблем.

Изучение этих наук имеет  практическое значение для студентов, учителей и родителей, любого взрослого  человека.

Студенту же любой профессиональной ориентации надо научиться использовать знания в данной области в будущей  практической деятельности, чтобы разбираться  в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать  на них воздействие при организации  игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.

Усвоение законов возрастного  психического развития человека в онтогенезе позволяет учителю целенаправленно  строить педагогическую работу по формированию (обучению и воспитанию) школьников, перевести ее на рельсы научности, превратить во многом стихийный процесс в управляемый. Такое знание нужно и любому родителю.

Социальная психология.

"В методике преподавания  социальной психологии не может  не учитываться относительная  молодость этой науки. Первые  упоминания о ней относятся  к началу нашего века, когда  первые попытки создания социально-психологической  теории предпринимались представителями  психологической школы в социологии (Г. Тард, Г. Лебон, У. Макдугалл, С. Сигеле, Э. Дюркгейм). И вышедшая в 1908 г. книга Макдугалла (английского психолога, работавшего позже в США)"Введение в социальную психологию" была первой публикацией по социальной психологии. Поэтому иногда эту дату (1908) считают началом истории социальной психологии. В попытках найти некие всеобщие законы, позволяющие объяснить социальные явления (например, истоки солидарности и сплоченности людей), ученые изучали поведение толпы, факты заражения, имитации и подражания, "коллективные представления", законы духовного единства" и т.п. Но при этом законы социальные подменялись или подчинялись законам психологии, личность растворялась в человеческой общности, теряя способность самостоятельно действовать и принимать решения".

Медицинская психология.

Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил  четкого и однозначного определения. Некоторые считают, что понятия 

"медицинская психология" и "клиническая психология" тождественны. Другие видят в них разницу и разводят их. В перечне научных дисциплин, вошедших в "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования", есть учебная дисциплина под названием "Клиническая психология" (150 часов), но предмета под названием "Медицинская психология" в этом перечне нет. Однако такая отрасль знаний есть, и студенты психологической специальности ее уже практически изучают. Что касается клинической психологии, то, если судить по ее содержанию, раскрытому в государственном стандарте образования, она должна изучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своей работы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (в клинике, больнице).

Предметом медицинской психологии как прикладной отрасли психологической  науки можно считать психологические  воздействия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влияние на человека, т. е, психотравмирующие и психотерапевтические факторы.

Теоретическое содержание медицинской  психологии составляют те отрасли психологической  науки, которые изучают аномальные состояния психики (патопсихология, нейропсихология, специальная психология), а также некоторые отрасли  медицины (психиатрия, неврология и  нейрохирургия), изучающие психосоматические  проявления различных болезней, психологические  последствия травм и болезненных  поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздействий  на больного.

Прикладной аспект медицинской  психологии заключается в использовании  научных психологических и медицинских  знаний для диагностики, лечения  и предупреждения (профилактики) заболеваний  нервно-психического характера.

Основными разделами медицинской  психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, психокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.

Юридическая (правовая) психология.

Юридическая психология - наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные  с применением правовых норм и  участием в правовой деятельности. Иначе говоря, это наука о психологии правоприменительной деятельности и ее субъектов, т.е. сотрудников  правоохранительных органов. Юридическая  психология в системе государственного образования изучается в юридических  вузах и на юридических факультетах  университетов. Она также преподается  в вузах правоохранительной системы, экономических и управленческих учебных заведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам  ученые-правоведы видят в формировании психологической культуры юриста, которая  повышает эффективность юридической  деятельности, способствует ее гуманизации.

Курс юридической психологии преподается также в некоторых  гуманитарных вузах, не входящих в систему  государственного образования: студентам, специализирующимся по практической психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и маркетинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психологии и других отраслей психологической науки, которые  тоже преподаются в указанных  вузах, и особенно большой набор  психологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональных психологов. Поэтому в программу курса юридической психологии для студентов-психологов не входят общепсихологические вопросы, тогда как для студентов других, непсихологических специальностей они составляют примерно половину содержания учебного предмета.

Математическая  психология.

Математическая психология, являясь одной из отраслей психологической науки, занимает в ней не какое-то отдельное обособленное место, а выполняет важную интегрирующую функцию. Использование сходного математического аппарата при решении исследовательских задач в области психологии позволяет зафиксировать их однотипность и, тем самым, выделить  интегральные психологические проблемы, объединяющие  частные задачи, возникшие в различных психологических отраслях.

Обращение психологов к математическим методам, так же как и встречный  интерес математиков к возможности  применения их аппарата к решению  психологических задач, существует давно. Неоднократно предпринимались  попытки сделать психологию «нормальной  экспериментальной наукой»,  развивающейся  по аналогии с физикой. Разрабатывающие  психологию ученые мечтали получить в своей области уравнения, подобные ньютоновским. В 1822 году И.Ф. Гербарт выступил на заседании Лондонского королевского общества с лекцией «О возможности и необходимости применять в психологии математику». В этой работе, помимо общеметодологических положений о целесообразности применения математических методов в психологии, автором была предложена конкретная математическая модель Я-концепции. Первые работы по математической психологии были выполнены в области психофизики на материале выявления количественных соотношение между изменениями величины раздражителей (объективных стимулов) и соответствующими им изменениями реакций (субъективных ощущений), а также психометрики, где они были направлены на развитие методов анализа психодиагностических данных, главным образом, на построение тестов с    помощью методов факторного анализа.

С середины 20 века проникновение  математических идей в психологию особенно усилилось, чему способствовало появление  электронно-вычислительной техники и широкое распространение экспериментальных исследований. В это время математическая психология получила организационное оформление. Она (пусть и в усеченном виде) была признана частью психологической науки, подтверждением чего стало создание под руководством президента Американской психологической ассоциации Л. Терстоуна в 1935 году Психометрической ассоциации. В 1953 году возникло Общество математической  психологии, объединившее исследователей, занимающихся математическими моделями восприятия, памяти, научения, принятия решений, а также психологическими приложениями в исследованиях стохастическихпроцессов, нейронных сетей, теории измерений, теории игр.  Наконец, в начале 90х годов было организовано Общество теории хаоса в психологии и науках о жизни, задача которого состояла в объединении ученых, интересующихся теоретическими и практическими приложениями теории нелинейных динамических систем, синергетики, нейронных сетей, фракталов. клеточных автоматов в гуманитарных и социальных науках. Каждое из упомянутых обществ являлось своеобразным центром консолидации сообщества исследователей, чьи интересы так или иначе были связаны с применением математических методов в психологии.

 

Задачи юридической  психологии

Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических  и практических проблем, которые  входят в сферу деятельности работников юриспруденции.

К основным задачам юридической  психологии можно отнести следующие:

– изучение психологических  механизмов противоправного поведения; факторов, способствующих формированию преступной мотивации и целенаправленности; способов их профилактики;

– разработка психологических методов  определения свойств и состояний  личности, а также изучение их влияния  на поведение личности в криминогенной ситуации, что необходимо для понимания «человеческого фактора» в системе правовых отношений и принятия справедливых судебных решений, касающихся прав и интересов людей;

– изучение (совместно с криминологами  и патопсихологами) таких факторов правонарушений, как состяние «вменяемости» – «невменяемости», патологических черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой социальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектов правонарушений и т.п.;

– изучение возрастной динамики противоправного  поведения и факторов, опосредующих преступность среди несовершеннолетних;

– изучение психологических механизмов роста преступности в условиях социально-экономических  и политических преобразований в  обществе;

– разработка эффективных методов  организации исправительно-трудовой деятельности осужденных и прогнозирования  их готовности к ресоциализации;

– разработка рациональных методов  взаимодействия с потерпевшими и  свидетелями с целью получения  объективных показаний по делу;

– изучение психологической структуры  профессиональной деятельности работников правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров), осуществление  профессиографии и психографии их деятельности;

– психологическое обучение сотрудников  правоохранительной системы с целью  формирования профессионально важных свойств личности, в частности  способностей психологического анализа  субъектов противоправного поведения, индивидуальных и групповых преступлений;

– обеспечение участия специалистов в проведении судебно-психологической  экспертизы в процессе расследования  и рассмотрения уголовных дел, а  также иных видов правонарушений;

– обеспечение психологической  службы в правоохранительной системе  с целью оказания консультативной  и практической помощи должностным  лицам в этой системе при осуществлении  их процессуальных действий (проведения следственного эксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением  предусмотренных законом свобод и прав личности граждан;

– разработка психодиагностических методов профотбора и лонгитюдного контроля деятельности должностных лиц системы правоохранения, формирования адекватной мотивации и профилактики профессиональной деформации;

– организация работы с населением с целью психологического просвещения  и проведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан.

 

 

 

Вывод

Связь юридической психологии с  общей психологией состоит в  том, что при анализе поведения  субъектов правовых отношений мы опираемся на установленные общепсихологические  законы организации целенаправленной деятельности человека.

Возрастная  психология вносит свой существенный вклад в раскрытие онтогенеза личности, понимание деструктивных  факторов девиантного и деликтвенного поведения подростков и взрослых. Педагогическая психология позволяет раскрыть роль конкретных условий воспитания в формировании мотивации поведения и правосознания личности.

При рассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая  психология опирается на данные патопсихологии и медицинской психологии, раскрывающих роль филогенетических и онтогенетических механизмов патологии психики в  развитии противоправного поведения.

Поскольку юридическая  психология интегрирована в систему  юридических дисциплин, следует  указать на ее взаимосвязь с основными из них. Так, по мнению В.В.Романова, речь идет прежде всего о ее связи с уголовным правом и уголовным процессом. Тесная связь наблюдается между юридической психологией, криминалистикой и криминологией. История развития криминалистики свидетельствует о большой роли психологических факторов в организации и совершении преступлений, а также их расследовании и др.

Информация о работе Прикладные отрасли психологии. Задачи юридической психологии