Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:40, реферат
Вступление
Юридическая психология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).
1 Вступление
2 Прикладные отрасли психологии
3 Задачи юридической психологии
4 Вывод
План
1 Вступление
2 Прикладные отрасли психологии
3 Задачи юридической психологии
4 Вывод
Вступление
Юридическая психология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).
Выделение юридической психологии
как самостоятельной научной
области исследования и учебной
дисциплины связано с особыми
правовыми аспектами
Прикладные отрасли психологии:
Возрастная и педагогическая психология
Возрастная и педагогическая психология:- эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматривать вместе как единую учебную дисциплину, представляет собой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследованный отрезок жизни человека) и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека.
Подобно психологии труда, инженерной, военной, или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем.
Изучение этих наук имеет практическое значение для студентов, учителей и родителей, любого взрослого человека.
Студенту же любой профессиональной
ориентации надо научиться использовать
знания в данной области в будущей
практической деятельности, чтобы разбираться
в психологических особенностях
людей разных возрастов и оказывать
на них воздействие при
Усвоение законов возрастного
психического развития человека в онтогенезе
позволяет учителю
Социальная психология.
"В методике преподавания
социальной психологии не
Медицинская психология.
Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.
Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначного определения. Некоторые считают, что понятия
"медицинская психология" и "клиническая психология" тождественны. Другие видят в них разницу и разводят их. В перечне научных дисциплин, вошедших в "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования", есть учебная дисциплина под названием "Клиническая психология" (150 часов), но предмета под названием "Медицинская психология" в этом перечне нет. Однако такая отрасль знаний есть, и студенты психологической специальности ее уже практически изучают. Что касается клинической психологии, то, если судить по ее содержанию, раскрытому в государственном стандарте образования, она должна изучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своей работы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (в клинике, больнице).
Предметом медицинской психологии
как прикладной отрасли психологической
науки можно считать
Теоретическое содержание медицинской
психологии составляют те отрасли психологической
науки, которые изучают аномальные
состояния психики (патопсихология,
нейропсихология, специальная психология),
а также некоторые отрасли
медицины (психиатрия, неврология и
нейрохирургия), изучающие психосоматические
проявления различных болезней, психологические
последствия травм и
Прикладной аспект медицинской
психологии заключается в использовании
научных психологических и
Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, психокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.
Юридическая (правовая) психология.
Юридическая психология - наука,
изучающая явления и
Курс юридической психологии преподается также в некоторых гуманитарных вузах, не входящих в систему государственного образования: студентам, специализирующимся по практической психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и маркетинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психологии и других отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой набор психологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональных психологов. Поэтому в программу курса юридической психологии для студентов-психологов не входят общепсихологические вопросы, тогда как для студентов других, непсихологических специальностей они составляют примерно половину содержания учебного предмета.
Математическая психология.
Математическая психология, являясь одной из отраслей психологической науки, занимает в ней не какое-то отдельное обособленное место, а выполняет важную интегрирующую функцию. Использование сходного математического аппарата при решении исследовательских задач в области психологии позволяет зафиксировать их однотипность и, тем самым, выделить интегральные психологические проблемы, объединяющие частные задачи, возникшие в различных психологических отраслях.
Обращение психологов к математическим
методам, так же как и встречный
интерес математиков к
С середины 20 века проникновение математических идей в психологию особенно усилилось, чему способствовало появление электронно-вычислительной техники и широкое распространение экспериментальных исследований. В это время математическая психология получила организационное оформление. Она (пусть и в усеченном виде) была признана частью психологической науки, подтверждением чего стало создание под руководством президента Американской психологической ассоциации Л. Терстоуна в 1935 году Психометрической ассоциации. В 1953 году возникло Общество математической психологии, объединившее исследователей, занимающихся математическими моделями восприятия, памяти, научения, принятия решений, а также психологическими приложениями в исследованиях стохастическихпроцессов, нейронных сетей, теории измерений, теории игр. Наконец, в начале 90х годов было организовано Общество теории хаоса в психологии и науках о жизни, задача которого состояла в объединении ученых, интересующихся теоретическими и практическими приложениями теории нелинейных динамических систем, синергетики, нейронных сетей, фракталов. клеточных автоматов в гуманитарных и социальных науках. Каждое из упомянутых обществ являлось своеобразным центром консолидации сообщества исследователей, чьи интересы так или иначе были связаны с применением математических методов в психологии.
Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции.
К основным задачам юридической психологии можно отнести следующие:
– изучение психологических
механизмов противоправного поведения;
факторов, способствующих формированию
преступной мотивации и
– разработка психологических методов
определения свойств и
– изучение (совместно с криминологами и патопсихологами) таких факторов правонарушений, как состяние «вменяемости» – «невменяемости», патологических черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой социальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектов правонарушений и т.п.;
– изучение возрастной динамики противоправного поведения и факторов, опосредующих преступность среди несовершеннолетних;
– изучение психологических механизмов роста преступности в условиях социально-экономических и политических преобразований в обществе;
– разработка эффективных методов
организации исправительно-
– разработка рациональных методов взаимодействия с потерпевшими и свидетелями с целью получения объективных показаний по делу;
– изучение психологической структуры профессиональной деятельности работников правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров), осуществление профессиографии и психографии их деятельности;
– психологическое обучение сотрудников
правоохранительной системы с целью
формирования профессионально важных
свойств личности, в частности
способностей психологического анализа
субъектов противоправного
– обеспечение участия
– обеспечение психологической службы в правоохранительной системе с целью оказания консультативной и практической помощи должностным лицам в этой системе при осуществлении их процессуальных действий (проведения следственного эксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением предусмотренных законом свобод и прав личности граждан;
– разработка психодиагностических методов профотбора и лонгитюдного контроля деятельности должностных лиц системы правоохранения, формирования адекватной мотивации и профилактики профессиональной деформации;
– организация работы с населением с целью психологического просвещения и проведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан.
Вывод
Связь юридической психологии с
общей психологией состоит в
том, что при анализе поведения
субъектов правовых отношений мы
опираемся на установленные
Возрастная психология вносит свой существенный вклад в раскрытие онтогенеза личности, понимание деструктивных факторов девиантного и деликтвенного поведения подростков и взрослых. Педагогическая психология позволяет раскрыть роль конкретных условий воспитания в формировании мотивации поведения и правосознания личности.
При рассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая психология опирается на данные патопсихологии и медицинской психологии, раскрывающих роль филогенетических и онтогенетических механизмов патологии психики в развитии противоправного поведения.
Поскольку юридическая психология интегрирована в систему юридических дисциплин, следует указать на ее взаимосвязь с основными из них. Так, по мнению В.В.Романова, речь идет прежде всего о ее связи с уголовным правом и уголовным процессом. Тесная связь наблюдается между юридической психологией, криминалистикой и криминологией. История развития криминалистики свидетельствует о большой роли психологических факторов в организации и совершении преступлений, а также их расследовании и др.
Информация о работе Прикладные отрасли психологии. Задачи юридической психологии