Юридическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:32, курс лекций

Краткое описание

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Файлы: 1 файл

юр псих.doc

— 576.00 Кб (Скачать)


1.Понятие психологии

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Предмет психологии

         - Душа

                    Явления сознания

                    Непосредственный опыт субъекта

                    Интенциональные акты сознания

                    Происхождение психических деятельностей

                    Поведение

                    Бессознательное

                    Процессы переработки информации и результаты этих процессов

                    Личный опыт человека

Объект психологии

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе.

Разделы психологии.

Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:

                    Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религий.

                    Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология,психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие.

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) . Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Основные научные течения
1.Психоанализ - Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.(Фрейд)
2. Гештальтпсихология.  Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
3. Гуманистическая психология,  признающая своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[

 

 

 

4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.

 

Концепция ограниченной или уменьшенной вменяемости была предложена в XIX веке для того, чтобы имелась возможность дать уголовно-правовую оценку состояниям, находящимся на границе между психическим расстройством и психическим здоровьем. Она была подвергнута резкой критике со стороны многих психиатров и правоведов. Тем не менее, современная юридическая наука признаёт, что лица с нарушениями психики пограничного уровня (различные формы расстройств личности, неврозы, остаточные явления черепно-мозговых травм, алкоголизм, наркомания, токсикомания и т. д.) не могут быть приравнены в уголовно-правовом отношении к полностью здоровым[3]. Ввиду этого в той или иной форме концепция ограниченной вменяемости находит выражение в законодательстве многих стран мира: Франции, ФРГ, Швейцарии, Польши и т.д.

Ограниченная вменяемость в российском уголовном праве

В УК РФ 1996 года была введена норма об ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которая сразу же вызвала большое количество споров.

Ч. 1 ст. 22 гласит: «Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности». При этом, согласно ч. 2 ст. 22, данное расстройство учитывается судом при назначении наказания (поскольку таких расстройств нет в перечне отягчающих обстоятельств, они могут рассматриваться лишь как смягчающие вину и ответственность) и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Спорным является, например, толкование понятия «психическое расстройство» применительно к данной статье. Одни авторы говорят о том, что данный термин понимается так же, как и в ст. 21 УК РФ: это может быть одно из состояний, которые в принципе способны приводить к признанию лица невменяемым[4]. По мнению других авторов, психические расстройства, рассматриваемые в рамках ст. 22 УК РФ, не носят патологического характера, не являются болезнями; к их числу следует относить неврозы, расстройства личности, акцентуации характера, физиологический аффект, состояние опьянения и т.д.[5].

Вследствие этого применение ст. 22 УК РФ вызывает достаточно существенные затруднения у практических работников. Отмечается, что большинство судей испытывают затруднение в принятии собственных решений по данному вопросу[6].

5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии.

 

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуацииК темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

                    гипертимный — желание деятельности

                    дистимический — заторможенность

                    аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны

                    аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства,

                    тревожный — боязливость

                    эмотивный — мягкосердечие,

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

                    демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон

                    педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам

                    застревающий — подозрительность, обидчивость, , переход от подъема к отчаянию

                    возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты

К личностному уровню были отнесены типы:

                    экстравертированный

                    интровертированный

Классификация Личко

Гипертимный

Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца

Циклоидный

Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела.

Лабильный

подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.[2]

Астено-невротический

Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Они аккуратны и дисциплинированы.[2]

Сенситивный (сензитивный)

Люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.[2]

Психастенический

Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других.

Шизоидный

Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям не достаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями.

Эпилептоидный

Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости.

Истероидный

У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания., испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к суициду

Неустойчивый

Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью

Конфо́рмный

Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения.

6. Социальные стереотипы и предрассудки

 

Стереотипы - устойчивое  и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.

Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - >  столкновение  стереотипов.

Функции стереотипа

1) адаптивная Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

2) идеологизация (сохранить ценность, интерес)

3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

 

Основные свойства стереотипа

1) Не развитый когнитивный компонент

2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).

3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях

4) Интенсивность эмоционального проявления

5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).

Информация о работе Юридическая психология