Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:32, курс лекций
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Чаще всего проводятся следующие виды СПЭ:
1) экспертиза несовершеннолетних (свидетелей, потерпевших, обвиняемых);
2) экспертиза индивидуально-психологических особенностей, основных мотивов, которые закрепились в жизнедеятельности человека;
3) экспертиза психических состояний, в том числе физиологического аффекта.
4) потерпевших по делам о сексуальных преступлениях; по фактам аварий на транспорте и производстве, аффекта и иных эмоциональных состояний и экспертиза личности обвиняемого.
существует несколько видов классификации судебно-психологической экспертизы, имеющих значение для практики предварительного следствия и судоустройства:
1) по месту и условиям проведения( амбулаторно или в зале судебного заседания);
2) по процессуальному положению подэкспертных (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший. );
3) по предмету экспертизы
Заметим, что при проведении судебно-психиатрической экспертизы психолог не выступает в роли эксперта - экспертом, решающим вопросы судебно-следственных органов здесь является только психиатр. Психолог оказывает эксперту-психиатру консультативную помощь для правильного решения диагностических и экспертных вопросов, относящихся к компетенции судебной психиатрии. При проведении однородной судебно-психологической экспертизы психолог выступает как самостоятельный эксперт. Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда. Ходатайствовать о назначении судебно-психологической экспертизы может само лицо, нуждающееся в экспертизе (обвиняемый, свидетель, потерпевший), а также его представитель (защитник обвиняемого, законный представитель потерпевшего). Ходатайство можно заявлять только перед тем органом, в производстве которого находится уголовное дело, и оно должно быть обоснованным. Орган, ведущий производство по уголовному делу, вправе и по собственному усмотрению, при отсутствии ходатайств, прийти к выводу о назначении экспертизы. При предварительном расследовании уголовного дела - это дознаватель, следователь и прокурор, при судебном разбирательстве - это судья или суд в коллегиальном составе. Следователь обязан ознакомить обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы (за исключением тех случаев, когда его психическое состояние делает это невозможным) и разъяснить его права. Обвиняемый же имеет право заявить отвод эксперту-психологу. При назначении экспертизы в экспертном учреждении (это в большей степени касается психолого-психиатрической экспертизы) следователь или суд направляет туда постановление (определение) и материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов. На основании постановления (определения) руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам этого учреждения, которые и обязаны провести экспертное исследование и дать свое заключение. В экспертном заключении делается отметка о разъяснении прав и обязанностей и о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ).
Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу.
56. Заключение эксперта
После изучения предоставленных материалов и экспериментально-
Заключение дается только в письменном виде и подписывается экспертом-психологом, а при проведении экспертизы комиссией экспертов - всеми членами комиссии. Орган, назначивший экспертизу, производит оценку заключения эксперта (комиссии экспертов), сопоставляя его с другими материалами дела, проводя комплексный анализ всех собранных по делу доказательств. Если заключение признано полным и обоснованным, оно будет являться доказательством по делу.
Если судебно-следственные органы придут к выводу, что экспертное заключение является недостаточно ясным или полным, хотя правильность экспертных выводов не ставится под сомнение, то они могут вызвать эксперта-психолога на допрос. На допросе эксперт-психолог разъясняет свое заключение (или отдельные выводы), не проводя исследования (ст. 192 УПК РСФСР).
Если экспертное заключение признано недостаточно ясным и полным, хотя и правильность экспертных выводов не ставится под сомнение, и допрос эксперта не внес необходимой ясности, может быть назначена дополнительная экспертиза.
Основная задача судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых состоит в исследовании способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.
Законодатель, устанавливая возраст уголовной ответственности, исходит из того, что к 14 годам человек достигает, как правило, такого уровня психического развития, когда он может сознательно регулировать свое поведение. Вместе с тем в законе предусмотрены случаи отставания части подростков в психическом развитии и специально подчеркивается, что отставание это может не иметь психопатологической природы. Такое экспертное психологическое исследование назначается в следующих случаях:
1. Экспертиза с целью определения способности несовершеннолетнего подозреваемого, имеющего отставания в психическом развитии, осознавать общественную угрозу своих действий.
2. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних свидетелей, выявляющая их способность адекватно воспринимать произошедшие обстоятельства и давать верные правдивые показания.
3. Экспертиза, определяющая способность потерпевших от сексуальных домогательств понимать опасность совершённых действий и способность оказывать сопротивление.
.
Ч. 3 ст,79 УПК предусматривает обязательное проведение экспертизы для определения психического или физического состояния потерпевшего или свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.
Почвой для сомнений подобного рода чаще всего служат данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью интересующего правоохранительные органы лица. Сомнения в способности свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, важные для расследования, могут возникать также в связи:
с особыми условиями восприятия (экстремальность ситуации, внезапность и быстрота событий, одновременное воздействие большого числа раздражителей и др.);
со спецификой психического состояния свидетеля (аффекта, стресса, растерянности и др.);
с информацией о возможном влиянии на свидетеля или потерпевшего лиц, заинтересованных в исходе дела;
с противоречиями в показаниях, данных в разное время; принципиальным несовпадением содержания показаний с другими материалами дела;
с особым содержанием воспринимаемых событий (например, способность дошкольника, бывшего очевидцем убийства, понимать смысл, содержание ситуации, то есть то, что произошло именно убийство).
Особое значение экспертиза такого рода приобретает при проверке способности детей и подростков давать показания в случаях их отставания в психическом развитии, в том числе не связанном с психическим заболеванием, а обусловленном педагогической запущенностью, иными социальными причинами. Нередко оказываются «негодными» свидетелями дети, обладающие богатой фантазией, поскольку они легко поддаются самообману, и затем могут говорить неправду, веря в собственную правдивость. допрос свидетеля должен начинаться с предложения «рассказать все ему известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос; после рассказа свидетеля следователь может задавать ему вопросы. Наводящие вопросы не допускаются». При этом по окончании свободного рассказа могут быть заданы уточняющие, дополняющие, детализирующие вопросы.
В последнее время участились случаи обращения граждан в суд с исками о возмещении морального вреда. На начальном этапе для этого используются заключения психологов о якобы причинённом потерпевшему моральном вреде. Такое внесудебное исследование проводится на основании запроса адвоката в соответствии со статьёй 6 Закона «Об адвокатуре», дающей ему право получать письменные заключения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний. Заключение оформляется как «мнение специалиста» и в дальнейшем становится одним из оснований для назначения судебной экспертизы. Как правило, в этих случаях назначается судебная экспертиза психологическая, психиатрическая или комплексная психолого-психиатрическая. Экспертная практика выявляет ряд существенных, принципиального характера недостатков подобных заключений и последующих экспертиз, которые не только вводят в заблуждение суд, но и могут провоцировать необоснованные притязания потерпевших.
Перед психологом поставлены вопросы:
1. Был ли причинён указанным особам моральный вред в результате трагедии, которая произошла (дата) вследствие (описание трагедии)?
2. Каков характер, объём, глубина и продолжительность моральных переживаний у обследуемых и чем они вызваны?
3. Какие моральные и физические страдания испытали обследуемые в момент (описание трагедии) и в последующий период?
4. Необходим ли в настоящее время комплекс реабилитационных мероприятий потерпевшим, если необходим, то какими должны быть их направленность, характер и объём?
Установление психического вреда предполагает определение состояния психики и сознания лица, их болезненных нарушений и причинной связи с юридически значимыми действиями (бездействием) других лиц. моральный вред, как-то: унижение чести, достоинства, престижа или деловой репутации и пр. устанавливается исключительно судом.
В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие катего¬рии дел:
• о воспитании детей после расторжения брака между роди¬телями (ст. 24 СК РФ);
• о месте проживания детей при раздельном жительстве ро¬дителей
• об участии отдельно проживающего родителя в воспита¬нии детей,
• о возврате ребенка
• о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ);
• о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
• об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ);
Следует выделить типичные обстоятельства материально-правового характера, имеющие психологическое содержание, которые подлежат установлению судом по конкретным катего¬риям дел, а именно:
а) влияние поведения родителей (воспитателей) на психиче¬ское состояние и развитие детей
б) степень привязанности ребенка к родителям (воспитате¬лям) с учетом особенностей психического развития детей и их возраста);
в) учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жи¬тельства);
г) при возбуждении дела по ст. 69 СК РФ (решение вопроса о лишении родительских прав) — уклонение родителей от вы¬полнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми.
Установить, оказывают ли родители вредное влияние на де¬тей, можно лишь зная о личностных особенностях каждого из родителей, психологических особенностях формирующейся лич¬ности ребенка, об особенностях восприятия им поведения роди¬телей, степени влияния типичного поведения родителей на фор¬мирование у ребенка определенных установок, доминант пове¬дения, личностных ценностей. Все это является сферой психо¬лога-эксперта.