Юридическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:32, курс лекций

Краткое описание

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Файлы: 1 файл

юр псих.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

 

67. Комплексная судебно-психологическая экспертиза.

Иногда, в судебной практике возникает необходимость проведения комплексной судебно-психологической экспертизы. Эта область исследований затрагивает и область психологии, и область психиатрии, и исследует проблемы пограничного характера. Основной задачей комплексной судебно-психологической экспертизы, является определение возможного наличия психических аномалий, в том числе и тех, которые не исключают вменяемость испытуемого, и которые имеют существенное влияние на психологическое состояние исследуемого лица. Такие отклонения могут быть выявлены при помощи психологических и психиатрических исследований. Комплексная судебно-психологическая экспертиза проводится одновременно и экспертом-психиатром и экспертом-психологом.
 
Объектами комплексной судебно-психологической экспертизы являются лица, которые имеют признаки пограничных состояний, такие как легкие степени олигофрении и различные виды психопатических состояний.
 
Основными задачами комплексной судебно-психологической экспертизы являются:
- определение психологического состояния испытуемого, классификация типа и вида психической аномалии.
- выявления личных особенностей умственной деятельности, которые имеют значительное влияние на осознание действий испытуемого, и определение, препятствуют ли данные особенности осознанию совершения противоправных действий и способности руководить своими поступками.
- определение степени влияния личных особенностей психологического состояния испытуемого на возможную реализацию действий противоправного порядка.
- определить наличие состояния аффекта у личностей, которые имеют психопатические отклонения.
 
Предметом психологии является изучение особенностей человеческой психики как функции мозга, а также изучение психологических процессов и состояний личности.

 

69. Стэ́нфордский тюре́мный экспериме́нт — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

Эксперимент проведён без учёта этических принципов Американской психологической ассоциации, за что справедливо критикуется как неэтичный и ненаучный.

Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней он был прекращен. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней он был прекращен.

 

70. Типичные психофизиологические особенности осужденных.

Нахождение в местах лишения свободы, безусловно, не может не отразиться на психологии человека. У преступника (бандита, грабителя, вора и т. д.) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатываются своеобразные при­вычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую окружаю­щую его ситуацию рассматривает только под одним углом зрения - можно ли в данных обстоятельствах безнаказанно совершить преступ­ление? Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лише­ния свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобожде­ния); состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безна­дежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях.

Лишение свободы часто усиливает угнетенное состояние в тех случа­ях, когда оно имелось и ранее. Угнетенное состояние является следстви­ем полного неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в исправительно-трудовую колонию у некоторых осужденных уже имеется развитое состояние угнетенности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют норму и все требования воспитателей. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Угнетенность снимается в про­цессе воспитательной работы. Типичным состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне выражается в от­решенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость.

 

72. Психологические средства исправления осужденных.

Воспитательная работа с осужденными - одно из важных средств их исправления. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели - перевоспитать осужденных, то есть прежде всего изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.

Одно из основных средств психологического воздействия воспитателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждением понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию. Чтобы разрушить старые взгляды и убеждения, необходимо прежде всего породить сомнения в их истинности, помочь осужденному осознать их противоречивость или несостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателю необходимо показать ошибочность и несостоятельность его взглядов и убеждений. Однако осознание ошибочности взглядов - это только начало отказа от них. Нередко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов и убеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертность сознания.

 

73. Модификация поведения.

Лишение свободы является фактором модификации поведения осужденных. Условия жизнедеятельности, социальная среда, преступный опыт накладывают отпечаток на их психику.

Проблема психологии личности осужденного и коллектива осужденных в исправительных учреждениях является центральной в пенитенциарной психологии. В частности, установлено, что структурные образования личности осужденных существенно отличаются от структурных образований личности других людей. Многие составляющие свойства личности осужденных характеризуют их с негативной стороны. Считается, что основное отличие личности осужденного состоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, некоторых устойчивых психологических особенностях. К числу последних в частности относятся: неуравновешенность эмоциональной сферы сознания, неразвитость механизма абстрактного мышления, высокий уровень притязаний, завышенная самооценка, отсутствие навыков к сопереживанию. Исследования правосознания осужденных показывают принципиальные отличия имеющихся у них ценностных ориентации, правовых установок. Установлено, что в среде осужденных возникает ряд негативных социально-психологических явлений, детерминирующих определенные линии их поведения (4).

Одним и из сложных комплексных состояний осужденных является фрустрация, в которой объединяются тоска, тревога, депрессия, обреченность, апатия. Фрустрация у различных осужденных проявляется различно и обуславливает или особую активность (агрессия, капризность, аффективные комплексы) или пассивность и бездеятельность (5).

Еще одной важной особенностью личности осужденных является наличие опыта участия в предварительном расследовании в качестве обвиняемого, а, следовательно, в значительном числе случаев -опыта противодействия расследованию и сокрытия следов преступления.

 

74. . Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

 

Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. В числе профессионально значимых качеств отмечают: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных. В качестве причин противоправных действий сотрудников отмечают:

- несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм;

- эмоциональную несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников;

- профессиональную деформацию персонала.

к персоналу из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы предъявляются дополнительные требования к возрасту и уровню образования, профессиональным и нравственным качествам личности, здоровью и психическому развитию и т.д. Кроме того, некоторые представители персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, являются водителями структурных подразделений (отделов, частей, служб) и всего учреждения, исполняющего наказание, в целом. Это в свою очередь обусловливает повышенные требования к ряду деловых качеств личности, а нередко и наличие таких качеств, которые необязательны подчиненным им сотрудникам.

 

75. Психолингвистика

Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1950-х гг. Психолингвистика занимается

                    описанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи,

                    изучением функций речевой деятельности в обществе,

                    исследованием связи между речевыми сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация их слушающим),

                    анализом языкового развития в связи с развитием личности.

В отечественной науке сложилось направление, связанное с лингвистическими методами идентификации личности по ее анонимному тексту. Общий метод психолингвистики заключается в том, чтобы на основе исследования формальных (лингвистических, текстовых, фонетических, стилистических и пр.) и неформальных (содержательных, смысловых, интенциональных и др.) характеристик текста (либо поведения, представленного как текст) определить отдельные психологические черты породившего его человека либо, в идеале, его целостный психологический портрет.

Можно выделить несколько сфер применения судебной психолингвистики: речевое взаимодействие во время допроса, анализ свидетель ских показаний, определение истинности (или ложности) высказыва ния, идентификация личности по речи. Одним из современных средств распознавания лжи является полиграф, или детектор лжи.



Информация о работе Юридическая психология