Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:32, курс лекций
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.
Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.
Примеры: стереотипы американцев
1) в России все воруют
2) в России все мужчины пьют
Предрассудки рождаются только в личной форме.
Свойства предрассудка:
1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.
2) неадекватность, несоответствие действительности.
3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.
7. Правовая психология |
|
Правовая психология — представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические механизмы действия права.
В юриспруденции под понятием «правовая психология понимается совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.
В качестве раздела юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:
— Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;
— Развитие правосознания (в том числе и профессионального);
— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;
— Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.
Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.
8.Биопсихосоциальное содержание учения о морали
Человек – существо биопсихосоциальное. На формирование личности оказывает влияние общество. Все, чем отличается человек от остального мира природы – разум, воля, характер, сознание, потребности, способности – формируются непосредственно в обществе. Культура человека оттеснила инстинкты, присущие животным.
11. Психологические особенности деформации права
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются или пресекаются государством. Если такая власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана иллюзия одобрения народом действий этой власти.
В современном обществе нередко наблюдаются различные деформации в правосознании как личности, так и различных социальных или иных групп, в многообразных проявлениях и формах - от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания.
Деформацию правосознания, выражающуюся в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, можно представить в следующих формах:
1. в форме правового инфантилизма;
2. в форме правового нигилизма;
3. в форме правового перерождения.
Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неинформированности, пробельности в правовых знаниях.
Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел.
Перерождение – крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.
Показательным примером может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занимать антиобщественные “ценности” и криминальные установки так называемого “воровского закона” – своеобразного неписаного кодекса преступного мира.
13.Вменяемость
Под юридическим условием понимается установленный факт общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Юридическое условие превращается в юридический критерий только тогда, когда будет доказано, что данное деяние совершено именно тем лицом, относительно которого решается вопрос о вменяемости. Общественно опасное деяние, как действие, может быть юридическим критерием как вменяемости, так и невменяемости. Деяние как бездействие может быть критерием только вменяемости. Без деяния не возникают понятия «вменяемость–невменяемость» и тем самым однозначно определяется их юридическая природа.
Под психологическим условием понимается состояние сознания лица, его способность к осознанной деятельности (способность отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими). При положительном содержании, т. е. когда способность к осознанной деятельности сохранена, психологическое условие становится психологическим критерием вменяемости вне зависимости от наличия или отсутствия медицинского условия. Когда указанная способность отсутствует, отсутствует и психологический критерий. Но это не означает, что лицо должно быть обязательно признано судом невменяемым. Это возможно лишь в том случае, если отсутствие психологического критерия опосредуется медицинским условием, превращая его в медицинский критерий невменяемости
Под медицинским условием, необходимым для постановки вопроса о вменяемости–невменяемости, понимаются болезненные расстройства психической деятельности. С точки зрения их содержательной характеристики эти расстройства есть ничто иное, как количественное или качественное нарушение сознания, выраженное в психиатрических терминах. В первом случае это пограничные психические расстройства, при которых способность к осознанной деятельности (способность отдавать себе отчёт в своих действиях или руководить ими) хотя и ограничена, но сохраняет свою качественную определённость. Во втором случае это психозы, выраженной степени постпсихотический дефект, слабоумие, синдромы расстроенного сознания и общие нарушения сознания, т. е. такие болезненные расстройства, при которых указанная способность утрачивается. Лишь в этом случае можно говорить о медицинском критерии невменяемости.
14. Аффект
Аффе́кт\— сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.
Аффект (психология) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью, интенсивностью и выраженными физиологическими проявлениями.
Аффект — синоним эмоционального процесса вообще.
Аффект (уголовное право) — кратковременное эмоциональное состояние человека, обычно вызванное травмирующими переживаниями, в котором он считается невменяемым или ограниченно вменяемым.
Аффект, как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности, и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Его уникальными характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность, в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. Аффект всегда возникает в ответ на уже сложившуюся ситуацию,[1] мобилизуя организм и организуя поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию на неё. Различают (особенно в судебной психиатрии) физиологический и патологический аффект. Первый, в отличие от второго, не сопровождается потерей самоконтроля, и не является основанием для признания лица невменяемым. Второй является нарушением нормального функционирования психики и может свидетельствовать о необходимости медицинского вмешательства. Начало течения аффекта сопровождается изменениями со стороны вегетативных реакций (изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, выступание пота и другие), резко выраженными изменениями в произвольно-двигательной сфере (торможение, возбуждение или перевозбуждение, нарушение координации движений). На этом эффекте основан принцип работы детектора лжи, регистрирующего множество физиологических показателей организма.
Сильный аффект обычно нарушает нормальное течение высших психических процессов — восприятия и мышления, иногда вызывает сужение сознания или его помрачение.
15. Дистанционная психодиагностика.
Психотехнологии профессиональной коммуникации - это система принципов и методов (психотехник) взаимодействия с людьми для достижения определенных целей общения. в самом общем виде психотехнологии профессиональной коммуникации - это две группы технологий: психотехнологии диагностики партнера по общению и технологии воздействия на партнера по общению. Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Большая часть современных психодиагностических методик компьютеризирована.[3]
Тесты призваны показать узнать состояние человека путем исследования множественных факторов, влияющих на человека из окружающего мира.
Примеры психодиагностических тестов, реализуемых некоторыми современными компьютерными программами.
1. Комплексная оценка личностных черт:
2. Оценка личностных черт и психических состояний:
3. Оценка мотивации:
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации[7].
4. Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста.
16. Человек-человек
Это профессии, труд в которых направлен на человека. Это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать кон¬такты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;
б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства.
18. Аттракция и Эмпатия.
При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.
Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.