Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 05:49, реферат
Особое влияние на нормативное поведение в и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Такое выявление типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации. Личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей», она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.
В данной работе будут рассмотрены основные проблемы, понятия правовой социализации, ее дефекты.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие правовой социализации………………………………………..4
2.Дефекты в правовой социализации……………………………………..7
3.Психологические условия эффективности правовых норм………….11
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………….16
Содержание
Введение……………………………………………
1.Понятие
правовой социализации………………………
2.Дефекты
в правовой социализации…………………
3.Психологические условия эффективности правовых норм………….11
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Особое
влияние на нормативное поведение
в и нормативные решения
Усвоение
людьми законов, правовых знаний и требований,
определяющих меру должного поведения,
осознание своих прав и социально-приемлемых
способов их реализации, а также
понимание сложных правовых взаимоотношений
между различными людьми, их группами
и социальными институтами
В
данной работе будут рассмотрены
основные проблемы, понятия правовой
социализации, ее дефекты.
Овладение
способами поведения, соответствующими
нормами права является правовой
социализацией личности. Правовая социализация
– это включение в ценностно-
Первоначальное
знакомство человека с существующей
в обществе правовой культурой происходит
еще в раннем возрасте. Детские
ролевые игры способствуют формированию
понятий о функциях права и
его представителях. Средства массовой
информации, беседы со взрослыми, чтение
книг становятся источниками знания
о правовых ценностях и стандартах
нормативного поведения. Возникшая
в детстве индивидуальная правовая
картина мира с возрастом значительно
обогащается и уточняется в связи
с усложнением форм деятельности,
расширением круга общения
- идентификация – отождествление индивида с другим человеком, в результате которого происходит воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица;
-
внушение – особый вид
-
заражение – бессознательная
подверженность индивида
-
подражание – способ
- убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и мировоззрения в целом.
Итогом
правовой социализации личности является
возникновение индивидуального
правосознания – системы
В развитой правовой культуре следует выделить три взаимосвязанных звена:
Освоение правовых ценностей и норм в процессе социализации первоначально происходит преимущественно на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значимыми субъектами идентификации выступают их родители и учителя. Именно от них они узнают, как подобает себя вести в различных ситуациях, копируют с них образцы социального поведения. При этом глубина усвоения ребенком моделей поведения. При этом глубина усвоения ребенком моделей поведения, степень принятия им социальных ценностей и ном во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При положительном отношении ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявления взрослых, но и ценностно-мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых ценностей, носителями которых они являются. Впоследствии может происходить и полная переориентация на других людей, с иной, часто противоположной системой ценностей, т. е. иного восприятия добра, зла, справедливости, вины и других нравственных и правовых требований.
При наличии
благоприятных условий правовой
социализации личности (развитие в
семье правопослушных граждан, целенаправленное
правовое обучение и воспитание в
школе, общение в группах сверстников)
достигается высокий уровень
индивидуального правосознания. При
этом в достаточной мере развитым
оказываются все структурные
компоненты правосознания: познавательны,
эмоционально-оценочный и
Познавательный
компонент правосознания
Дефекты
в правовой социализации личности могут
возникать из за следующих негативных
моментов, каковыми являются конфликты
с родителями, воспитание в социально
неблагополучных семьях (криминогенных,
аморальных, проблемных, неполных, псевдоблагополучных),
трудности саморегуляции в
В качестве важной предпосылки к противоправным деяниям в последние годы часто указывается влияние особой ментальности. Она часто приводила и приводит по сей день или к недооценке значения права (правовой нигилизм), или к легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм), или же к активному неприятию норм права (правовой негативизм).
Длительное
существование в нашей стране
тоталитарного режима явилось причиной
специфической деформации правосознания.
У большинства социальных групп
и общества в целом доминирующим
представлением стала карательная
функция закона, а сами законы и
другие нормативные акты воспринимаются
преимущественно как
Негативное влияние на людей оказала и чрезмерная идеологизация частноправовой сущности гражданского права. В связи с этим у людей практически была подавлена личная инициатива, а также заблокирован ведущий механизм творческого развития – чувство собственного достоинства.
Изучение
общественного сознания и психологии,
а также социальные реалии все
настойчивее констатируют утрату гражданами
доверия к власти и социальным
институтам, отчуждение значительного
числа населения страны от политических,
нравственных и правовых ценностей,
приводящее к снятию нравственных и
правовых барьеров. Все большее число
граждан Росии теряют основные черты
и характерологические
Для современной молодежи основными становятся материальные блага и все менее значимыми общечеловеческие нравственные ценности. Культура и психология, ценностные ориентации, демонстрируемые и активно пропагандируемые средствами массовой информации с их агрессивностью, вседозволенностью, открытым отрицанием складывавшихся веками моральных норм общественной жизни, отражают скорее нормы поведения завоевателя, а не человека цивилизованной, экономически развитой системы.
В
общественном и групповом сознании
набирает силы мораль и психология
криминальной части населения, что
оказывает негативное воздействие
и на традиционные, и на рыночные
ценности, действующие в условиях
цивилизованной рыночной экономики.
Все это находит отражение
в современной преступности. В
последние несколько лет
Данные психолого-правовых и криминологических исследований, в том числе материалы изучения уголовных дел показывают некоторые такие изменения.
Прежде
всего широкое распространение
получили примиренческое отношение
к преступлению и гражданская
пассивность, которая в определенной
мере обусловлена тем, то все большее
число граждан тем или иным
образом входит в сферу преступности
– все теснее контактирует с лицами,
совершающими преступления или входящими
в преступные группировки (члены
семьи, соседи, знакомые и др.); знакомиться
со взглядами, представлениями, установками,
нормами поведения и общения,
характерными для лиц, совершающих
преступления, пассивно принимает эти
взгляды и нормы или
Все
большее число граждан, судя по данным
криминологических
Своеобразное привыкание к преступности, преступным проявлениям, как бы «примирение» с ее существованием проявляются там, где это не затрагивает и не ущемляет личные интересы, или, наоборот, способствует их удовлетворению. В этих случаях преступность рассматривается как неизбежное явление, как определенная деятельность. Например, анализ материалов уголовных дел показал, что родственники, члены семьи или соседи лиц, входящих в преступные группировки, в течение ряда лет, не имеющих официального места работы, знают, чем они занимаются, и относятся к этому, как к одному из видов «работы». Они разделяют представления самих преступников о том, что совершаемые ими преступления это просто их работа.