Юридическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 05:49, реферат

Краткое описание

Особое влияние на нормативное поведение в и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Такое выявление типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации. Личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей», она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.
В данной работе будут рассмотрены основные проблемы, понятия правовой социализации, ее дефекты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие правовой социализации………………………………………..4

2.Дефекты в правовой социализации……………………………………..7

3.Психологические условия эффективности правовых норм………….11

Заключение………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

юр псих.docx

— 30.22 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

    1.Понятие  правовой социализации………………………………………..4

    2.Дефекты  в правовой социализации……………………………………..7

    3.Психологические условия эффективности правовых норм………….11

     Заключение………………………………………………………………..14

     Список  литературы……………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Особое  влияние на нормативное поведение  в и нормативные решения оказывает  фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется  устойчивым типом нормативного поведения  и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие  сходные типы нормативного поведения  и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным  нормативно-ценностным  группам. Такое  выявление типов и групп позволяет  более эффективно прогнозировать поведение  их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации. Личность не может определить себя безотносительно  к системе своих «социальных  ролей», она может сливаться, идентифицироваться с ними  или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении  своего «Я» они как бы служат для  личности точкой отсчета.

     Усвоение  людьми законов, правовых знаний и требований, определяющих меру должного поведения, осознание своих прав и социально-приемлемых способов их реализации, а также  понимание сложных правовых взаимоотношений  между различными людьми, их группами и социальными институтами осуществляется в процессе правовой социализации. Этот процесс сопровождает развитие человека в обществе, которым создаются  специальные условия для адекватного  восприятия отдельным индивидом  правовых ценностей, норм, санкций, ролевых  предписаний и их перевода в личные поведенческие регуляторные поведенческие  регуляторные механизмы.

     В данной работе будут рассмотрены  основные проблемы, понятия правовой социализации, ее дефекты. 
 

  1. Понятие правовой социализации.

     Овладение способами поведения, соответствующими нормами права является правовой социализацией личности. Правовая социализация – это включение в ценностно-нормативную  систему личности тех ценностей, которые охраняются правом.

     Первоначальное  знакомство человека с существующей в обществе правовой культурой происходит еще в раннем возрасте. Детские  ролевые игры способствуют формированию понятий о функциях права и  его представителях. Средства массовой информации, беседы со взрослыми, чтение книг становятся источниками знания о правовых ценностях и стандартах нормативного поведения. Возникшая  в детстве индивидуальная правовая картина мира с возрастом значительно  обогащается и уточняется в связи  с усложнением форм деятельности, расширением круга общения человека, реализацией им попыток самоактуализации и самореализации. Важнейшими институтами социализации при взрослении человека выступают семья, школа, референтные группы сверстников, трудовые коллективы. При этом основными механизмами формирования правосознания выступают:

     - идентификация – отождествление индивида с другим человеком, в результате которого происходит воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица;

     - внушение – особый вид эмоционально-волевого  целенаправленного, но неаргументированного  воздействия одного человека  на другого или группу людей;

     - заражение – бессознательная  подверженность индивида определенным  психологическим состояниям, связанным  с некритическим принятием какой-либо  информации или чувств;

     - подражание – способ воздействия  людей друг на друга, в результате  которого осуществляется неосознанное  воспроизведение личностных черт  и поведенческих паттернов;

     - убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и мировоззрения в целом.

     Итогом  правовой социализации личности является возникновение индивидуального  правосознания – системы знаний, оценок и представлений о правопорядке общества, а также установок правоисполнительного поведения. Правосознание – ориентировочная  основа правозначимых действий –  определяет поведение  человека в  сфере наиболее существенных социальных отношений. Оно обусловлено уровнем  личностно-гражданской зрелости, определяется характером и объемом полученного  правового опыта, то есть зависит  от степени освоения доминирующей  правовой культуры общества и субкультур конкретных социальных групп, в которые  включен человек.

     В развитой правовой культуре следует  выделить три взаимосвязанных звена:

  1. правовая просвещенность (компетентность);
  2. позитивное психологическое отношение к праву (согласие с ним);
  3. включение в потребностно-мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентаций, которые и выражаются в правомерном поведении.

Освоение  правовых ценностей и норм в процессе социализации первоначально происходит преимущественно на бессознательном  уровне. Так, для детей наиболее значимыми  субъектами идентификации выступают  их родители и учителя. Именно от них  они узнают, как подобает себя вести  в различных ситуациях, копируют с них образцы социального  поведения. При этом глубина усвоения ребенком моделей поведения. При  этом глубина усвоения ребенком моделей поведения, степень принятия им социальных ценностей и ном во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При положительном отношении  ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявления взрослых, но и ценностно-мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых  ценностей, носителями которых они являются. Впоследствии может происходить и полная переориентация на других людей, с иной, часто противоположной системой ценностей, т. е. иного восприятия добра, зла, справедливости, вины и других нравственных и правовых требований.

При наличии  благоприятных условий правовой социализации личности (развитие в  семье правопослушных граждан, целенаправленное правовое обучение и воспитание в  школе, общение в группах сверстников) достигается высокий уровень  индивидуального правосознания. При  этом в достаточной мере развитым оказываются все структурные  компоненты  правосознания: познавательны, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Познавательный  компонент правосознания характеризуется  суммой правовых представлений, знаний, навыков и умений, эмоционально-оценочный  – суждениями и отношениями к  нормам права  (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (предрасположенности) на правомерное поведение, привычек к безоговорочному исполнению правовых норм и негативного отношения к их нарушителям. 
 
 
 
 

  1. Дефекты в правовой социализации.

     Дефекты в правовой социализации личности могут  возникать из за следующих негативных моментов, каковыми являются конфликты  с родителями, воспитание в социально  неблагополучных семьях (криминогенных, аморальных, проблемных, неполных, псевдоблагополучных), трудности саморегуляции в школе, сближение с неформальными асоциальными группами сверстников. Следствием этого может быть совершение как незначительных правонарушений, так и серьезных преступлений.

     В качестве важной предпосылки к противоправным деяниям в последние годы часто  указывается влияние особой ментальности. Она часто приводила и приводит по сей день или к недооценке значения права (правовой нигилизм), или к легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм), или же к активному неприятию норм права (правовой негативизм).

     Длительное  существование  в нашей стране тоталитарного режима явилось причиной специфической деформации правосознания. У большинства социальных групп  и общества в целом доминирующим представлением стала карательная  функция закона, а сами законы и  другие нормативные акты воспринимаются преимущественно как обязанность  личности перед государством.  Игнорирование  в законотворческой деятельности личности в качестве главной правовой единицы  отразилось на акцентуированном противопоставлении норм и мер правового воздействия, зафиксировавших приоритетность отношений  к государству и его институтам по сравнению с правами конкретного  человека. Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от норм права, чаще всего становится причиной неуважения к праву и пренебрежения им.

     Негативное  влияние на людей оказала  и  чрезмерная идеологизация частноправовой сущности гражданского права. В связи  с этим у людей практически  была подавлена личная  инициатива, а также заблокирован ведущий  механизм творческого развития –  чувство собственного достоинства.

     Изучение  общественного сознания и психологии, а также социальные реалии все  настойчивее констатируют утрату гражданами доверия к власти и социальным институтам, отчуждение значительного  числа населения страны от политических, нравственных и правовых ценностей, приводящее к снятию нравственных и  правовых барьеров. Все большее число  граждан Росии теряют основные черты  и характерологические особенности  российского этноса, духовно-нравственные стереотипы поведения, складывавшиеся и существовавшие веками.

     Для современной молодежи основными  становятся материальные блага и все менее значимыми общечеловеческие нравственные ценности. Культура и психология, ценностные ориентации, демонстрируемые и активно пропагандируемые средствами массовой информации с их агрессивностью, вседозволенностью, открытым отрицанием складывавшихся веками моральных норм общественной  жизни, отражают скорее нормы поведения завоевателя, а не человека цивилизованной, экономически развитой системы.

     В общественном и групповом сознании набирает силы мораль и психология криминальной части населения, что  оказывает негативное воздействие  и на традиционные, и на рыночные ценности, действующие в условиях цивилизованной  рыночной экономики. Все это находит отражение  в современной преступности. В  последние несколько лет отмечаются существенные качественные изменения, чаще всего проявляющиеся в мотивации  преступного поведения, личности преступника  и потерпевшего, что необходимо учитывать  при организации и осуществлении  успешной борьбы с современной преступностью.

     Данные  психолого-правовых и криминологических  исследований, в том числе материалы  изучения уголовных дел показывают некоторые такие изменения.

     Прежде  всего широкое распространение  получили примиренческое отношение  к преступлению и гражданская  пассивность, которая в определенной мере обусловлена тем, то все большее  число граждан тем или иным образом входит в сферу преступности – все теснее контактирует с лицами, совершающими преступления или входящими  в преступные группировки (члены  семьи, соседи, знакомые и др.); знакомиться  со взглядами, представлениями, установками, нормами поведения и общения, характерными для лиц, совершающих  преступления, пассивно принимает эти  взгляды и нормы или соглашается  с ними.

     Все большее число граждан, судя по данным криминологических исследований, готово вынести свое внесудебное решение и учинить расправу лично или обратиться за соответствующей помощью к наемным исполнителям, наемным убийцам. Причем нередко основным и единственным препятствием становится отсутствие для этого средств, или же незнание к кому можно обратиться.

     Своеобразное  привыкание к преступности, преступным проявлениям, как бы «примирение» с ее существованием проявляются там, где это не затрагивает и не ущемляет личные интересы, или, наоборот, способствует их удовлетворению. В этих случаях преступность рассматривается как неизбежное явление, как определенная деятельность. Например, анализ материалов уголовных дел показал, что родственники, члены семьи или соседи лиц, входящих в преступные группировки, в течение ряда лет, не имеющих официального места работы, знают, чем они занимаются, и относятся к этому, как к одному из видов «работы». Они разделяют представления самих преступников о том, что совершаемые ими преступления это просто их работа.

Информация о работе Юридическая психология