Представители психологического направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:19, реферат

Краткое описание

Появившись в начале ХХ века, бихевиоризм стал влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение. Как и психоанализ, бихевиоризм противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, однако основания для противостояния были совершенно иные. Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни.

Файлы: 1 файл

НЭП.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

    Большое влияние на возникновение бихевиоризма оказали труды американского ученого Э. Торндайка (1874-1949). Сам Торндайк не был бихевиористом, но некоторые основные принципы поведения, открытые им, стали впоследствии непреложными законами бихевиоризма.

    В 1911 г. аналогичные идеи выдвинул М. Ф. Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А. П. Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представления Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразовать психологию в естественнонаучную дисциплину. К. С. Лешли (1890-1958), последователь Уотсона, и У. С. Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Уотсон, у Дж. Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.

    Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление - необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных переменных» - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма - Э. Ч. Толмен (1886-1959), К. Л. Халл (1884-1952), Б. Ф. Скиннер (1904-1990).

    Бихевиоризм родился не так, как обыкновенное продолжение определенного направления  в науке. А именно так представляют свою историю бихевиористы. Бихевиоризм  изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.

    Основным  понятием бихевиоризма является известная  формула - «стимул-реакция». В рамках этого понятия укладываются все  виды поведения - от животных до социальных. Поведение животного и человека бихевиористы рассматривают как сумму реакций организма на внешние раздражители - стимулы. Связь «стимул-реакция» характеризуется признаками:

    1) исходный пункт – проблемная  ситуация;

    2) организм противостоит ей как целое;

    3) он активно действует в поисках  выбора;

    4) выучивается путем упражнения.

    По  мнению Д. Уотсона, знание характера  связи раздражителей и реакций  дает возможность предугадывать  поведение людей. Более того, на этой основе можно моделировать такие ситуации, которые приводят к определенным типам поведения.

    Вместе  с тем, бихевиористам не всегда удавалось  внедрять стимулы и удалять их. К примеру, страх у некоторых  младенцев закреплялся особенно сильно и его не получалось устранить. Несколько таких экспериментов привели к бихевиористов к общественному порицанию и они были вынуждены перейти к использованию в опытах животных. В частности, белых крыс. Продолжительность их жизни была меньшей, у человека, что было удобнее для наблюдения.

    Важным  элементом теории бихевиоризма является утверждение, что сознание не может являться предметом изучения психологии. Нет объективных инструментом для его описания. Поэтому Уотсон делает вывод, что бихевиористы должны изучать только то, что можно наблюдать извне. Важно подчеркнуть, что бихевиоризм не отрицает наличие сознания, но считает его невозможным для изучения.

    В этом отношении эксперименты с крысами  были удобны, поскольку их поведение  не было «замутнено» сознанием, что  существенным образом очищает эксперимент. Однако, это одновременно является минусом таких исследований, поскольку тяжело установить их сопоставимость с психикой человека.

    Феномен сложного поведения, который особенно присущ человеку, бихевиористы объясняли  суммой стимулов и реакций. К примеру, широкий спектр реакций младенца при появлении матери объяснялся совокупностью стимулов, которыми она обладала: грудь вызывает желание, лицо – улыбку, поглаживание – удовольствие. Однако, зачастую младенцы испытывали схожие гаммы реакций и при появлении других взрослых, что делало неверным не только это объяснение, но и всю схему объяснения сложного поведения применительно к людям.

    Важно отметить, что у бихевиоризма как психологического течения в ходе своего развития появилось несколько направлений - когнитивный бихевиоризм, или вышеупомянутый необихевиоризм, и оперантный бихевиоризм.

    Когнитивный бихевиоризм или  необихевиоризм. Концепция развития данного направления бихевиоризма принадлежит Эдварду Чейзу Толмену. Он проводил эксперименты на белых крысах, которых помещал в лабиринт. В нем Толмен помещал приманку, и крыса должна была найти к ней короткий путь. Когда крыса методом проб и ошибок находила приманку, ученый усложнял задачу, закрывая найденный ей проход перегородкой. Предполагалось, что животное начнет поиск заново, однако, большинство крыс сразу же находили приманку, и не проводило повторных исследований лабиринта.

    Тогда Толмен вводит в изначальную формулу  бихевиористов «стимул-реакция» промежуточное  звено, которое называет когнитивной  или познавательной картой. Именно этой переменной объяснялось то, что у крысы в ходе изначального исследования лабиринта возник целостный образ ситуации, на который она в последствие и ориентировалась.

    Теория  оперантного поведения  или оперантный бихевиоризм. Теорию разработал Беррес Фредерик Скиннер, который возвращаясь к классической бихевиористской формуле «стимул-реакция», говорит о подкреплении реакция. То есть для того, чтобы закрепить нужную реакцию, необходимо закреплять не стимул, как это делал Уотсон, а реакцию.

    Подкрепление  реакций может происходить искусственным  и естественным путем. Естественный вариант связан с адаптивными  процессами в среде. Такие реакции  могут прошиваться в основную базу инстинктов и работать наряду с ними.

    Искусственное подкрепление хорошо демонстрируется в дрессировке дельфинов. Выполняя упражнение, они получают награду в виде пищи. Таким образом, у них появляется желание выполнять это упражнение, чтобы и в дальнейшем получить пищу. Поэтому перед выступлениями дельфинов специально не кормят. Данные полученные в ходе изучения этого направления в настоящий момент активно используется в американской системе образования. В этом, впрочем, есть существенный минус, поскольку происходит ориентация на механическую память, а не на смысловую. То есть обучение происходит ради награды, а не ради усвоения материала.

    Анализ  исторического развития и теоретических  положений бихевиоризма позволяет  выделить определённые достоинства  и недостатки данного направления  в психологии.

    Достоинства бихевиоризма:

    1)      Внес в психологию сильный  крен в естественно научную  сторону 

    2)      Ввел объективный метод

    3)      Был чрезмерно расширен класс исследуемых объектов

    4)      Были значительно продвинуты  отдельные разделы психологии  – проблемы научения, образование, образование навыков и другие 

    5)      Первые психотерапевтические техники

    Недостатки  бихевиоризма:

    1)      Недоучет сложности психической  деятельности

    2)      Игнорирование процессов сознания

    3)      Перенос результатов исследования  на животных на человека

    4)      Негуманные эксперименты

    5)      Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)

    Таким образом, в 30-е годы прошлого века, во время экономического кризиса, стало ясно, что уже невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношение к ней человека, причем не только внешние его реакции, но и его мотивы, настроения, установки.

    И тут бихевиоризм начал сдавать  свои позиции: вначале американский психолог Роберт Вудворте включил промежуточное  звено — организм и его установки в схему "стимул-реакция", разработал учение о мотивации; затем необихевиористы Эдвард Толмен и Кларк Халл реформировали поведенческую психологию, введя понятие "промежуточных переменных" (познавательных и побудительных факторов между стимулом и реакцией). Но все это не могло объяснить психологические механизмы обучения человека и даже животных.

    Бихевиоризму  не удалось превратить психологию в  естественную науку о поведении, поскольку не предусматривал возможности  рассмотрения в своей схеме такого понятия, как организм, иначе говоря, поведение животного считалось идентичным человеческому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Таким образом, бихевиоризм, будучи по своей  сути революционным направлением в  психологии, сделал огромный вклад в развитие данной науки. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Именно бихевиористы провозгласили: «Личность – всё то, чем обладает индивид». Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Поэтому благодаря манипуляции внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

    Именно  бихевиористам удалось поднять  эксперимент в данной области  на высокую степень исследования. В результате проделанной ими работы было выявлено 16 различных типов поведения, на основе которых были разработаны методы программированного обучения и которые дали толчок к развитию психотерапии.  Стоит отметить, что подобные эксперименты становятся первым в истории примером использования психологических практик. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

    Появление бихевиоризма привело психологию к  дальнейшему развитию взглядов на организацию психики. Психологи этого направления обогатили науку, но не в результате, а вопреки, потому что они не смогли удержаться на позициях только лишь бихевиоризма, используя явления без которых невозможно было понять смысл поведения.

    Однако следует отметить, что идея бихевиоризма — превращение психологии в естественную науку о поведении организма - потерпела крах, так как сам организм не вписывался в эту схему. Простота схемы "стимул-реакция" давала возможность простого количественного описания явления и математической обработки результатов, но полностью исключало качественную характеристику психики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 
 
 
 
 
 

http://psychology.ru/ Черников А. Поведенческая психотерапия (бихевиоральная)  

http://www.psynavigator.ru/ Орлов А. Целовекоцентрированный подход в психотерапии: на пути к Homo Totus 

Общая психология: учеб. пособие / Л. А. Ванштейн и др. - Мн.: Тесей, 2005 

Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981.  

Толмен Э. Ч. Бихевиоризм  и необихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.  

Уотсон Дж. Поведение  как предмет психологии (бихевиоризм  и необихевиоризм) // Хрестоматия  по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.  
 

http://www.effecton.ru/ 
 

http://psy-konspekt.livejournal.com/

Информация о работе Представители психологического направления