Психологическое направление в социальной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Основоположником психологической школы был американский социолог Л. Уорд. Л. Уорд основатель так называемого психологического эволюционизма в американской социологии. Другим крупным представителем психологической школы был французский социолог Г. Тард, считавший основными законами социологии подражание людей друг другу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Психологическая эволюция Л. Уорда…………………………………….4
«Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето……………………………………………………………………….7
Психологическое направление как субъективный
метод в объяснении явлений общественной
жизни в русской социологической мысли…………………………… 14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

филос.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство  по  образованию

филиал

Государственного  образовательного  учреждения

высшего  профессионального  образования-

Всероссийского  заочного финансово-экономического института

 в  г.Туле 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По  дисциплине  «Философия»

На  тему: «Психологическое направление в  социальной философии» 
 
 
 
 

                                           

                                                                
 

  Выполнила: студентка 2 курса

                                                                                 факультета ФиК

                                                                                                  специальности ФиК

                                                                                      группы дневной

                                                                                    Соседова Ю.А.

                                                                                          № л/д 08ффб03020

                                                                               Проверил:  Торопов В.П. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Тула 2010 год 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Психологическая эволюция Л. Уорда…………………………………….4
  2. «Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето……………………………………………………………………….7
  3. Психологическое направление как субъективный

    метод в объяснении явлений общественной

    жизни в русской социологической мысли…………………………… 14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

  Психологическая школа возникла в конце XIX века. Представители  этой школы искали ключ к пониманию  общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов).

  Основоположником  психологической школы был американский социолог Л. Уорд. Л. Уорд основатель так  называемого психологического эволюционизма  в американской социологии. Другим крупным представителем психологической школы был французский социолог Г. Тард, считавший основными законами социологии подражание людей друг другу.

  Также большой вклад в развитие психологического направления в социальной философии  оказали В. Парето, Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психологический эволюционизм Л. Уорда
 

   Лестер  Франк Уорд (1841-1913) - американский социолог, которого нередко называют отцом социологии в США. В целом положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических      моментов на психологические. В своих трудах «Динамическая социология», «Психологические факторы цивилизации», «Очерки социологии» и других он пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. Он писал, что «социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества»1.

  Анализу психологических механизмов общественной жизни он и посвятил свои основные научные труды. В них он проводит грань между естественным прогрессом (слепое действие всеобщих законов  эволюции) и прогрессом искусственным (активная деятельность людей). Л.Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество.

  Проблема  причин и движущих сил деятельности людей - одна из центральных в социальной философии Уорда. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности». Обосновывая «философию желаний», Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе - в творческой деятельности, гражданской свободе, а также моральные, эстетические и религиозные желания. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л.Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории. «Все великие движения в истории, — писал Л. Уорд, — предваряются и сопровождаются прежде всего сильными чувствами... чистого интеллекта никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с места большинство».

  «Желания людей, - пишет Уорд, - порождают их волю», которую он называет «динамическим двигателем общества». Желания и воля выступают, по Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества.

  В конечном счете он рассматривает  их как весьма динамические психологические силы, действующие чаще всего непроизвольно, стихийно. Эти слепо действующие, во многом иррациональные силы до конца не осознаются людьми и не вполне контролируются ими. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко, лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. И все-таки, считает Уорд, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации. Он пишет, что «с тех пор, как действия организма начали определяться сознательными желаниями, начались большие преобразования, которые продолжаются до сих пор».

    Поскольку действия людей осуществляются в  их взаимном общении, они, по мнению Уорда, являются социальными действиями. В этом смысле действующий в обществе человек выступает как социальное существо. В связи с этим Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей. Ранее проблему социальных законов по-своему решали, как мы уже знаем, О. Конт, Г. Спенсер и К. Маркс.

  Изучение  этих законов Уорд относил к области  социальной философии или теоретической  социологии. Последняя, по его словам, «в значительной степени является философией», поскольку «помогает понять законы общества». Данные законы выступают, по Уорду, как законы социальной деятельности людей и человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием указанных выше психических сил, прежде всего человеческих желаний и воли. Их Уорд и называет основными психическими факторами цивилизации. Выявление их роли лежит в основе «психологического эволюционизма» Л. Уорда.

  Сознательное  воздействие на них, насколько это  возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей. Именно так высказывался Уорд как ученый и политик, социально-политические взгляды которого выражали в свое время интересы широких демократических кругов США.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. «Законы подражания» Г. Тарда  и теория человеческих действий    В. Парето
 

   Наряду с  психологическим эволюционизмом Л. Уорда и его последователей развивалось направление, которое исследовало проблему психологического подражания и его роли в функционировании общества. Ведущим его представителем был французский мыслитель Габриэль Тард (1843 - 1904). Свое учение он развил в трудах «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Этюды по социальной психологии», «Общественное мнение и толпа» и др.

  Одной из фундаментальных проблем, решаемых Г. Тардом, является проблема взаимодействия личности и общества. Он решал эту проблему, постоянно полемизируя со своим соотечественником Эмилем Дюркгеймом (1858 - 1917). Если для Дюркгейма общество, коллектив выступают как исходное начало, то для Тарда первичным элементом во взаимодействии человека и общества является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими другими людьми. В результате их взаимодействия формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействия отдельных людей и социальных групп.

  Как и Уорд, Тард решал проблему движущих сил деятельности людей, социальных групп и развития общества. Он находил  эти силы в индивидуальной и групповой  психике людей. Видимо, поэтому он не проводил сколько-нибудь существенной грани между социологией как наукой о развитии общества и социальной психологией. Почти все его социологические труды были посвящены проблемам социальной психологии. Более того, Тард называет социологию «простой социальной психологией».2

  Он  исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический  настрой отдельных людей и  социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Во взаимном подражании людей Тард видит изначальный элемент социальности, основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества.

  Социальный  организм по сути своей - подражательный, - считал Г.Тард.   И пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых организмах. Он рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную и иную деятельность, расширяющие их власть над природой, обогащающие отношения между ними. «Изобретение и подражание – таков основной элементарный общественный процесс», - делает вывод Тард.

  Всякие новации, будь то изобретения или открытия, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческие изобретения и открытия порождают огромное количество подражаний, распространяемых по всему миру.

  Распространение новшеств путем подражания Г. Тард схематично рисует в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наталкивается на встречную  волну, исходящую от другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается «логическая дуэль» подражаний, следствием чего могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим.

  Тард  указывает на геометрическую прогрессию подражания. При этом он подкрепляет  свои выводы многочисленными ссылками на статистику. В частности, он ссылается  на статистику потребления кофе, табака и других продуктов, начиная с момента их первого ввоза в Европу и до того времени, когда они заполнили рынок, а также многократного увеличения числа локомотивов, построенных с возникновением железнодорожного дела. «Открытию Америки, - писал он, - подражают в том смысле, что первое путешествие из Европы в Америку, задуманное и осуществленное Колумбом, вызвало множество новых путешествий, совершенных другими мореплавателями в разных направлениях; каждое из этих путешествий было новым маленьким открытием, ответом на открытие великого генуэзца, находившим в свою очередь подражателей».

  Подражание  разделяется на несколько видов:

  • по степени рациональности — логическое и внелогическое;
  • по последовательности и механизму движения — внутреннее и внешнее;
  • по степени устойчивости — подражание-мода, подражание-обычай;
  • по социальной природе — подражание внутри класса, подражание одного класса другому

Информация о работе Психологическое направление в социальной философии