Психологическое направление в социальной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Основоположником психологической школы был американский социолог Л. Уорд. Л. Уорд основатель так называемого психологического эволюционизма в американской социологии. Другим крупным представителем психологической школы был французский социолог Г. Тард, считавший основными законами социологии подражание людей друг другу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Психологическая эволюция Л. Уорда…………………………………….4
«Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето……………………………………………………………………….7
Психологическое направление как субъективный
метод в объяснении явлений общественной
жизни в русской социологической мысли…………………………… 14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

филос.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

  Много внимания уделял Михайловский решению  проблемы взаимодействия личности и  общества. На первом плане у него, разумеется, личность, обладающая своей  особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. «Социологическая теория борьбы за индивидуальность проходит красной нитью через все его произведения».

  Сосредоточив  усилия на защите индивидуальности, Михайловский как бы опускает, не анализирует  проблему влияния социальной среды  на формирование социальных потребностей и интересов человека и тем самым на его поведение.

  Он  больше привлекает внимание человека к сформулированному им закону антагонизма  между быстро развивающимся и  усложняющимся обществом и превращением личности в носителя его частной  функции. В результате развития общественного  разделения труда не только крестьяне, но и рабочие превращаются в односторонне развитых людей в «палец от ноги общественного организма».

  Михайловский  считает, что указанный антагонизм можно преодолеть путем предоставления личности большей свободы и самостоятельности по отношению к обществу. Он обосновывает принцип верховенства личности над обществом.

  Критикуя  этот несколько прямолинейный подход, Г.В. Плеханов предложил, пожалуй, более  гибкое решение проблемы взаимодействия личности и общества в плане создания условий для гармонического сочетания их интересов.

  Исходя  из своих мировоззренческих установок, Михайловский анализирует вопрос о  взаимодействии «героев и толпы». Этот вопрос он решает больше в социально-психологическом  плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером на хорошее или дурное дело. Толпа же – это масса людей, способная увлекаться примером, опять-таки высоко благородным или низким, или же нравственно безразличным. Подражанием масс своему герою – явление, по Михайловскому, почти гипнотическое. Теряется независимость в восприятии происходящих событиях и в собственных суждениях растет внушаемость. Толпа легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их словам и делам. Представляется, что высказанные сто лет назад эти суждения Михайловского не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

  Во  многом сохраняет свое теоретическое  и практическое значение теория общественного  прогресса Михайловского, его критика  позитивиста Г. Спенсера, который по сути дела игнорировал особенности развития общества по сравнению с природой. Михайловский же считал, что в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности.

  Ни  один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого. Важно чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для всестороннего развития каждой личности. Это было бы справедливо и нравственно, что и зафиксировано в «формуле прогресса» Н. Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П.Лавровым.

  Оба этих мыслителя, выдающиеся представители  русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической мысли  в России. Они «завершили течение  Русской мысли, идущее от Герцена и Белинского», и стали «властителями дум эпохи вхождения в народ и кающегося дворянства». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

  Психологическая школа возникла и сформировалась в период окончательного и безвозвратного перехода мирового сообщества к капиталистическому способу производства.

  Л.Уорд - яркий представитель психологического направления в социологии, который внес определенный вклад и в политико-психологическую проблематику, возлагая надежды на "коллективный разум" общества, который должен с помощью социальных наук направлять ход общественного развития.

  Г.Тард дает Весьма тонкий психологический анализ различных форм массовых коммуникаций и межличностного общения, в частности разговора. Наблюдения Тарда во многом предвосхитили дальнейшее развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения. Оценивая деятельность Тарда в целом, следует сказать, что он способствовал постановке и исследованию многих важных проблем. Тарда заслуженно считают одним из родоначальников социальной психологии как науки.

  Большое влияние оказали итальянский  социолог В.Парето и созданная им теория элит, русские мыслители Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров - теоретики "субъективного метода" в социологии, которые внесли и развили свои представления о социальных явлениях в обществе и тем самым обогатили мировую философскую мысль. Изучение данного направления в социальной философии поможет молодым начинающим специалистам лучше понять социальные явления, происходящие в обществе и на основе полученных знаний принимать правильные и взвешенные решения. 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Берулин В.С. Социальная философия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 560с.
  2. Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю. Социология: ХIХ-ХХ вв. - СПб.: Питер, 1997. – 653 с.
  3. Философия. Основные идеи и принципы. Популярный очерк / Под общей ред. А.И. Ракитова. - М.: Политиздат, 1990. - 368с.
  4. Философия / Под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 622с.
  5. Философия // Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2008. -  735с.
  6. Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриенко. -  М.:  ЮНИТИ, 1995. – 240с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      16.02.2010г.


Информация о работе Психологическое направление в социальной философии