Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:59, курсовая работа
Цель исследования – изучить специфику преподавания психологии в высшей школе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предмет и задачи психологии в высшей школе;
- рассмотреть преподавание психологии студентам других специальностей;
- изучить основные черты преподавателя психологии высшей школы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Предмет и задачи психологии в высшей школе 5
1.2.Преподавание психологии студентам других специальностей 11
1.3.Основные черты преподавателя психологии высшей школы 14
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2.Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Хорошо известно,
что в настоящее время
Психология является предметом, профессионально значимым для изучения в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного и школьного образования. Наиболее типичными психологическими дисциплинами, изучаемыми студентами — будущими педагогами, являются: 1) общая психология; 2) психология развития и возрастная психология; 3) педагогическая психология; 4) экспериментальная психология; 5) специальная психология5.
Студентам педагогических специальностей могут предлагаться также спецкурсы и спецсеминары, посвященные отдельным психологическим темам. Как показывает опыт, в связи с возрастающим интересом к психологии студенты охотно выбирают такие курсы.
В медицинских вузах обычно преподаются курсы общей и медицинской психологии, а также спецкурсы, связанные с актуальными профессиональными темами. Уже накоплен и обобщается опыт психологического образования студентов-медиков, а также медицинских психологов в рамках медицинских вузов. Базовый курс психологии на большинстве факультетов преподается в течение семестра. Всем студентам старших курсов предлагаются элективные курсы по медицинской и социальной психологии.
Психологическое образование входит и в систему подготовки государственных служащих. Учебные курсы общей и юридической психологии преподаются на юридических факультетах. Психологическое образование становится все более распространенным явлением в специализированных вузах, осуществляющих подготовку специалистов для работы в пенитенциарных (исправительных) учреждениях Министерства юстиции.
Психология становится типичной учебной дисциплиной во многих образовательных программах подготовки бакалавров, специалистов, магистров гуманитарного и экономического направлений.
Учебный курс «Психология и педагогика" является обязательным для большинства университетских специальностей, а также преподается в технических вузах. На эту дисциплину выделяется небольшое количество учебных часов. Соединение в одном курсе таких предметов, как психология и педагогика, далеко не всегда оправданно для ряда специальностей. Перед преподавателем возникает трудная задача отбора содержания курса, который должен давать возможности для интегрирования психологических и педагогических знаний. Тем не менее опыт преподавания данной дисциплины уже накоплен. При этом, как показывают исследования, ожидания студентов технических вузов от преподавания психологических дисциплин довольно разнообразны, но часто неадекватны в начале курса; интерес к психологии как теоретической общеобразовательной дисциплине проявляет небольшое число студентов. Инженерам читается курс психологии труда и инженерной психологии. Приобретает популярность и актуальность курс социальной психологии. Разрабатываются также авторские курсы для отдельных специальностей. Например, для студентов швейных специальностей были апробированы курсы «Психофизика одежды», «Оценка психологической комфортности одежды», «Одежда плюс психология», для студентов архитектурной и строительной специальности — курс «Этика и психология в творческой деятельности архитектора».
Таким образом, можно видеть, что масштабы преподавания психологии студентам других специальностей в последние годы значительно расширяются. Это происходит как в силу возрастающего интереса студентов к психологическим знаниям, так и по причине необходимости получения студентами таких знаний. Однако небольшой объем учебного времени, отводимого на изучение курсов психологии, затрудняет реализацию целей обучения. Другой проблемой обучения психологии в таких образовательных программах является то, что преподавателям далеко не всегда удается учитывать профессиональную специфику обучаемых студентов6.
Профессия преподавателя
психологии высшей школы имеет свои
особенности: высокую автономность
профессии, требующую напряженного
умственного труда; повышенную степень
профессиональной ответственности; сопряжение
функций психолога, педагога, исследователя
и менеджера; потребность (осознанную
необходимость) непрерывного саморазвития
на основе педагогической, психологической
деятельности и научных исследований;
зависимость эффективности
Основными ценностными установками преподавателя психологии высшей школы являются склонность к познанию окружающего мира и систематизации знаний; стремление к творческому самовыражению через педагогическую и научную деятельность; профессиональное признание равных как средство самоконтроля и стимул к непрерывному профессиональному росту.
Компетенции преподавателя
психологии определяются наличием педагогических
умений формулировать цели изучения
учебной дисциплины (при отборе
и описании целей важно соблюсти
принцип их достижимости); измерять
уровень достижения цели адекватными
методами педагогического контроля;
оценивать учебный процесс и
определять направления его
Преподаватель психологии также
должен владеть основами научно-методической
и учебно-методической работы в высшей
школе; методами и приемами устного
и письменного изложения
Преподаватель психологии должен
уметь анализировать
К профессионально важным
качествам личности преподавателя
психологии относятся: положительная
мотивация, интерес и любовь к
педагогическому труду, педагогические
и организаторские способности,
Основными направлениями
и требованиями к профессиональной деятельности
преподавателя вуза в университете выступают
наличие определенных личностных качеств,
социально-психологических черт и педагогических
способностей. Основные из них следующие:
общегражданские качества, нравственно-психологические
качества, научно-педагогические качества,
индивидуально-психологические особенности
и профессионально-
Функциональными компонентами профессиональной подготовки специалиста выступают: рефлексия, проектирование, конструирование, организация и коммуникация.
Основными компетенциями современного преподавателя психологии высшей школы, которые были актуализированы в отраслевом стандарте, являются: профессиональная компетенция, которая базируется на специальной научной, практической и психолого-педагогической подготовке специалиста; общекультурное и гуманитарная компетенции, включающей в себя знание основ мировой культуры, гуманистические личностные качества, ответственность за результаты собственной деятельности, мотивации к самосовершенствованию; креативность личности, предполагает сформированность нестандартного мышления, владение инновационной стратегией и тактикой, пластической адаптацией к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности; коммуникативная компетенция, включающая в себя развитую родной язык, владение иностранными языками, современными средствами связи и основами компьютерной грамотности; социально-экономическая компетенция, что предполагает владение основами современной рыночной экономики, знание законов бизнеса, азам экологии, социологии и права8.
Не менее важным компонентом в деятельности преподавателя является его информационная культура. Уже сегодня преподаватель должен эффективно использовать новые технологии и источники информации, что будет способствовать более продуктивному усвоению новых знаний и умений в системе дальнейшего развития информатизации общества.
Еще одной неотъемлемой составляющей характеристики преподавателя психологии является уровень его педагогической культуры. Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой отражены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности и осуществления воспитательно-образовательного процесса.
Современная парадигма высшего
образования выдвигает
От высшей школы требуется удовлетворение потребностей личности в таких знаниях и такой информации, позволяющих быстро адаптироваться в современной ситуации, которая меняется с каждым днем. Для этого существует необходимость в специальной подготовке современных преподавательских кадров.
Следует заметить, что только совокупность таких компонентов как педагогические, психологические, профессиональные, разносторонние компетенции, знания, умения и навыки, а также поддержка со стороны руководства и государства является залогом профессионального роста и формирования педагогического мастерства преподавателя психологии высшей школы.
Вывод по первой главе. Психология является очень важным предметом во всех вузах, независимо от факультетов и специализации, так как ни один квалифицированный специалист не сможет нормально работать и выполнять поставленные задачи, если у него есть букет психологических проблем, комплексов и нерешенных ситуаций. Поэтому сегодня практически во всех вузах студенты в обязательном порядке изучают хотя бы вводный курс психологии. На гуманитарных факультетах психологию учат несколько семестров, в технических вузах – всего один, но при желании получить достаточную базу и понимание основных психологических законов, понятий и явлений, сделать это возможно и за один семестр.
Преподаватели в вузах играют очень важную роль, так как именно от них зависит, понравится ли студенту предмет, захочет ли он получить дополнительные знания, усвоить информацию.
Исследование проводилось в Благовещенском государственном педагогическом институте с помощью анкетирования.
В нем приняли участие студенты пятого курса.
Студентам пятого курса предлагалось ответить на вопросы, так или иначе связанных с проблемами преподавания психологии в вузе.
Исследование позволило выявить преобладающие точки зрения на проблемы преподавания среди выпускников факультета психологии.
1.«Зачем надо преподавать психологию в вузе?»
2.«Какая учебная информация во время обучения в вузе была самой ценной?»
3.«Как надо преподавать психологию?».
4.«Какими качествами должен обладать преподаватель психологии?»
Ответ на первый вопрос «Зачем надо преподавать психологию в вузе?», предполагает возможность составить представление о целях, которые может ставить перед собой преподаватель в профессионально-педагогической деятельности. В данном случае все многообразие целей представлено несколькими группами:
1. Просвещение (40% опрошенных называют эту цель), которое, по мнению студентов, предполагает «гуманизацию содержания образования; получение ценной информации о себе, о структуре личности, потребностях, мотивах человека, его склонностях; общее развитие и повышение эрудиции студентов; повышение уровня психологического здоровья через улучшение внутреннего состояния, благодаря знакомству с психологическими теориями».
2. Самопознание (50%) как возможность «узнать больше о себе; понять себя и других; осознать свой внутренний мир; осмыслить свои поступки; задуматься; понять смысл своего существования; самоопределиться; развивать рефлексию».
3. Повышение компетентности в общении (52%) может способствовать «развитию умения разбираться во взаимоотношениях с окружающими; приобретению и развитию личностных качеств (терпимости, эмпатии, сенситивности, креативности, доверительности); овладению практическими навыками общения (умению поставить себя на место другого, отстаивать свое мнение, понимать другого, влиять на других, прислушиваться к ним, разрешать конфликты, налаживать и поддерживать контакты, презентовать себя и т.п.)».
4. Личностный рост (31%), который проявляется в разрушении стереотипов и негативных установок; формировании перспективных целей своей жизни; изменении жизненной позиции; поиске внутренних ресурсов для самореализации; раскрепощении; уверенности в себе; самосовершенствовании; саморазвитии; повышении культуры; повышении самооценки.
5. Профориентация (6%) студентов, которая может способствовать поиску ими своего призвания; формированию профессиональной культуры; ориентации в выбранной профессии.
Рисунок 1 - Ответы на вопрос «Зачем надо преподавать психологию в вузе?»
Считаю возможным
Информация о работе Предмет и задачи психологии в высшей школе