Понятие научного метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:24, реферат

Краткое описание

Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

- способность угадывать то, что произойдет в будущем, или предвидение.

По мнению многих ученых, речь идет не о каких-то уникальных способностях, а скорее об особом развитии обычных возможностей, скрытых в каждом из нас. Остается еще открыть форму энергии, при помощи которой могли бы передаваться “экстрасенсорные” сигналы, а также физические структуры, способные их принимать. Эта задача не из самых легких, и именноэтим психологи и физики занимаются уже много лет. Психологи изучают различные возможности, используя методы психофизиологии (электроэнце­фалографию, плетизмографию, психогальванометрию (измерение электропро­вод­ности кожи) и т.п.). Физики же подводят теоретическую базу, опираясь на новые пути, открываемые исследованиями в области элементарных частиц.

Пограничная зона психологии, изучающая эти явления, называется парапсихологией или псилогией. Первые общества “психических исследований” данных явлений были созданы учеными между 1880 и 1890 годами. В них вошли такие известные ученые, как Рише и Фламмарион из Франции, Миерс и Герней из Англии и Джеймс из США. Сначала использовали методы, взятые из практики спиритизма. Прибегали к “способностям” спирити­ческих медиумов, которые производили психические эффекты и “обща­лись” с душами умерших. Но, несмотря на использование измерительных приборов и на введение хитроумных способов контроля, результаты оставались весьма спорными. Фактически очень трудно было отличить истинные явления от ловких манипуляций. В конце концов пришлось оставить этот подход и перейти к более строгим методам. Изучение “паранормальных” явлений стали проводить в лабораторных условиях.

Эти пси-феномены, как их теперь называют, были разбиты на две отдельные категории: экстрасенсорное (внечувственное) восприятие, с одной стороны, и телекинез - с другой. Что касается телекинеза, то это прямое, осуществляемое без помощи мышц воздействие субъекта на материальный объект (перемещение или вращение предметов на рас­стоянии).

Для изучения этих явлений была основана Парапсихологическая ассоциация.  Ее задачей было не “доказывать” реальность пси-феноменов, а скорее способствовать ис­следованию явлений, называемых “аномальными”. В 1969 году серьез­ность работы экспериментаторов и их энергия привели к тому, что Парапсихологическая ассоциация была принята в Американскую ассоциацию научного прогресса.

Эта область, недавно признанная научной дисциплиной, имела много названий: в Германии и США - парапсихология, во Франции - мета-психика, в СССР - биоинформатика и т.п. В последнее время было предложено новое название - псилогия. Оно позволяет свести воедино всю информацию, относящуюся к так называемым пси-феноменам.

Пионерами лабораторных исследований пси-феноменов были Л.Л. Васильев в Моско­вском университете и Райн в Университете Дьюка (США). Л. Васильев пытался, главным образом, установить существование связи между гип­нозом и экстрасенсорным восприятием, его сотрудники собрали также ряд наблюдений, касающихся телекинеза. Райн придал подходу научность, положив в его основу использование приборов и подвергая результаты систематическому статистическому анализу.

Со времени первых экспериментов, проведенных в конце 20-х годов Райном, исследования в этом и в смежных направлениях позволили собрать большое количество данных. Результаты статистического анализа, полученные во многих экспериментах, никого не могут оставить равно­душным. Например, исследования Пирс-Прэтта (Pearce-Pratt, 1934) по телепа­тии включали четыре серии экспериментов, в которых испытуемые находились в местах, расположенных друг от друга на расстоянии от 90 до 230 метров. Серия из 25 карт Зенера предъявлялась 74 раза, т. е. всего было 1850 предъявлений. Результат: 558 верных ответов, что на 188 случаев больше, чем можно было бы ожидать согласно теории вероят­ностей. Статистический анализ этого результата показывает, что ве­роятность такого количества верных ответов составляет менее 10–22.

В эксперименте, направленном на изучение предвидения, Шмидт (Schmidt, 1969) использовал аппарат, который обеспечивал полнуюавтоматизацию опыта. Из четырех возможных световых сигналов ап­парат выбирал случайным образом какой-нибудь один. Он регистрировал как свой выбор, так и ответ испытуемого, которому предлагалось до появления светового сигнала угадать, какой это будет сигнал. Во время первой серии опытов три испытуемых осуществили в общей сложности 63066 попыток, а затем еще 20000 во второй серии. Результаты были таковы, что вероятность р составила менее 10 -9 для первой серии и менее 10-10 для второй.

Другие исследования касались сновидений и возможности изменить их содержание путем воздействия агента на спящего перципиента. Большинство этих опытов проводили в нью-йоркском Медицинском центре маймонидов (Krippner, Ullman, 1964). Испытуемому, находяще­муся в звукоизолированной комнате, предлагалось лечь, расслабиться и заснуть. Предварительно к его голове были прикреплены электроды, чтобы определять время наступления парадоксального сна. Как только начиналась фаза этого сна, агент, концентрируя все свое внимание на выбранном наугад образе, пытался “передать” его спящему перципиенту. Затем того будили и просили рассказать, какой сон или какие сны он видел. В 9 из 12 исследований были получены статистически значимые результаты.

Одно из самых важных мест в парапсихологических исследованиях занимают эксперименты, проводимые под гипнозом. Французские уче­ные Жане и Рише еще с 80-х годов прошлого столетия пытались выявить связь между экстрасенсорным восприятием и гипнозом, но только в 50-е годы нашего века исследования в этой области стали систематическими благодаря Л.Васильеву в СССР, Фалеру в Финляндии, Ризлу в Чехосло­вакии, Каслеру и Хонортону в США. Использовались различные методы, чтобы сравнивать результаты, полученные на испытуемых во время гипноза и без него. Около 20 лет назад (Van de Castle, 1963) были сведены результаты 14 исследований с картами Зенера, проведенных одиннад­цатью группами. Под гипнозом из 44400 ответов верными оказались 9785 (т. е. на 905 больше, чем можно было ожидать в результате случайных совпадений).

Как и во время сновидений, при гипнозе учащение пси-феноменов объясняется, по-видимому, тем, что понижается уровень барьеров, существующих во время бодрствования. Таким образом, попадая под воздействие гипнотизера, испытуемый становится более восприимчивым.

Одно из объяснений возможности проявления экстрасенсорных способностей у каждого человека принадлежит Бранду (Brand, 1975) и Хонортону (Honorton, 1978). Согласно их теории, любой человек может оптимально осуществить внечувственное восприятие, выполнив одно или несколько из следующих условий: нужно расслабиться, отключиться, насколько это возможно, от всяких воздей­ствий (образов, впечатлений) и внешней деятельности, стараться прийти в состояние восприимчивости, “открыться” навстречу иному мироощу­щению и хотя бы на миг захотеть ощутить пси-состояние. Именно благодаря таким средствам, помогающим сосредоточиться на своем внутреннем мире в состоянии открытости, и может якобы проявиться у человека способность к пси-феномену.

Стэнфорд, развивая сходную мысль, полагает, что пси-функции один из элементов нормальной природы человека. Поэтому спонтанные проявления экстрасенсорного восприятия составляют всего лишь вер­хушку айсберга. Под видимой частью скрывается множество поступков и событий, которые тоже можно приписать использованию пси-способностей. Стэнфорд называет их инструментальными ответами с участием пси-способностей. Речь идет о “счастливых случаях”, которые можно было бы принять за совпадения: вы, например, пропустили автобус, так как задержались дома, в ожидании следующего автобуса вы вспоминаете одного из своих друзей, которого давноне видели, а потом, садясь в следующий автобус, внезапно встречаетесь лицом к лицу с этим самым другом, который, как выясняется, решил в этот день поехать автобусом, хотя раньше никогда этого не делал. Что это, счастливая случайность? По мнению Стэнфорда, наш организм постоянно как бы прочесывает окружающее, стараясь отыскать средства для удовлет­ворения своих потребностей. При таком прочесывании могут использо­ваться как пси-способности, так и обычные сенсорные и когнитивные процессы.

Как только человек находит подходящее средство, он включает механизм поведения, который начинает действовать так, чтобы удовлет­ворить возникшую потребность. Например, в приведенном выше при­мере человек, желающий встретить своего друга, подсознательно сделал то, что нужно, чтобы его желание осуществилось.

Хотя исследования в области парапсихологии получили официаль­ный статус и многие результаты указывают на реальное существование пси-феноменов, скептики продолжают высказывать всевозможные кри­тические соображения.

Прежде всего ставятся под сомнение эксперименты, якобы давшие статистически достоверные результаты. Действительно, в истории пара­психологии встречается множество сомнительных случаев. Некоторые испытуемые были уличены в жульничестве, другие после нескольких лет опытов признавались в трюках, к которым они прибегали. Иногда и сами ученые фальсифицировали результаты своих экспериментов.

Позднее были обнаружены погрешности в методологии экспери­ментов. Плохо осуществлялся контроль за сенсорными сигналами; испытуемые были недостаточно изолированы друг от друга; материал имел дефекты, позволя­вшие неверно оценивать результаты; выбор картин-мишеней производился неслучайным образом; исследователи допускали ошибки в записях и т. п.

Самый распространенный упрек скептиков заключался в том, что при достаточно большом числе данных даже незначительные расхождения между полученными и ожидаемыми результатами становятся значи­мыми. Но чаще всего ставится вопрос о воспроизводимости экспериментов. Эксперимента­тор, повторяя опыт с теми же испытуемыми и при тех же условиях, не уверен в получении тех же результатов. Вступает в действие совокупность факторов, связанных с испытуемыми, с материалом, с экспериментатором и с самими пси-феноменами.

И наконец, многие критики указывают на отсутствие теории и прак­тических приложений и даже просто считают существование пси-фено­менов невоз­можным ввиду их несовместимости с общепризнанными научными теориями.

Многие ученые продолжают рассматривать парапсихологию как псевдо­науку. Они требуют ее ис­ключения из Американской ассоциации научного прогресса. Что касается большинства в научном мире, то оно продолжает со вниманием отно­ситься к результатам исследований, проводимых в строго контролируе­мых условиях. Сегодня широко распространена настороженность по отношению к псевдооткрытиям и к так называемым медиумам, но, тем не менее, сохраняется дух непредубежденной оценки любых фактов, способных пролить свет на поведение человека.

 

 


 

 

Развитие восприятия. Условия адекватного восприятия окружающего мира.

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. Долгое время полагали, что новорожденный обладает очень бедным сенсорным “багажом”, недостаточным для того, чтобы расшифро­вывать различные элементы окружения. Но по мере роста наших знаний обутробном плоде и о новорожденном мы вынуждены признавать, что ребенок с самого рождения имеет относительно запрограммированный мозг и уже достаточно эффективные органы чувств.

В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей до­стигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. У младенца ориентировочные движе­ния глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т. е. направ­ляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого.

Известно, что ранний сенсорный опыт ребенка играет решающую роль в развитии восприятия: без такого опыта атрофия некоторых клеток в сенсорных системах может привести к необратимым повреждениям, что и отмечалось у слепых от рождения после того, как им восстанавливали зрение.


 

ЗРЕНИЕ. Острота зрения младенца достигает такого же уровня, как у взрослого человека, лишь к концу первого года жизни. Было показано, что он лучше всего воспринимает предметы, расположенные в 19 см от его лица. Возможно, это играет большую роль в узнавании материнского лица во время кормления. Эта гипотеза весьма правдоподобна, так как другой исследователь установил, что младенец уже с четвертого дня жизни проявляет врожденное предпочтение по отношению к человеческому лицу (Fantz, 1970).

С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный, при этом он отдает предпочтение синему и красному. Кроме того, маленькие дети, как выяснилось, редко приближаются к крутым обрывам. Гибсон и Уок (Gibson, Walk, 1960) доказали с помощью “зрительного обрыва”, что восприятие глубины уже имеется с самого раннего возраста и ребенок не решается ползти на стекло, нависающее над пустотой. По-видимому, эта реакция не приобретается на опыте, так как она проявляется у детенышей животных в возрасте нескольких часов. У младенцев до двух месяцев, которые еще не умеют ползать, учащается ритм сердца, если их положить животом вниз на стекло на высоте больше метра от пола.

Восприятие глубины тесно связано с развитием бинокулярного зрения, а последнее появляется только тогда, когда оба глаза уже способны конвер­гировать на одну точку. Этот механизм у большинства детей вырабатывается в первые месяцы жизни. Поэтому, если у ребенка старше 6 месяцев еще проявляется страбизм (косоглазие), очень важно быстро осуществить хирургическое вмешательство для исправления этого дефекта. В противном случае шансы на развитие бинокулярного зрения становятся невелики. Кроме того, мозг постепенно перестанет воспринимать сигналы, поступающие от неполноценного глаза, и ребенок на более или менее длительное время станет “функционально одноглазым” (Ж. Годфруа).

Благодаря точной установке рецепторов ребенок в первые месяцы жизни оказывается способным зрительно различать старые и новые для него объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой. Начиная с трех-четырех месяцев жизни сенсорные функции включаются в практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами приобретают более совершенный вид ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

Б.Г. Ананьев, посвятивший этой проблеме большое количест­во исследований, выделял следующие перцептивные действия:

Информация о работе Понятие научного метода