Понятие научного метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:24, реферат

Краткое описание

Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

- измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого предмета;

- соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов;

- построительные, отвечающие за построение перцептив­ного образа; контрольные,сличающие возникающий образ с осо­бенностями предмета;

- корригирующие, исправляющие ошибки в образе;

- тонически-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприя­тия, и др.

Все эти действия формируются при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия, на­блюдения и развиваются, совершенствуются по мере накопления жизненного опыта. Исходным периодом формирования перцептив­ных действий является второй-третий год жизни, но наиболее значимо более позднее время дошкольного детства, а также школьный возраст. В связи с этим очень важным моментом яв­ляется специальная организация развития детей, обучение наибо­лее эффективным перцептивным действиям в тех или иных усло­виях восприятия.

Непременным условием, обеспечивающим успешность такого обучения, является постоянная обратная связь, т. е. посто­янное получение информации о том, насколько точен возникший образ и, следовательно, насколько точными оказались совершен­ные действия. Процесс восприятия нового объекта обычно носит развернутый характер: анализируется большое количество самых различных признаков предмета, более или менее информативных. По мере развития восприятия (или по мере овладения соответст­вующей деятельностью) количество этих признаков сокращается, остаются только самые значимые из них, которые в дальнейшем выполняют сигнальную функцию. Происходит формирование так называемых оперативных единиц восприятия - сенсорных этало­нов, идеальных образов, хранящихся в памяти, с которыми чело­век сравнивает то, что он воспринимает в данный момент. Такими эталонами могут быть контуры предметов, тон цветовой гаммы, градации громкости и высоты звука и другие признаки. Очень важно, чтобы они были адекватными особенностям объектов.

Процесс развития восприятия в онтогенезе осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

- становление системы моторных (двигательных) компонентов перцепции;

- усвоение, отбор системы сенсорных эталонов.

Общее направление развития собственно перцептивных действий в процессе опознания объектов состоит в переходе от сукцессивного восприятия (последовательного разглядывания) к симультанному (свернутому, одномоментному).

Так, глаза 3-летнего ребенка выполняют не очень много движений. В 4?5?летнем возрасте этих движений в два раза больше. При этом взгляд уже останавливается на характерных чертах осматриваемых предметов. У 6-летнего движения иного типа – по контурам фигур. Умение смотреть совершенствуется до 12 лет. Во взрослом возрасте, например, осмотр объекта осуществляется бегло, по двум-трем наиболее значимым точкам, которые становятся сигналами сложных образов.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются слож­ные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета здесь выделяется его струк­тура, пространственные характеристики, соотношение составляющих его частей.

В целом наблюдаются три основные линии развития восприятия пространства и пространственного мышления:

1) переход от трехмерного пространства к двухмерному;

2) переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно;

3) переход от фиксированной на себе системы отсчета при восприятии к свободно выбранной или произвольно заданной.

А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных дейст­вий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного об­раза, решаются ребенком в практическом плане путем действий с ма­териальными предметами. Исправления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются “перцептивные эталоны” - образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.

На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательских движе­ний рук и глаз, причем ручное и зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в ней, определяя их характер и направленность.

На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и доста­точного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормажи­ваются, и внешнее восприятие ситуации начинает созда­вать впечатление пассивного рецептивного процесса.

На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.

Психологи выделяют ряд правил, выполнение которых способствует развитию восприятия у ребенка  в процессе обучения:

- учитывая связь восприятия и мотивации, необходимо давать установку на восприятие нужного материала (объекта, явления);

- управлять динамикой предмета и фона восприятия;

- использовать разномодальные виды наглядности учебного материала;

- осуществлять практическую деятельность с пространственными объектами;

- практиковать сочетание практических измерений на глаз с использова­нием измерительных приборов;

- учить детей переносить фиксированную точку отсчета в любую другую точку пространства и т.п.

Условия адекватного восприятия окружающего мира. Кроме таких условий адекватного восприятия окружающего мира, как активность и эффективная обратная связь, для правиль­ного восприятия обязательным является также поддержа­ние определенного минимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды, и сохранение привычной ее струк­турированности.

Значение первого условия демонстрируется в исследованиях по изоляции испытуемых от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма (сенсорная и перцептивная депривации). Существо сенсорной депривации за­ключается в том, что испытуемых изолируют от внешних воздейст­вий с помощью специальных приемов. Например, для снижения кожной чувствительности испытуемых помещают в теплую ванну, для уменьшения зрительной информации надевают им светоне­проницаемые очки, для исключения слуховой чувствительности по­мещают в звукоизолированное помещение.

Нормальный, физически здоровый человек, погруженный в та­кую ванну, где до него не доходят никакие акустические и свето­вые раздражители и почти исключены осязательные и обонятель­ные ощущения, а также ощущения температуры, испытывает боль­шие трудности в управлении своими мыслями и представлениями. Вместе с этим он теряет и ориентировку в строении собственного тела, поэтому у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании испытуемых на ранних этапах такой изоляции на­блюдали нарушения восприятия, особенно зрительного: цвета, фор­мы, размера и расстояния. В одних условиях цвет казался более ярким и насыщенным, а в других – терялось различение цветов. Даже частичное исключение притока свежих впечатлений приводит к значительному искажению восприятия. Так, известный спелеолог Сиффр не различал зеленого и синего цветов еще целый месяц после двухмесячного дефицита информации вследствие одиночного пребывания в пещере.

Сенсорная изоляция провоцирует также изменения восприятия глубины и постоянства размеров. Тогда человеку все вокруг может представляться плоским, окружающие предметы кажутся находя­щимися в одной плоскости, как бы нарисованными, а стены поме­щения то “приближаются”, то “отдаляются”. Иногда плоские по­верхности воспринимаются как изогнутые. Например, у участни­ков антарктических экспедиций, работавших в условиях крайне однородной в зрительном отношении среды, отмечалась склонность переоценивать размеры предметов и недооценивать расстояния до них, а также изменение восприятия скорости движения. Сенсор­ная депривация приводит и к изменениям восприятия времени: короткая - к завышению, а длительная - к занижению времен­ных интервалов. При этом наблюдается изменение зрительной и слуховой бдительности. Общим же направлением изменений вслед­ствие изоляции (для всех видов восприятия) является увеличение чувствительности.

Как уже упоминалось, при сенсорной депривации происходит утрата константности восприятия, нарушение цветового зрения, искажение восприятия формы и т. д. Все это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим постоянный и определенный по объему приток сигналов из внешней среды. Если бы восприятие сводилось лишь к пассивному приему инфор­мации, то можно было ожидать, что психические процессы не на­рушались бы при временных перерывах в поступлении информа­ции. Однако опыты с сенсорной депривацией показали обратное. В условиях изоляции умственная деятельность человека, опираю­щаяся на восприятие, приходит в упадок. В ходе эксперимента испытуемые, обнаружив в себе неспособность к обычному мышле­нию, пытались компенсировать отсутствие внешних раздражите­лей воспоминаниями или фантазированием, но вскоре вспоминае­мые и воображаемые картины становились навязчивыми и некон­тролируемыми, не зависящими от воли человека, как если бы они были навязаны ему извне. Такой процесс приводил даже к галлю­цинациям. Если испытуемые имели возможность произвольно дви­гаться, то эти явления смягчались, но не устранялись полностью.

Замечено, что в условиях естественного “сенсорного голода­ния” люди стремятся к творческой деятельности: лепят, пишут стихи, рассказы. Интересно, что в условиях одиночества внут­ренняя речь может снова становиться внешней, замещая отсут­ствующих собеседников. Привычные формы социального обще­ния (советы, одобрения, порицания, утешения, напоминания) в этих условиях исключаются, и человек вынужден, в процессе при­способления к одиночеству, вырабатывать особые механизмы регулирования своего существования, в частности вслух раз­говаривать с самим собой. Не удивительно, что в поведении большин­ства людей после прекращения длительного одиночества наблюда­лась повышенная активность с оживленной мимикой, и многие из них навязчиво стремились вступить в речевой контакт с окру­жающими.

Приведенные данные касались резкого сокращения потока ин­формации из внешней среды. Однако уменьшение объема сигна­лов, поступающих из внутренней среды организма, также оказы­вает неблагоприятное воздействие на восприятие. Поясним это на примерах. Проводились наблюдения за восприятием людей, нахо­дящихся в состоянии невесомости, то есть в условиях, когда резко сокращается поток импульсов от скелетной мускулатуры, внося­щей значимый вклад в информацию, поступающую в мозг. Один испытуемый так описывал свои переживания: “Я понял, что насту­пило состояние невесомости. У меня внезапно возникло ощущение стремительного падения вниз, казалось, что все кругом рушится, разваливается и разлетается в стороны. Меня охватило чувство ужаса, и я не понимал, что вокруг меня происходит”. Теперь известно, что изменение восприятия окружающего мира, наблюдаемое при разных вариантах перцептивной депривации, вызывается изменением работы мозга из-за рассогласования и извращения информации, поступающей к нему от мускулатуры и органов чувств.

Многие космонавты при наступлении невесомости пережива­ли иллюзию переворачивания, т. е. изменение восприятия положе­ния своего тела в пространстве. Одному казалось, что он находится в полусогнутом положении лицом вниз, а другому, что он перевернут вниз головой. Иллюзия испытывалась как при от­крытых, так и при закрытых глазах и могла продолжаться многие часы. Почему это происходит? Известно, что мышцы составляют око­ло 40% массы тела. В состоянии невесомости нагрузка на мышцы, постоянно работающие в условиях гравитации, резко падает, что при­водит к уменьшению потока нервных импульсов от мышц в опреде­ленные структуры мозга. Важно отметить, что указанные иллюзии исчезали, как только мышцы получали нагрузку.

В состоянии невесомости изменялось не только восприятие по­ложения собственного тела в пространстве и возникали значитель­ные ошибки в визуальной оценке расстояния. Кроме того, менялась (увеличивалась) разре­шающая способность зрения. Так, космонавт Купер записал в борт-журнале, что, пролетая над Ти­бетом, он невооруженным глазом видел дома и другие постройки на Земле. Однако, как показали расчеты, нормальная разрешаю­щая способность человеческого глаза не позволяет различать подоб­ные предметы с такой высоты. Это явление исследователи вначале расценили только как галлюцинацию, возникшую вследствие одино­чества и сенсорного голода. Однако эту позицию пришлось пере­смотреть, когда аналогичные сообщения поступили от многих кос­монавтов. Например, В. И. Севастьянов обратил внимание, что в первые дни космического полета он различал мало объектов на Земле. Потом стал различать суда в океане, затем суда у причала, затем поезда. В конце полета он различал приусадебные участки и постройки на них.

Для выяснения механизма подобного повышения чувствитель­ности были проведены специальные эксперименты на Земле. В полностью звукоизоли­рованное помещение (сурдокамеру) из со­седней комнаты (аппаратной) по звуководу передавались звуко­вые сигналы - приглушенно, на подпороговом уровне. Испытуе­мый должен был сообщать о воспринятых звуках в форме репор­тажа. Оказалось, что в тех случаях, когда он был осведомлен опроисходящих вне камеры явлениях, он достаточно точно и адек­ватно воспринимал шумы и разговоры в аппаратной, что обеспе­чивалось повышением слуховой чувствительности вследствие дли­тельной и полной тишины. Когда он не был осведомлен (если он не мог догадаться о том, что там происходит), то все звуки воспри­нимал (интерпретировал) ошибочно, однако и в этом случае оста­вался твердо убежденным в реальности и точности своих воспри­ятий.

На основании этих экспериментов было сделано заключение о том, что при изоляции происходит повышение разрешающей спо­собности не только зрения и слуха. В условиях некоторого де­фицита информации (например, в невесомости) возникают допол­нительные эффекты: кроме повышения чувствительности систем восприятия, изменяется степень доступности различных гипотез в памяти. Это происходит вследствие нарушения соотношения по­тока информации из центра и периферии - смещения его в сто­рону центра.

Информация о работе Понятие научного метода