Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявить особенности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов и ее взаимосвязь с успешностью обучения.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть особенности личностного развития студентов выпускников.
2. Определить структуру личностной готовности к профессиональной деятельности.
3. Изучить особенности развития и формирования личностной готовности к профессиональной деятельности студентов.
4. Определить взаимосвязь компонентов структуры психологической готовности к профессиональной деятельности на разных этапах обучения студентов в вузе.
1. Введение ………………………………………………………………...2
2. Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной деятельности ……………………………………..4
3. Исследования понятия «психологическая готовность» …………..10
4. Проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности ……………………………………14
5. Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности…………………………………………………………...21
6. Требования к специалисту с высшим образованием…………….... 24
7. Заключение ……………………………………………………………27
8. Список использованной литературы ………………………………...29
9.
Научно-техническая революция проявляется и в том, что одни профессии исчезают, другие меняют свое содержание, и, кроме того, возникает много новых специальностей.
Встает вопрос о квалификации специалиста с высшим образованием. Понятие квалификации отражает качественную сторону подготовки специалистов. Через это понятие процесс подготовки конкретно связывается с психологией и педагогикой. Изучение его является для психологии высшей школы исходным началом анализа общественных, профессиональных и других требований к личности и деятельности специалиста.
Квалификация определяется местом специалиста в общественном производстве, сложностью и характером труда, с которым он успешно справляется. Квалификация — это совокупность личных возможностей и способностей специалиста выполнять свои обязанности. Эта совокупность выражается главным образом в профессионально важных знаниях, умениях, навыках, психических процессах и качествах личности.
Из сказанного вытекает необходимость взаимодействия ряда наук в решении вопроса о квалификации специалиста, в изучении современных требований к его личности и деятельности.
Здесь помимо психологии высшей школы должны внести свой вклад физиология и биология (при изучении особенностей высшей нервной деятельности студента, специалиста, их адаптации, физических качеств, нагрузок и т. д.), психология личности (изучающая направленность личности, ее способности, темперамент и характер), возрастная психология (изучающая особенности психики студентов, обусловленные возрастом), политическая экономия (позволяющая видеть в человеке носителя рабочей силы и производственных отношений), этика (раскрывающая нормы поведения специалиста, его моральные качества), социальная психология (изучающая особенности студенческого и кафедрального коллектива и др.), эргономика (изучающая рациональное оборудование рабочего места и т. д.).
Например, этика должна помочь высшей школе учесть новые явления и процессы во взаимоотношениях и общежитии людей, эргономика — раскрыть наиболее благоприятные условия деятельности специалиста, психология труда — изучить факторы и закономерности психической деятельности специалиста во время практической работы, охарактеризовать его индивидуально-психологические особенности, профессионально-важные качества, которые нужно сформировать в вузе. Это должно быть сделано на основе профессиографического раскрытия психологического своеобразия разных видов работы специалистов, выявления требований, которые отдельные специальности предъявляют к их личности.
Разработка профессиограмм будет способствовать формированию у педагогических коллективов вузов более четких и единых, чем в настоящее время, представлений о том, что должен дать тот или иной вуз «на выходе», и приведет к более научно продуманному составлению планов подготовки специалистов того или иного профиля — научно аргументированному отбору дисциплин, включаемых в учебный план, обоснованному определению их объема и последовательности чтения, к установлению оптимального соотношения между различными формами работы со студентами в учебном процессе.
Важно при этом выявлять типичные трудности, с которыми сталкиваются выпускники вузов, и порождающие их причины. Необходимо вести целеустремленные и систематические психологические исследования работы лучших специалистов. Это позволит определить, какие общеобразовательные, методологические и специальные знания, практические умения и навыки им необходимы для успешной деятельности. Психология должна выяснить, какие познавательные, организационные, идейно-политические и воспитательные задачи чаще всего приходится решать специалистам с высшим образованием, что лежит в основе их успешных действий, к чему надо готовить студентов.
На некоторые важные общие качества, необходимые современному специалисту с высшим образованием, указал В. П. Елютин: «Современное общественное производство требует от специалиста умения творчески мыслить, самостоятельно ставить принципиально новые задачи, быть мобильным, динамичным, способным адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям труда».
Выявление специфических черт и качеств, нужных специалисту, существенно зависит от психологического анализа требований к представителям отдельных специальностей. Такой анализ дает материал как о проявлении общих качеств в данной работе, так и раскрывает особые (для данной специальности) требования к личности и деятельности выпускника вуза. Известно, что в различных профессиях психические процессы и функции, особенности личности специалиста проявляются неодинаково, имеют разное значение. Выделение психологических особенностей, которые отличают одну специальность от другой, позволяет конкретно определить частные цели воспитания и обучения студентов вуза, наметить конкретные пути формирования у них в процессе учебы необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных психических особенностей. [Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1978. -313 с]
Заключение
Одна из главных целей современного профессионального образования, по нашему мнению, состоит в развитии у студентов заинтересованности и потребности в самосовершенствовании. Превращение студента в субъекта, заинтересованного в самосовершенствании и способного к нему, а затем превращение специалиста в профессионала, характеризует основное содержание развития личности студента в процессе профессионального обучения. Обеспечение условий для такого превращения является основной целью новой профессиональной школы, которая принципиальным образом отличается от целей традиционной высшей школы - подготовить студента к выполнению конкретных действий.
Профессиональное становление не должно рассматриваться как совокупность способов и средств деятельности. В нем необходимо учитывать ценностные основания этого процесса. В настоящей работе реализуется подход, в котором личность рассматривается как активно преобразующая себя и как следствие свою профессиональную деятельность. Но это может происходить только тогда, когда личность готова к осуществлению профессиональной деятельности. Поэтому проблема развития и формирования психологической готовности к профессиональной деятельности весьма актуальна в современных условиях развития вузовского образования и общества в целом.
Подводя итог курсовой работы, важно отметить следующее.
Перспективным и наиболее точно отражающими сущность психологической готовности к профессиональной деятельности являются концепции профессионального развития, которые позволяют рассматривать данный феномен как часть профессионального становления и развития личности. Не менее значим и подход к развитию профессионала, в котором решение задач становления личности в профессии достигается при движении от личности к деятельности. Данный подход позволяет, опираясь на способности к саморазвитию, максимально использовать особенности личности для освоения профессии.
Выявленные особенности структуры психологической готовности к профессиональной деятельности, ее изменения на различных этапах вузовского обучения позволяют сделать вывод об изменении ее содержания в зависимости от этапа и успешности обучения студентов.
Выявленные проблемы, влияющие на развитие и формирование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов, дают возможность определить комплекс мер по оптимизации психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения студентов в вузе.
Список использованной литературы: