Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 06:21, доклад
Коммерция - вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
Коммерция - слов латинского происхождения (от лат. commercium - торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли - торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Понятие и сущность коммерческой деятельности
Что такое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это. Понятие «коммерция» значительно шире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.
Коммерция - вид торгового
предпринимательства или
Коммерция - слов латинского происхождения (от лат. commercium - торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли - торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Толковый словарь В.И.Даля определяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы». Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.
Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.
Коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле--продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая
работа в торговле представляет собой
обширную сферу оперативно-
Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения - смене формы стоимости:
Д - Т и Т' - Д'
Из этого вытекает, что
коммерческая работа в торговле - понятие
более широкое, чем простая купля-продажа
товара, т.е. чтобы акт купли-продажи
состоялся, торговому предпринимателю
необходимо совершить некоторые
оперативно-организационные и
Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе «делание» денег из нечего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).
Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью
Деятельность торгового предприятия не протекает самостоятель-но. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется.
Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерчес-кой направленности и получения определенных результатов.
По мере усложнения производства управление превратилось в особую категорию, вовлекая все больше и больше участников. В уп-равлении деятельностью предприятия присутствуют две стороны: управляющие и управляемые. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, к ним относятся администраторы, руково-дители, управляющие. Объекты управления - это те, кем управля-ют - работники, коллективы, и то, чем управляют - экономика, коммерческое дело, торговый процесс. Взаимодействие субъектов и объектов посредством управляющих воздействий и обратной свя-зи позволяет целенаправленно управлять всесторонней деятельно-стью предприятия.
Управляющие воздействия представлены зако-нами, указами, планами, программами, постановлениями, норма-тивами, рекомендациями, инструкциями, материальными и финансовыми стимулами. Обратные связи - это результаты непосредст-венных наблюдений и контроля со стороны субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская документация. В новых условиях хозяйствования торговых предприятий мно-гие методические и практические положения отечественного управ-ления оказались неприемлемыми. Это вызвано тем, что наука уп-равления в нашей стране нарабатывалась с ориентацией на интересы государства. Подходы к формированию основополагающих принципов и методов носили преднамеренный характер и были на-правлены на процессы управления предприятиями государственной формы собственности.
Рыночная система управления приобрела особую значимость в России в связи с переходом к рыночной экономике. В условиях рын-ка возникает потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления, пригодных для раз-нообразных форм собственности и развития коммерческой деятель-ности торговых предприятий. Другими словами, предполагается по-стоянный поиск путей совершенствования управления. Процесс управления торговым предприятием должен быть основан на рыноч-ных принципах и методологии современного управления. Зарубежная наука управления прошла долгий путь своего разви-тия. Предпосылками для этого являлись:
экономические законы рынка;
динамизм потребительского рынка;
иерархическое построение структуры управления с ориентацией на стратегический курс в деятельности предприятия;
организованность предприятия, определяемая его интегрированностью и приспособленностью к изменениям внешней среды;
исходные и результирующие параметры.
А. Файоль создал теорию управления общественным производст-вом, в которой сформулированы принципы управления, основанные на использовании потенциальных ресурсов предприятия. Он выделил пять исходных функций в управлении: планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. Объективная необходи-мость создания системы управления, состоящей из взаимодейст-вующих процессов, раскрыта М.Х. Месконом в работе «Основы ме-неджмента»: «Управление - это процесс, потому что работа по дости-жению целей - это не какое-то единовременное действие, а серия вза-имосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из ко-торых само по себе является процессом, очень важны для успеха пред-приятия. Их называют управленческими функциями. Каждая управ-ленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что так -же состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управле-ния является общей суммой всех функций».
Приведенные теоретические
положения дают представление о
подходах к управлению коммерческой
деятельностью предприятия в
условиях рынка. Система управления,
ориентированная на рынок, означает
не только организацию структуры
и взаимосвязанную со-
Управление коммерческой де-ятельностью ставит своей непосредственной задачей внести опре-деленную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь согласованности и координации действий. При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников в целях повышения эффективности коммерческих процессов и до-стижения конечных целей предприятия.
В современных условиях деятельность торгового предприятия связана с предпринимательством, коммерцией, эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой.
Этим определяет-ся новый качественный уровень и экономический рост рынка. Со-ответствующим образом должна строиться и организационная структура управления торговым предприятием.
Коммерческая деятельность торговых предприятий имеет мно-го общего. Однако конкретные управленческие решения, разрабо-танные и реализованные одними торговыми предприятиями, не все-гда могут быть использованы другими предприятиями.
Это обуслов-лено факторами внешней среды на стадии перехода к рыночной эко-номике, в первую очередь изменениями потребительского рынка.
Кроме того, изменяются во времени и внутренние условия функци-онирования торгового предприятия. Следовательно, процесс управ-ления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия.
Информация о работе Понятие и сущность коммерческой деятельности