Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявить особенности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов и ее взаимосвязь с успешностью обучения.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть особенности личностного развития студентов выпускников.
2. Определить структуру личностной готовности к профессиональной деятельности.
3. Изучить особенности развития и формирования личностной готовности к профессиональной деятельности студентов.
4. Определить взаимосвязь компонентов структуры психологической готовности к профессиональной деятельности на разных этапах обучения студентов в вузе.
1. Введение ………………………………………………………………...2
2. Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной деятельности ……………………………………..4
3. Исследования понятия «психологическая готовность» …………..10
4. Проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности ……………………………………14
5. Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности…………………………………………………………...21
6. Требования к специалисту с высшим образованием…………….... 24
7. Заключение ……………………………………………………………27
8. Список использованной литературы ………………………………...29
9.
Специфика социализации в студенческие годы связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей, он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия — это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом. Теоретический подход к анализу формирования профессионально важных качеств личности у студентов представлен алгоритмом, использование которого возможно на всех уровнях институциональной системы - от отдельного преподавателя до университетского образовательного округа:
- принадлежность к
- сочетание учебной и
воспитательной структур как
основ проектирования среды
- выделение механизмов формирования мастерства (ориентационный, в том числе на преодоление противоречия между профессией и специальностью для профессионально - педагогического профиля);
- становление деятельностной позиции, обусловленной характером работы в образовании.
Специфика студенческого возраста и стратегии формирования профессионально важных качеств личности у студентов зависит от формирования образа «Я», выбора профессии, формирования студентом собственного пути развития, выбора способов и моделей деятельности и поведения, причем, условием и критерием проявления стратегии в профессиональной подготовке будущих специалистов выступает профессиональный интерес и профессиональная направленность. В общепсихологических, психолого-педагогических теориях понятие направленности личности, профессиональной направленности будущего специалиста понимается неоднозначно и представлено в развитии: как система устойчиво доминирующих интересов (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн и др.), как личностное новообразование, которое формируется в результате социально-нравственного, профессионального и личностного самоопределения (Е.А. Климов), как эмоционально-ценностное отношение к профессии (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Г.А. Томилова и др.), как комплекс профессионально значимых качеств личности и профессиональных способностей (Ф.Н. Гоноболин, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.), как модель рефлексивного управления развитием обучающихся (В.С. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, И.В. Фастовец и др.). Ряд исследователей рассматривают профессиональную направленность личности как систему, выделяют ее структуру, критерии отражения внутрисистемных связей (интерес к профессиональной сфере, отношение к профессиональной деятельности, характер и содержание профессиональных представлений о профессии) (А.К. Маркова, Л.И. Кунц и др.).
В готовности к профессиональной деятельности следует выделять три ее основных вида: физическую, психологическую и специальную. Физическая готовность не рассматривается в данном исследовании, поскольку в психолого-педагогической деятельности не предъявляется специальных, за исключением общепринятых, требований к физическому состоянию субъекта. Психологическая готовность отражает субъектный уровень готовности к профессии, который составляют социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики специалиста, требующиеся в конкретной деятельности. Соответственно в психологической готовности к профессиональной деятельности необходимо выделять подвиды: мотивационная готовность, личностная готовность, когнитивная готовность. Специальная готовность отражает объектный уровень готовности, который составляют предметно-деятельностные характеристики специалиста, и подразделяется на два подвида: теоретическая и практическая готовность. Согласно предложенной целостной структуре готовности к деятельности следует выделять: - ориентационный компонент, содержание которого составляют образ деятельности и личный профессиональный план, актуализирующий саморегуляцию субъекта; - мотивационный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые потребности, мотивы и ценности деятельности, формирующиеся на фоне устойчивого интереса и положительного отношения к профессии; - личностный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые свойства личности специалиста из числа характерологических, эмоционально-волевых, морально-нравственных, коммуникативных и других качеств, определяющих профессиональную пригодность личности; - операциональный компонент, содержание которого составляют усвоенные знания, умения профессиональной деятельности.
Изучение проблемы психологической готовности к деятельности невозможно без четкого представления о ее структурных компонентах, их взаимосвязи и взаимовлияния.
Анализ содержательных характеристик структурных элементов психологической готовности и особенностей деятельности показал, что параллельно с развитием структурных компонентов необходимо уделять пристальное внимание формированию позитивного настроя, установки на эффективную деятельность, мобилизации всех психологических и психофизиологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.
Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности
В зависимости от понятия и определения термина «личностная готовность к профессиональной деятельности» различные авторы по-разному определяют ее структуру.
По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и включает следующие компоненты:
- мотивационный (отношение, интерес к предмету, а также другие устойчивые мотивы);
- ориентационный (знания
и представления об
- операционный (знания, умения, навыки, владение процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
- волевой (самоконтроль, умение
управлять собственными
На основе работ Л. И. Божович, А. Л. Венгера, Г. А. Цукермана, Д. Б. Эльконина, а также опираясь на работы А. И. Донцова,
Е. И. Исаева, Е. А. Климова, Г. М. Любимовой, Д. А. Леонтьева, А.Ю. Попова выделила три компонента психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности:
1) Мотивационный компонент
— развитие у студентов
2) Когнитивный компонент,
наряду со становлением
3) Личностно-смысловой
компонент — прежде всего, раскрытие
студентами личностного смысла
избранной профессии, развитие представлений
о себе как субъекте
Таким образом, мы можем говорить о двух составляющих развития студентов в период обучения в вузе: профессиональной (операционально-технической) и личностной. Это требует создания специальных условий, в первую очередь изменения форм работы учащихся. Только освоение студентами новой позиции, проявление ими собственной активности в постановке и решении учебных и профессиональных задач будет способствовать тому, чтобы у них возникала психологическая готовность к предстоящей профессиональной деятельности, формировались представления о себе как начинающих психологах-исследователях, психологах-практиках.
А.А. Деркач, исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет её как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты.[ Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2004]
Т.И. Шалавина определила многокомпонентную структуру, отражающую готовность разносторонне, включающую следующие компоненты:
- мотивационно-потребностный;
- содержательно-технологический;
- интроспективно-рефлексивный;
- оценочный;
- креативный.
На основе проведенного теоретического анализа литературы, рассмотрев подходы различных авторов к пониманию сущности и структуры личностной готовности к профессиональной деятельности, мы выделили следующие компоненты личностной готовности, которые, по нашему мнению, являются основными и значимыми для нашего исследования:
1) Мотивационный компонент
- на всем пути
2) Направленность. Как обобщенная форма отношения к профессии складывается из частных, локальных оценок субъектом степени личностной значимости (привлекательности - непривлекательности) различных аспектов профессиональной деятельности, ее содержания и условий осуществления. Предметом оценки субъективной значимости могут выступать такие стороны профессиональной деятельности, как, например, возможность творчества, работа с людьми, соответствие профессии способностям и характеру, заработок и др. При высоком уровне существенное значение имеет объективное назначение деятельности, при низком уровне – потребность не в самой деятельности, а в связанных с ней аспектах.
3) Ценностный компонент.
Система ценностных ориентации
определяет содержательную
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
4) Эмоциональный – является
своеобразным регулятором
5) Оценочно-рефлексивный. Предполагает прогнозирование и адекватную оценку своих действий и их результата, а также оценку своей подготовленности к профессиональной деятельности.
Мы предполагаем, что выраженность данных компонентов личностной готовности определяется рядом следующих факторов, относящихся к индивидуальным особенностям личности:
- Возраст испытуемых. По
нашему мнению, в старшей возрастной
группе сформирован высокий
- Образование. При наличии дополнительного образования, как в сфере психологии, так и в какой либо другой
- Ожидания от профессиональной
деятельности. Мы предполагаем три
группы ожиданий: решение личных
проблем в процессе
Требования к специалисту с высшим образованием
Методологию правильного подхода к вопросу о целях и задачах формирования личности создали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Исходя из реальной действительности, уровня развития производства, классики марксизма-ленинизма определили цель формирования личности как подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического общества во всей полноте человеческих проявлений.
Научные исследования последних лет, проведенные советскими учеными в области общей психологии и педагогики, а также философии, научного коммунизма, этики, социальной психологии, эстетики, конкретизируют и развивают понимание задач формирования личности в связи с научно-техническим прогрессом. Академик П. Л. Капица подчеркивает, что в современных условиях важно привить молодежи интерес к решению социальных проблем, воспитывать у нее духовные качества, необходимые для овладения научными достижениями, восприятия произведений искусства. Поскольку воспитание и развитие духовных качеств человека в значительной мере определяется образованием, то это и есть та новая задача, которая выдвинута научно-технической революцией перед школой и высшими учебными заведениями.