Понятие и сущность психологической готовности студентов к профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - выявить особенности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов и ее взаимосвязь с успешностью обучения.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть особенности личностного развития студентов выпускников.
2. Определить структуру личностной готовности к профессиональной деятельности.
3. Изучить особенности развития и формирования личностной готовности к профессиональной деятельности студентов.
4. Определить взаимосвязь компонентов структуры психологической готовности к профессиональной деятельности на разных этапах обучения студентов в вузе.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………………...2
2. Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной деятельности ……………………………………..4
3. Исследования понятия «психологическая готовность» …………..10
4. Проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности ……………………………………14
5. Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности…………………………………………………………...21
6. Требования к специалисту с высшим образованием…………….... 24
7. Заключение ……………………………………………………………27
8. Список использованной литературы ………………………………...29

9.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Содержание

    1. Введение ………………………………………………………………...2
    2. Понятие и сущность психологической готовности к                     профессиональной деятельности ……………………………………..4
    3. Исследования понятия «психологическая готовность» …………..10
    4. Проблема формирования психологической готовности                   к профессиональной деятельности ……………………………………14
    5. Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности…………………………………………………………...21
    6. Требования к специалисту с высшим образованием…………….... 24
    7. Заключение ……………………………………………………………27
    8. Список использованной литературы ………………………………...29
    9.  

Введение

 

Актуальность исследования. Количество специалистов с высшим образованием увеличивается, и их влияние возрастает, но количество не всегда соответствует качеству. Вместе с тем исследователи отмечают, что подготовка современного специалиста  должна быть ориентирована на его профессиональное саморазвитие и самоизменение личности. На современном этапе социально-экономического развития нашей страны к молодому специалисту предъявляется множество требований: он должен быть компетентным, мобильным, креативным и пр. Соответствие данным требованиям невозможно без психологической готовности к профессиональной деятельности. Следовательно, формированию психологической готовности к профессиональной деятельности, должно уделяться пристальное внимание на этапе профессионального обучения. Однако, большинство вузов нашей страны, используют главным образом информационную модель обучения, которая направлена на приобретение необходимых профессиональных знаний и в меньшей степени ориентирована на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. В данном случае не ставится под сомнение приоритетность профессиональных знаний, но на современном этапе развития общества этого становится явно недостаточно. Успешность обучения автоматически не обеспечивает полноценной психологической готовности к профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений. Обозначенные проблемы показывают необходимость целенаправленного формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения студентов в вузе.

Изучению психологической готовности к деятельности посвящено достаточное количество работ, но некоторые аспекты данной проблемы, необходимые для разработки специальных мер по формированию психологической готовности еще не исследованы в достаточной мере.

Недостаточно изученными остаются вопросы содержания психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения студентов в вузе, структуризации компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности, взаимосвязи психологической готовности к профессиональной деятельности с профессиональным развитием, психологической готовности к профессиональной деятельности с успешностью обучения студентов в вузе.

Исходя из выше сказанного, цель данной курсовой работы - выявить особенности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов и ее взаимосвязь с успешностью обучения.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1.  Рассмотреть особенности  личностного развития студентов  выпускников.

2.  Определить структуру  личностной готовности к профессиональной  деятельности.

3.  Изучить особенности  развития и формирования личностной  готовности к профессиональной  деятельности студентов.

4. Определить взаимосвязь  компонентов структуры психологической  готовности к профессиональной  деятельности на разных этапах  обучения студентов в вузе.

Объект исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности в период вузовской подготовки студентов.

Предмет исследования: особенности психологической готовности к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность психологической готовности к                     профессиональной деятельности

 

Понятия таких категорий, как психологическая готовность, психологическая устойчивость, подготовленность к профессиональной деятельности, психологическая подготовка, профессионально-психологическая подготовка (ППП), рассматриваются в отечественной психологической науке начиная с конца 1950-х – начала 1960-х гг., однако они еще и сейчас точно не определены, хотя общее содержание их раскрывается довольно широко.

Различные трактовки и определения этих дефиниций часто связаны со спецификой рассматриваемой деятельности в каждом конкретном случае.

Связующим звеном всех исследований является то, что они решают одну общую задачу – формирование и развитие психологической подготовленности субъекта к различным видам профессиональной деятельности.

Психологический анализ работ отечественных исследователей показывает многообразие используемых ими подходов при исследовании психологической подготовленности субъекта к профессиональной деятельности:

а) субъектно-деятельностный, при котором под психологической подготовленностью понимается конечный результат подготовки к определенной профессиональной деятельности, которая рассматривается как интегральное личностное образование, которое состоит из мотивационного, волевого, когнитивного, эмоционального и операционального компонентов, а также личностные качества, адекватные требованиям профессиональной деятельности;

б) функциональный, предполагающий исследование подготовленности к деятельности как определенного уровня состояния психики, которое, будучи сформированным, обеспечивает специалисту высокий показатель достижений, что зависит от объема и полноты информации, резерва возможностей для исправления ситуации, системы прямых и обратных связей;

в) содержательный, который предполагает изучение особенностей данного явления в зависимости от конкретных условий;

г) социально-функциональный, направленный на исследование тех функций, которые определяют психологическую подготовленность в жизнедеятельности субъекта;

д) структурно-психологический, который связан с характеристикой элементов психологической подготовленности и их взаимосвязей;

е) генетический, раскрывающий истоки психологической готовности и их влияние на нее;

ж) логико-гносеологический, в рамках которого преимущественно выясняется понимание сущности, содержания психологической готовности, ее критериев и взаимосвязи с другими социально-психологическими показателями.

Трактовки психологической подготовленности и других категорий нами исследуются с позиции субъектно-деятельностного подхода, что позволяет конкретней обозначать область анализа и наиболее полно и широко охватить все аспекты психологических явлений.

Кузьмина Н. В. считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. [«Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах» Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970]

Готовность к профессиональной деятельности занимает в структуре профессионализма первую ступень, необходимую для последующего проявления профессиональной компетентности и достижения мастерства, т.е. является фундаментом для формирования профессионализма. Готовность к профессии является исходной составляющей профессионализма, предпосылкой успешности предстоящей самостоятельной деятельности и условием достижения профессиональной компетентности и мастерства. Таким образом, готовность к профессиональной деятельности и профессиональная компетентность соотносятся в работе как характеристики смежных уровней профессионального развития, когда компетентность рассматривается как проявленная в самостоятельной профессиональной деятельности готовность.

Главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является её интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, то есть профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности.

Таким образом, понятие профессиональной готовности рассматривается как категория теории деятельности (состояние) и понимается, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой – установки на что-то.

Итак, мы рассматриваем готовность к деятельности как целостное проявление личности и под готовностью к деятельности понимаем особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.

Профессионализм личности достигается во многом в процессе и в результате развития способностей и их обогащения. Здесь речь в основном идет о так называемых сложных и частных способностях как качествах личности, определяющих успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней. Развитие профессионализма личности сопряжено с интенсивным развитием сложных и частных способностей до уровня одаренности. Среди сложных и частных способностей особая роль принадлежит интеллектуальным, которые как бы обладают системным свойством, так как основой всякого развития является прежде всего развитие интеллектуальное. Развитие способностей может совершаться без каких-либо серьезных ограничений.

Профессионализм личности зависит также от уровня развития профессионально важных качеств  субъекта труда, то есть таких качеств личности, которые влияют на результативность деятельности. Существуют личностно-индивидные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности человека в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности. Так, исследователю необходимы такие ПВК как сдержанность, эмоциональная холодность, рационализм, для практика выделяется более широкий круг значимых качеств: готовность к установлению контактов, быстрая ориентация в ситуации, умение вызывать доверие, умение слушать и слышать, понимать внутренний мир людей, эмпатичность, способность к рефлексии, эмоциональная стабильность.

Важным фактором и в то же время результатом развития готовности выступают так называемые профессионально важные качества (ПВК) личности, представляющие индивидуально-психологическую основу его профессиональной готовности. ПВК – это свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами. ПВК в числе других инвариантных элементов профессиональной готовности обеспечивают успешность (производительность, качество, результативность и др.) её выполнения. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. При этом связь между ПВК и продуктивностью деятельности опосредована субъективным отношением к деятельности. Иногда в системе профессионально важных качеств выделяют специальную группу так называемых личностно-деловых или личностно-профессиональных качеств. К ним относят главным образом:

1) организованность;

2) ответственность;

3) дисциплинированность;

4) инициативность;

5) внимательность.

Кроме этого, развитие профессионализма личности коррелирует с рефлексивной организацией деятельности и рефлективной культурой субъекта труда. Рефлексивная организация личности проявляется в поведении, деятельности и отношениях. Система способов организации рефлексии, построенная на основе ценностных и интеллектуальных критериев, считается рефлексивной культурой. Уровень рефлексивной культуры и организации имеет отчетливые корреляты, например, с личностно-деловыми качествами.

Особое значение в подструктуре профессионализма личности придается способностям, развитым до высокого уровня к предвидению и прогнозированию (возможно даже как проявление интуиции), саморегуляции, а также принятию решений (смелость, креативность, своевременность, точность), ставшие личностно-профессиональными качествами. Частные способности, определяемые спецификой профессиональной деятельности, также могут выступать как самостоятельные элементы подсистемы профессионализма личности.

В научной литературе профессионально значимые личностные качества рассматривается как: 1) один из стержневых факторов профессиональной пригодности; 2) проявление отдельных психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде; 3) важнейшая составляющая профессионально-личностного потенциала, под которым понимается устойчивая интегральная совокупность общих, специальных и частных свойств специалиста, обусловливающих его способность к продуктивному осуществлению профессиональной деятельности . [Педагогика. Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С.Рапацевич - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.]

Информация о работе Понятие и сущность психологической готовности студентов к профессиональной деятельности