Отечественные психологи о психологической структуре личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:18, реферат

Краткое описание

Отечественные психологи высказываются о психологической структуре личности в рамках нескольких основных концепций.
Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева (С-Петербург), С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, Л.И. Божович, К.К. Платонова (Москва), В.С. Мерлина (Пермь), Д.Н. Узнадзе (Тбилиси). Из социально-психологических концепций следует выделить диспозиционную структуру личности В.А. Ядова.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО 4

2. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА 8

3. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА 12

4. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА 14

5. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА 18

6. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА 21

7. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Л.И. БОЖОВИЧ 22

8. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА 24

9. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н. УЗНАДЗЕ 27

10. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.А. ЯДОВА 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Отечественные психологи о психолог. стр-ре личности.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Если  личность это система ее отношений, то процесс развития личности обусловливается  ходом развития ее отношений. В. Н. Мясищев  указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется предотношением, в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, чего человек не осознает, побуждает его к деятельности. В дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения — к родителям, воспитателям, сверстникам. В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают несемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением. В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

    Необходимость сопоставления между собой этих психологических понятий обусловлена тем, что каждая из них претендовала на роль всеобъемлющей психологической категории. И отношения, и установки В. Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Установка бессознательна и потому она безлична, а отношение сознательно, «хотя, как подчеркивает В. Н. Мясищев, мотивы или источники его могут не осознаваться». Другое отличие отношения от установки заключается в том, отношение характеризуется избирательностью, а установка готовностью.

    Таким образом, отношения и установки  это отличные друг от друга психические  образования. Поскольку понятие  отношения несводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологических понятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА 

    Личность  в трудах А. Г. Ковалева выступает  как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.).

    В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.). Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь, уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры. В качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что «выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако — продолжает он — следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности, люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру». Дальнейшая эволюция взглядов А. Г. Ковалева на структуру личности незначительна. В 1981 году в главе, посвященной личности, в учебнике по общей психологии он пишет, что первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым — способности, третьим — характер, четвертым — система управления, которую обозначают понятием «Я», а пятый — психические процессы.

    Сама  личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА 

    Из  всех других отечественных концепций  личности наиболее близко к вышеперечисленным  в содержательном плане примыкает  концепция личности В. С. Мерлина — основателя и руководителя пермской школы психологов.

    Под психическими свойствами личности В. С. Мерлин понимает «такие свойства, которые  характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности». Следующий аспект взглядов В. С. Мерлина — психологическое содержание этих свойств. «Для характеристики человека как субъекта деятельности, пишет автор, необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности. Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. Таким образом, в концепции В. С. Мерлина понятие отношение, так же как в вышеприведенных концепциях, играет центральную и ведущую роль. Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, характеризующее свойства личности, отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека».

    Во-первых, отношения, выражающие свойства личности — это отношения сознания как  целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность — это свойства отдельных сторон сознания.

    Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности, «представляют собой отношение  к чему-то объективному, находящемуся вне сознания — это отношение  к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.». К примеру, наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.

    В-третьих, отношения личности «представляют  собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности». Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности, состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.

    «Таким  образом, заключает В. С. Мерлин, психические  свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к  определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности». Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств — темперамента, характера, способностей и направленности. Это — принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей. Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности.

    Действительно, поскольку свойства личности это  далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они — эти отношения — являются выражением и направленности, и характера, и способностей. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Что такое симптомокомплекс и каковы его параметры? 
Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности. Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Действительно, коль скоро отношения личности социально-типичны, то и симптомокомплекс социально-типичен.

    Свойства  симптомокомплекса:

    • объем и широта — количество входящих в него отдельных свойств, по числу  которых можно судить о степени  обобщенности симптомокомплекса;

    • сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);

    • устойчивость — пластичность отношений  личности.

    Когда отношение личности имеет высокую  степень всех 3-х форм свойств, тогда  оно в наибольшей мере детерминирует  целостную психологическую характеристику личности. Поскольку одно из центральных  положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Здесь мы сталкиваемся с важнейшими достижениями В. С. Мерлина и его учеников в эмпирическом изучении личности, на котором следует остановиться отдельно. Никто никогда не оспаривал положения о многоуровневой структуре человека, в том числе и личности, как многоуровневого целостного образования. Наиболее распространенным в науках о человеке был традиционный дихотомичный принцип иерархизации систем человека — выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств. Как правило, связи между показателями этих двух уровней рассматривались как однозначные или инвариантные. В. С. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение о существовании в природе другого типа связей — многомногозначных. В силу этого невозможно прямое сведение биологического к социальному, равно как и обратно — социального к биологическому.

    Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.

    К заслуге В. С. Мерлина следует  отнести и выделение сложной  иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального. Все это позволяет B.C. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей. Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья, и задача интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и изучения изменений этих опосредований в процессе онтогенеза. Соединение этих двух принципов — много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.

    I. Система индивидуальных свойств  организма, которую образуют подсистемы: биохимические, общесоматические, свойства  нервной системы (нейродинамические).

    II. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами: психодинамических свойств (свойств темперамента), психических свойств личности.

    III. Система социально-психологических  индивидуальных свойств с подсистемами: социальных ролей, исполняемых  в группе и коллективе; социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях. Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции многозначности этих связей. 
 
 

    5. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА 

    Данная  концепция наиболее яркий образец  реализации идей структурного подхода  к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:

    • отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

    • внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

    • каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

    • объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

    • исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических  свойств, личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности. Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:

    1. Подструктура направленности и  отношений личности, которые проявляются  в виде моральных черт. Они  не имеют врожденных задатков  и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это — формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К. К. Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

    2. Подструктура опыта, которая «объединяет  знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но  уже с заметным влиянием биологически  и даже генетически обусловленных  свойств личности». К. К. Платонов  признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры — обучение обусловливает и уровень их анализа — психолого-педагогический.

    3. Подструктура индивидуальных особенностей  психических процессов или функций  памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно  устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологи-г ческой и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

Информация о работе Отечественные психологи о психологической структуре личности