Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:18, реферат
Отечественные психологи высказываются о психологической структуре личности в рамках нескольких основных концепций.
Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева (С-Петербург), С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, Л.И. Божович, К.К. Платонова (Москва), В.С. Мерлина (Пермь), Д.Н. Узнадзе (Тбилиси). Из социально-психологических концепций следует выделить диспозиционную структуру личности В.А. Ядова.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО 4
2. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА 8
3. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА 12
4. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА 14
5. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА 18
6. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА 21
7. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Л.И. БОЖОВИЧ 22
8. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА 24
9. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н. УЗНАДЗЕ 27
10. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.А. ЯДОВА 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
10.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.А. ЯДОВА
Эту
концепцию скорее можно отнести
к социально-психологической, в которой
учитываются и
Низший уровень этой структуры составляют
наименее устойчивые «предметные ситуации».
В течение краткого промежутка времени
человек переходит из одной ситуации в
другую.
Следующий
уровень – это «условия группового
общения». Эти ситуации более устойчивы,
поскольку основные требования группы,
закрепленные в «групповой морали»,
сохраняются неизменными в
Поскольку, как отмечалось выше, диспозиции личности представляют собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций, в которых потребности удовлетворяются, то формируется соответствующая иерархия (система) диспозиций.
Первый, низший уровень образуют элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе потребностей физического существования и простейших, предметных ситуаций. Эти установки лишены модальности и не осознаваемы. Они лишь лежат в основе сознательных процессов.
Второй
уровень диспозиционной системы
– социально фиксированные
Третий уровень системы составляет общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она формируется на основе более высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности. У одних людей мы обнаруживаем доминирующую направленность интересов в сферу профессиональной деятельности, у других – семьи, у третьих – досуга (хобби) и т. д.
Высший уровень диспозиционной системы образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижений. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду) и в соответствии с образом жизни, в котором могут быть реализованы социальные и индивидуальные ценности личности. Именно этому уровню принадлежит решающая роль в саморегуляции поведения. Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга. Напротив, они тесно взаимодействуют между собой, а сам механизм взаимосвязи, по мнению В. А. Ядова, следует рассматривать как «механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, его саморегуляцию». Важнейшая функция диспозиционной системы состоит в регуляции со-цального поведения личности. Само поведение представляет собой сложную структуру, внутри которой можно выделить несколько иерархически расположенных уровней. Первый уровень — это поведенческие акты, реакции субъекта на актуальную предметную ситуацию. Их целесообразность детерминирована необходимостью установления адаптивных отношений между средой и индивидом. Следующий уровень поведения – привычное действие или поступок, формирующийся из целого ряда поведенческих актов. Поступок – это элементарная социально значимая единица поведения, цель которого в установлении соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью. Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, которая представляется для человека максимально значимой. К примеру, ярко выраженное профессиональное поведение, реализующее себя в стиле профессиональной деятельности.
Наконец,
целостность поведения в
Завершая
характеристику свой концепции личности,
В. А. Ядов подчеркивает, что «диспозиционная
регуляция социального
СПСИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
2.
Грановская Р. М. Элементы
3.
Дружинин В. Н. Психология
4. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев, 1998.
5.
Мерлин В. С. Психология
6. Психология. Учебник. Под ред. А. А. Крылова. – СПб., 1998.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М., 1989.
8. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск V. – М., 1975.
9. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995. И. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.
10.
Холодная М. А. Психология
11. Юнг К. Психологические типы. – Минск, 1998.
Информация о работе Отечественные психологи о психологической структуре личности