Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:18, реферат
Отечественные психологи высказываются о психологической структуре личности в рамках нескольких основных концепций.
Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева (С-Петербург), С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, Л.И. Божович, К.К. Платонова (Москва), В.С. Мерлина (Пермь), Д.Н. Узнадзе (Тбилиси). Из социально-психологических концепций следует выделить диспозиционную структуру личности В.А. Ядова.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО 4
2. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА 8
3. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА 12
4. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА 14
5. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА 18
6. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА 21
7. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Л.И. БОЖОВИЧ 22
8. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА 24
9. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н. УЗНАДЗЕ 27
10. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.А. ЯДОВА 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
4.
Подструктура биопсихических
Таким
образом, по мнению К. К. Платонова, в
эти подструктуры «могут быть уложены
все известные свойства личности.
Причем часть этих свойств относится,
в основном, только к одной подструктуре,
например, убежденность и заинтересованность
— к первой; начитанность и умелость
— ко второй; решительность и сообразительность
— к третьей; истощаемость и возбудимость
— к четвертой. Другие, а их больше, лежат
на пересечениях подструктур и являются
результатом взаимосвязей различных собственных
подструктур. Примером может являться
морально-воспитанная воля, как взаимосвязь
1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как
взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур».
6.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н.
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» — создается общественными отношениями». Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А. Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».
Таким
образом, на первый план выступает категория
деятельности субъекта, поскольку «именно
деятельность субъекта является исходной
единицей психологического анализа личности,
а не действия, не операции или блоки этих
функций; последние характеризуют деятельность,
а не личность».
7.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Л.И.
Если
в концепции А. Н. Леонтьева центральное
место принадлежит понятию «личностный
смысл», то у Л. И. Божович в качестве системообразующего
признака структуры личности выступает
«внутренняя позиция личности» или ее
направленность. «На основании теоретического
анализа, пишет Л. И. Божович, мы выдвинули
гипотезу о том, что целостная структура
личности определяется, прежде всего,
ее направленностью». Основу направленности
составляет возникающая в течение жизни
«устойчиво доминирующая система мотивов,
в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя
себе все остальные, характеризуют строение
мотивационной сферы человека». Наличие
такой иерархической системы и обеспечивает
наивысшую устойчивость личности. Именно
содержание направленности личности обусловливает
все ее особенности: интересы, стремления,
переживания, черты характера. Более того,
по мнению Л. И. Божович, от направленности
личности зависит не только комплекс присущих
личности качеств, но строение каждого
из них. Становится очевидным, что ведущая
сфера в структуре личности Л. И. Божович
— это аффективно-потребностно-
Каждый
возраст характеризуется своей
специфической для него «констелляцией»
мотивов и особым характером их иерархической
структуры. В раннем детстве жизнь
и поведение ребенка определяются временным
соподчинением непосредственных аффективных
тенденций, возникающих ситуативно, практически
вне сознания самого ребенка. В дальнейшем,
на основе относительно постоянных доминирующих
потребностей складывается более устойчивая
иерархия мотивов. На завершающем этапе
иерархическая система мотивов приобретает
максимальную устойчивость и свободу
от внешних воздействий, так как опирается
на собственные взгляды и убеждения субъекта.
8.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
Первое,
на что специально обращает внимание
С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике
личности, это зависимость психических
процессов от личности. По мнению автора,
это выражается, во-первых, в индивидуально-
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).
В-третьих,
зависимость психических
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, — от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, — тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются — ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности — не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2)
психический облик личности во
всем многообразии ее свойств
определяется реальным бытием, образом
жизни и формируется в
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
• чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
• что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;
• что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности.
Выделив аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней. Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п.
Таким
образом, в реальной жизни все
стороны, аспекты психического облика
личности, переходя друг в друга, образуют
неразрывное единство.
9.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н.
Совершенно
особое место в советской
Экспериментально изучая различного рода иллюзии, Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что решающая роль в их возникновении принадлежит так называемой установке. Он подчеркивал, что установка это «целостное состояние субъекта», его целостная направленность в определенную сторону, на определенную активность. Согласно концепции Узнадзе, в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.
По мнению Д. Н. Узнадзе, установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.
На
сознательном уровне наличная ситуация
становится предметом познания субъекта.
Этот процесс Узнадзе назвал объективацией.
Необходимость в ней возникает
при задержке удовлетворения актуальной
потребности в связи с изменившейся обстановкой,
в результате чего перед субъектом встает
вопрос о дальнейшей программе поведения.
Ведущая роль при этом переходит от установки
к «активированному на основе объективации
мышлению». Иными словами, возникшая перед
индивидом проблемная ситуация требует
от него потребности познания (объективации)
ее. Результатом объективации становится
установка теоретического поведения или
установка познания, которая составляет
основу теоретической, познавательной
деятельности субъекта.
Ш. А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил
еще один – социальный уровень психической
активности, осуществляемый на уровне
личности. В этом случае источником социального
поведения личности являются социальные
установки (установки социального поведения),
формирующиеся на основе социальных потребностей
и воображенного приемлемого поведения.
Социальные установки фиксируются в самосознании
личности, в его «психологическом автопортрете».
Все это позволяет рассматривать установку
в качестве основной общепсихологической
характеристики личности. По мнению другого
ученика Узнадзе – А. С. Прангишвили, с
помощью понятия установки можно преодолеть
понимание личности как некоторого конгломерата
ее свойств и внести в исследование личности
целостный и динамический подход.
Информация о работе Отечественные психологи о психологической структуре личности