Отчет по практике в СЦ «Чадушко»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является углубление и закрепление научно – теоретических знаний по выбранной специальности, атак же выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога с детьми.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
развитие и укрепление интереса к выбранной профессии психолога;
закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно –психологич

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Детская психология…………………………………………..15
Природа детства и предмет детской психологии………………...15
Методы детской психологии……………………………………....16
История детства…………………………………………………….18
Теории психического развития ребенка…………………………..18
Обучение и психическое развитие………………………………...19
Проблемы периодизации детского развития……………….……..20
Связь обучения и психического развития детей………………….27
Характеристика работы детского клуба «Чадушко +»………………..29
2.1 Основные положения………………………………………………..29
2.2 Работа педагога – психолога в СЦ «Чадушко +»………………….31
2.3 Программы и методы работы психолога в СЦ «Чадушко»………34
4. Заключение……………………………………………………………….39
5. Список литературы………………………………………………………40
6. Приложения………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 210.50 Кб (Скачать)
    • игры для развития здорового эмоционального возбуждения;
    • игры, нейтрализующие страхи, тревогу;
    • обучение приемам саморасслабления, то есть релаксация.

Цель адаптирования программы: помощь детям старшего дошкольного возраста справится со страхами, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, развитие творческого потенциала.

В связи с этим, адаптированная часть программы включает следующие  задачи:

1. Воспитание уверенности в себе;

2. Снижение эмоционального напряжения;

3. Помощь в снятии страхов;

4. Помощь в преодолении негативных переживаний.

Методы и приемы:

  1. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
  2. Игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные.
  3. Импровизации.
  4. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Материалы и оборудование:

  1. Магнитофон;
  2. Кассеты с записью спокойной музыки;
  3. Одеяло.
  4. Ткань, размером с одеяло (желательно зеленого цвета).
  5. Ковер.
  6. Газеты.
  7. Мелкие предметы.

Предмет психокоррекции - снятие эмоционального напряжения, работа со страхами, позитивное отношение  к окружающим.

Объект психокоррекции: дети старшего дошкольного возраста с проблемами неустойчивости внимания, проблемами общения и с эмоциональными проблемами.

Прогноз: в итоге психокоррекционной работы у детей формируются определенные модели поведения в семье, в группе, уменьшаются срахи, развивается позитивное мышление. Дети начинают общаться со сверстниками, становятся более внимательными.

С детьми, проблемы которых  после проведения программы исчезли  не полностью, проводятся индивидуальные дополнительные занятия.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционных занятий и после их прохождения. 

Занятие группы “Стартовая школа”

 

Я присутствовал на занятии  группы “Стартовая школа”. Это группа, состоящая из дошкольников и их родителей. На занятиях данной группы детей подготавливают к школе и проводят следующие упражнения:

Упражнение  №1

     Приветствие.  Все встают в круг и, передавая  по кругу мяч, здороваются друг  с другом. Обязательно смотреть  в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками.

    Упражнение №2

     “Воздух  – вода – земля – огонь”. Данное упражнение проводится  также стоя в кругу. Выбирается  один ведущий и если ведущий  говорит например “Воздух”, то  остальные участники должны поднять обе руки вверх. “Вода” – все опускают руки вниз. “Земля” – выставляют руки перед собой и “Огонь” – все перебирают руками, изображая огонь.

      Когда  все запомнили движения соответствующие  тому или иному слову, ведущий  начинает всех запутывать. Например говорит “Земля”, а движение делает соответствующее выражению “Вода”. Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.

Упражнение  №3

     “Пирожки  – шанежки”. В кругу родители  занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в “ладушки”, говоря “пирожки – шанежки”. По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.

Упражнение  №4

     Парам из  родителя и ребенка выдается  набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки – домики и силуэты животных. Пара родитель – ребенок вместе думают как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура.

Упражнение  №5

     На листе  бумаги ребенок ставит карандаш  или ручку в одну точку. Родитель  начинает диктовать ребенку, куда  вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом  на 3 вправо и т. д. В итоге  должна получится заранее задуманная  психологом картинка.

Упражнение  №6

     В кругу  психолог называет какой либо  звук и все участники должны  называть слова, начинающиеся  на этот звук.

Упражнение  №7

     Упражнение  на внимание. В кругу ведущий  говорит “Саймон сказал сделай  так” и показывает какое либо  действие (поднять руки и т. д.). Потом ведущий в какой то момент говорит просто “поднимите руки” или что то подобное (без слов “Саймон сказал”). Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов “Саймон сказал”.

Упражнение  №8

     Прощание. Также как и в первом упражнении, только теперь все прощаются, говоря имя и смотря в глаза произносить слова прощания.

В целом группа работала активно. К началу занятия дети немного  смущались присутствия родителей  других детей и студентов, но к  концу занятия дети уже ничуть не смущались и были очень заинтерисованны занятием. Особых сложностей в выполнении заданий не было. 

Это далеко не полный список проводимых занятий с детьми, более  широкий вариант можно рассмотреть  в приложении. (См. Приложения)

Помимо занятий с детьми, психолог семейного центра осуществляет работу и с родителями, проводит беседы, тестирования и просто учит понимать и ценить своих чад.

Все методики, применяемые  в семейном центре – неоднозначны и для каждой конкретной ситуации применяется своя методика работы. Заслуга психолога семейного центра – в умении найти индивидуальный подход к каждому ребенку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении  учебно – исследовательской практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно знакомится с работой психолога образования. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность между собой.

Данная учебно  - исследовательская  практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего дошкольного возраста.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться  мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 2008.
  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 2009.
  3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М., 2005.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.
  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 2010
  6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология в 2 ч. – М., 2005.
  7. Обухова Л. Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. – М., 2010
  8. Психолого–педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2007
  9. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 2007
  10. Фролова О.В. Формирование адекватного уровня тревожности. Бирский государственный институт,2008.
  11. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 2009
  12. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику.-СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2010.
  13. http://chadushko.com/about/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Программа по физическому воспитанию детей (фитнесс) дошкольного возраста

(от 6 месяцев до 3 лет).

Авторская программа педагога-психолога  центра Сайкиной Е.В.

Физическое  развитие детей от 6 месяцев до 1 года:

 

 

Цель развития – научить ребенка самостоятельно передвигаться и ориентироваться  в пространстве.

 

Задачи  развития –

- способствовать формированию  правильного изгиба позвоночника;

- правильно развивать своды  стопы;

- укреплять связочно-суставной  аппарат;

- развивать все группы мышц, в особенности мышцы-разгибатели.

 

Примерный план работы с детьми

на учебный  год.

 

Сентябрь:

- обучать движениям ползания  ребенка;

- закреплять умение лежать на  животе, опираясь на ладони выпрямленных  рук;

- развивать кисти рук ребенка,  учить захватывать, держать предметы;

- использовать на занятии мячи  различного диаметра.

 

Октябрь:

- учить ребенка поворачиваться  на бок о спины на живот;

- учить ребенка поворачиваться  на бок с живота на спину;

- развивать упор ног;

- стимулировать дальнейшее развитие  рук, манипуляцию с предметами, самостоятельное ползание.

 

Ноябрь:

- упражнять в умении сохранять  равновесие;

- учить ползать, подзывая к  себе и привлекая игрушкой;

- стимулировать к активному  и долгому ползанию;

- способствовать развитию умения  переступать вдоль барьера, придерживаясь за него руками.

 

Декабрь:

- поддерживать стремление ребенка  самостоятельно присаживаться из  лежачего положения;

-  поддерживать стремление ребенка  самостоятельно садиться, вставать  и опускаться, держась руками  за опору (из лежачего положения);

- переходить от одного предмета  к другому;

- поддерживать попытки ребенка  вползать по скату на горку  и спускаться с нее.

 

Январь:

- подниматься на горку по  лестнице, держась за перила;

- перелезать через препятствие;

- влезать в ящики;

- упражнять в умении сохранять  равновесие в различных положениях (сидя, стоя, переступая).

 

Февраль:

- объединять детей для выполнения  упражнения ползания;

- объединять детей для выполнения  упражнения  переступания;

- продолжать использовать на занятиях мячи различных размеров;

- использовать на занятии воздушные  шары.

 

Март:

- использовать на занятии   крупные сюжетные и музыкальные  игрушки;

- совершенствовать ранее освоенные  движения;

- закрепление навыков ходьбы, придерживаясь  за предметы;

- переходить от одного предмета  к другому;

 

Апрель:

- спокойно подниматься и спускаться  по лестнице и с горки;

- совершенствовать приседание  на корточки;

- совершенствовать умение взбираться  на невысокие предметы;

- свободно вставать и опускаться.

 

Май:

- закреплять умение стоять и  ходить;

- закреплять умение ориентироваться  в окружающем пространстве (игры  «Найди по голосу», «Достань  с горки Игрушку», «Собери раскатившиеся  шарики»,  «Догони собачку»);

- закреплять умение ползания;

- поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совместных действий, радостного сопереживания.

 

 

Ожидаемые результаты к концу учебного года – к концу учебного года ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки, начинает подниматься и спускаться по лестнице; ориентируется в окружающем пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Физическое  развитие детей

 от 1 года  до 2 лет:

 

 

Цель развития – совершенствовать у ребенка основные виды движения (ходьба, бег, лазание, ползание).

 

Задачи  развития –

- способствовать развитию центральной  нервной системы (тренировать  процессы возбуждения и торможения, их подвижность);

- совершенствованию деятельности  сердечно-сосудистой системы;

- совершенствованию деятельности дыхательной системы;

- способствовать правильному функционированию  внутренних органов, развитию  функции терморегуляции.

 

Примерный план работы с детьми на учебный  год.

 

Сентябрь:

- ходьба стайкой в прямом  направлении по лежащей на  полу дорожке;

- ходьба с помощью взрослого  вверх по доске, приподнятой  одним концом от пола;

- ходьба с помощью взрослого  вниз по доске, приподнятой  одним концом от пола;

- катание мяча (диаметр 25 см.) вперед (из исходного положения сидя).

 

Октябрь:

- катание мяча (диаметр 25 см.) вперед (из исходного положения стоя);

- ползание на расстояние до 2 м.;

- подлезание под веревку (высота 50 см.);

- пролезание в обруч (диаметр  50 см.).

 

Ноябрь:

- подъем на опрокинутый вверх  дном ящик (50*50*10 см.);

- спуск с опрокинутого вверх дном ящика (50*50*10 см.);

Информация о работе Отчет по практике в СЦ «Чадушко»