Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа
Целью исследования является углубление и закрепление научно – теоретических знаний по выбранной специальности, атак же выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога с детьми.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
развитие и укрепление интереса к выбранной профессии психолога;
закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно –психологич
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Детская психология…………………………………………..15
Природа детства и предмет детской психологии………………...15
Методы детской психологии……………………………………....16
История детства…………………………………………………….18
Теории психического развития ребенка…………………………..18
Обучение и психическое развитие………………………………...19
Проблемы периодизации детского развития……………….……..20
Связь обучения и психического развития детей………………….27
Характеристика работы детского клуба «Чадушко +»………………..29
2.1 Основные положения………………………………………………..29
2.2 Работа педагога – психолога в СЦ «Чадушко +»………………….31
2.3 Программы и методы работы психолога в СЦ «Чадушко»………34
4. Заключение……………………………………………………………….39
5. Список литературы………………………………………………………40
6. Приложения………………………………………………………………41
Содержание
2.1 Основные положения………………………………………………..
2.2 Работа педагога – психолога в СЦ «Чадушко +»………………….31
2.3 Программы и методы
работы психолога в СЦ «
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
6. Приложения……………………………………………………
Введение
Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Изучение психологии, наряду с другими науками, необходимо для выработки научного; материалистического мировоззрения. Современная психология делится на ряд отраслей. Наряду с общей психологией, изучающей закономерности психической жизни взрослого нормального человека, важнейшей отраслью психологии является: детская психология, изучающая психику ребёнка.
Объектом данной работы является детский развивающий клуб «Чадушко+», осуществляющий свою работу в г. Клин уже более 3 лет. Предмет исследования – особенности работы психолога с детьми дошкольного возраста.
Целью исследования является углубление и закрепление научно – теоретических знаний по выбранной специальности, атак же выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога с детьми.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
Ежедневно родителям, воспитателям приходится сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовывать свое поведение. Для этого нужны знания психологии, педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении личности ребенка. Именно поэтому прохождение практики в детском центре считается актуальным на сегодняшний день, так как полученные сведения и навыки впоследствии пригодятся для воспитания собственных детей.
Методической и
Глава 1. Детская психология
1.1 Природа детства и предмет детской психологии
Детство возникло в животном мире на определённом этапе филогенеза – и чем выше был уровень развития животных того или иного вида, тем продолжительнее было детство. Интеллектуальные формы поведения надстраиваются над его инстинктивными формами. Звенья интеллектуального поведения животных выпадали и замещались приобретёнными формами поведения. В ходе развития животного мира в поведении возникали постоянные новообразования там, где вытеснялись инстинктивные формы поведения и вытеснялось детство.
В процессе возникновения человека биологическая эволюция
прекращается. При переходе от обезьяны к человеку исчезают инстинктивные формы поведения, всё поведение человека становится приобретённым.
Человеческий младенец рождается беспомощным существом, и эта
беспомощность является величайшим приобретением человеческого рода. Становления беспомощного существа в субъекта многообразной человеческой деятельности как раз и есть предмет детской психологии.
Детская психология возникает с простого описания симптомов
возникновения и дальнейшего развития различных психических процессов у детей.
Детская психология – это одна из фундаментальных психологических дисциплин, поскольку она исследует возникновение, становление и основные этапы развития деятельности, сознания и личности в детский период жизни, а они, как известно, являются главными составляющими человеческой психики.
Фундаментальная проблема связи психического развития ребёнка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии.
Рост – это количественное изменение в процессе усовершенствования той или иной психической функции.
Развитие – качественные изменения психической функции, возникновение в ней определённых новообразований.
Л.С.Выготский выделил гипотезу, в которой говорилось о том, что
сознание человека имеет системное и смысловое строение – обобщение,
системное строение сознания – структура отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), при котором на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определённое место. «Ребёнок не есть маленький взрослый». Эмбриональное развитие в филогенетическом плане осуществляется путём радикального изменения самой закладки, а не просто надстройкой новых стадий на старые. В процессе эволюции онтогенез качественно перестраивался.
Анализ истории детства обнаруживает, что оно не только удлиняется, но и качественно изменяет как структуру, так и особенности всех своих стадий.
Высшие и конечные формы психического развития ребёнка вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы. В процессе освоения ребёнок постепенно овладевает содержанием, присущим идеальной форме. Усвоение является всеобщей формой психического развития детей.
1.2 Методы детской психологии
Борьба двух основных тенденций:
1. Феноменологического описания процессов развития психики ребенка, их симптомов.
2. Исследование внутренних закономерностей, которые лежат за этими
симптомами.
Сначала появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей и дневников. Затем стали создавать научные учреждения, где этот метод стал основным.
Стратегия наблюдения имеет немало отрицательных черт. Но главное – она чрезвычайно трудоёмка. Но есть и достоинства: перед нами развертывается конкретная жизнь отдельного ребёнка, которую можно сравнивать с другими конкретными наблюдениями и делать соответствующие выводы.
Метод специальных проб оказался эффективным и экономным и нашел своё применение. Его суть – определённый психический процесс замерялся в различных его состояниях у большого количества испытуемых. Данные замеров обрабатывались, выводилось средние показатели, и появлялись отдельные точки, соотносимые с возрастами. В последующем, стратегия срезов была соединена со способами лонгитюдного исследования.
Стратегия: постепенное наблюдение плюс экспериментальное исследование.
Прослеживались индивидуальные истории развития подростков, которые сопоставлялись друг с другом. Это позволило находить некоторые общие закономерности психического развития детей.
Л.С.Выготский: возникновение новой, экспериментально –генетической стратегии исследования: в лабораторных условиях необходимо воссоздать некоторую модель развития определенных функций или способности ребенка, которыми он ранее не обладал.
Хороший пример применения
метода интериорезации –
исследования Леонтьевым
1.3 История детства
Человек с самого своего рождения включается в общество и начинает
усваивать его достижения. Ребёнок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т.е. с достигнутым обществом, в котором он родился.
Понятие зрелости и взрослости – это понятия социально-исторические.
Л.С.Выготский выделил в развитии ребёнка три точки: социального
созревания, полового созревания и органического. В месте с усложнением общества положение ребёнка в нём существенно меняется. Дети работают вместе с взрослыми и участвуют в производстве как равноправные члены общества, выполняя серьезные общественные обязанности.
Овладение детьми орудиями труда расчленяется на 2 периода: овладение бытовыми орудиями, второй сдвигается куда-то вперёд и между ними образуется вакуум. Дети начинают представляться сами себе, возникают «детские сообщества», а следовательно, появление детской игры. В играх воспроизводится существующее в данном обществе отношение между людьми. Ребёнок в ходе игры выделяет и устанавливает задачи и мотивы разных форм человеческой деятельности, в том числе и трудовой.
1.4 Теории психического развития ребёнка
Ч.Дарвин впервые поставил вопрос о существовании особого закона
генеза. Геккель сформировал знаменитый биогенетический закон: в ходе
внутриутробного развития животные и человек выполняют кратко те стадии, которые проходит данный вид в своём филогенезе.
С.Холл сформировал подобный закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества.
И.П.Павлов показал, что существуют и приобретённые формы поведения – развитие человека стало сводиться к проявлению инстинктов и дрессуре. Затем Келлер открыл интеллект у человекообразных обезьян. Под влиянием З.Фрейда выдвинулась теория, в которой в качестве основного принципа лежал принцип удовольствия. Приобретённые формы поведения возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды. Штерн создал «теорию конвергенции». Психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями.
Гезел: Развитие не простая функция, а самообуславливающийся процесс, поскольку развитие – приспособление ребенка к окружающей социальной среде, т.е. адаптация.
Близнецовый метод сопоставлял коэффициенты различий в этом развитии, можно судить о взаимоотношении биологического и социального.
Психическое развитие происходит в обучении организованном регулированием процесса взаимодействия ребёнка с той идеальной формой, которую он должен достичь.
Обучение – это процесс взаимодействия ребёнка с идеальной формой,
опосредованной взрослым.
Процесс организованного воздействия на ребёнка оказывает влияние
на его психическое развитие. Нужно правильно организовывать этот процесс, чтобы получить вполне определённое развитие.
Основные концепции обучения и развития Торндайка, Пиаже и Выготского:
По Торндайку, обучение – это процесс приобретения навыков. Навыки
внутренне связаны с развитием психики, составляя в некотором смысле его базис, устоявшиеся типы.
Согласно Пиаже – психическое развитие – развитие интеллекта как
перехода от одних его стадии к другим. Обучение может быть эффективным лишь тогда, когда оно следует за развитием.
Выготский: «Зона ближайшего развития»: на прошлом этапе ребёнок решает с помощью других людей, в следующий раз он решает самостоятельно. Только такое обучение можно считать хорошим, которое создаёт зону ближайшего развития и тем самым идёт вперёд него.
Усвоение деталей научных понятий становится воротами, пройдя
которые дети оказываются на более высоком уровне сознания и мышления, нежели достигшие с помощью житейский понятий. Усвоение эмпирических знаний не требует от детей сколько-нибудь серьезного, абстрактного мышления. Оно использует возможности конкретно-наглядного детского мышления.