Отчет по практике в СЦ «Чадушко»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является углубление и закрепление научно – теоретических знаний по выбранной специальности, атак же выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога с детьми.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
развитие и укрепление интереса к выбранной профессии психолога;
закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно –психологич

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Детская психология…………………………………………..15
Природа детства и предмет детской психологии………………...15
Методы детской психологии……………………………………....16
История детства…………………………………………………….18
Теории психического развития ребенка…………………………..18
Обучение и психическое развитие………………………………...19
Проблемы периодизации детского развития……………….……..20
Связь обучения и психического развития детей………………….27
Характеристика работы детского клуба «Чадушко +»………………..29
2.1 Основные положения………………………………………………..29
2.2 Работа педагога – психолога в СЦ «Чадушко +»………………….31
2.3 Программы и методы работы психолога в СЦ «Чадушко»………34
4. Заключение……………………………………………………………….39
5. Список литературы………………………………………………………40
6. Приложения………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 210.50 Кб (Скачать)


Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Глава 1. Детская психология…………………………………………..15
    1. Природа детства и предмет детской психологии………………...15
    2. Методы детской психологии……………………………………....16
    3. История детства…………………………………………………….18
    4. Теории психического развития ребенка…………………………..18
    5. Обучение и психическое развитие………………………………...19
    6. Проблемы периодизации детского развития……………….……..20
    7. Связь обучения и психического развития детей………………….27
  3. Характеристика работы детского клуба «Чадушко +»………………..29

2.1 Основные положения………………………………………………..29

2.2 Работа педагога  – психолога в СЦ «Чадушко +»………………….31

2.3 Программы и методы  работы психолога в СЦ «Чадушко»………34

4. Заключение……………………………………………………………….39

5. Список литературы………………………………………………………40

6. Приложения………………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а  среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Изучение психологии, наряду с другими науками, необходимо для выработки научного; материалистического мировоззрения. Современная психология делится на ряд отраслей. Наряду с общей психологией, изучающей закономерности психической жизни взрослого нормального человека, важнейшей отраслью психологии является: детская психология, изучающая психику ребёнка.

Объектом данной работы является детский развивающий клуб «Чадушко+», осуществляющий свою работу в г. Клин уже более 3 лет. Предмет исследования – особенности работы психолога с детьми дошкольного возраста.

Целью исследования является углубление и закрепление научно – теоретических знаний по выбранной  специальности,  атак же выработать навыки практической и частично исследовательской  работы, ознакомиться с системой практической работы психолога с детьми.

Данная цель подразумевает  решение следующих задач:

    • развитие и укрепление интереса к выбранной профессии психолога;
    • закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно –психологических задач;
    • формирование профессионально – значимых качеств личности психолога, потребности в психологическом самообразовании;
    • формирование профессиональных знаний, умений, навыков;
    • формирование творческого исследовательского подхода к профессиональной психологической деятельности;
    • ознакомление с инструментарием, методами организации и проведения психологического исследования.

Ежедневно родителям, воспитателям приходится сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовывать свое поведение. Для этого нужны знания психологии, педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении личности ребенка. Именно поэтому прохождение практики в детском центре считается актуальным на сегодняшний день, так как полученные сведения и навыки впоследствии пригодятся для воспитания собственных детей.

Методической и методологической основой данной работы являются специализированная литература, а также методические пособия и рекомендации по психологии и педагогике, Интернет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Детская психология

1.1 Природа детства и предмет детской психологии

 

Детство возникло в животном мире на определённом этапе филогенеза –  и чем  выше  был  уровень  развития  животных  того  или   иного   вида,   тем продолжительнее   было    детство.    Интеллектуальные    формы    поведения надстраиваются над его инстинктивными  формами.  Звенья  интеллектуального поведения животных выпадали и замещались приобретёнными  формами  поведения. В  ходе  развития  животного   мира   в   поведении   возникали   постоянные новообразования  там,  где  вытеснялись  инстинктивные формы поведения   и вытеснялось детство.

        В   процессе   возникновения   человека   биологическая    эволюция

прекращается. При переходе от обезьяны  к  человеку  исчезают  инстинктивные формы поведения, всё поведение человека становится приобретённым.

       Человеческий  младенец  рождается   беспомощным   существом,   и   эта

беспомощность  является   величайшим   приобретением   человеческого   рода. Становления беспомощного  существа  в  субъекта  многообразной  человеческой деятельности как раз и есть предмет детской психологии.

        Детская  психология   возникает   с   простого   описания   симптомов

возникновения и  дальнейшего  развития  различных  психических  процессов  у детей.

       Детская психология  –  это  одна  из  фундаментальных  психологических дисциплин, поскольку она исследует  возникновение,  становление  и  основные этапы развития деятельности, сознания и личности в детский период  жизни,  а они, как известно, являются главными составляющими человеческой психики.

       Фундаментальная проблема связи психического  развития  ребёнка  с  его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и  педагогической психологии.

      Рост – это количественное изменение в процессе усовершенствования  той или иной психической функции.

       Развитие – качественные изменения психической  функции,  возникновение в ней определённых новообразований.

       Л.С.Выготский выделил  гипотезу,  в  которой  говорилось  о  том,  что

сознание  человека  имеет  системное  и  смысловое  строение  –   обобщение,

системное строение сознания  –  структура  отдельных  психических  процессов (восприятия,  памяти,  мышления  и т.д.),  при котором на  данной  стадии развития какой-нибудь процесс занимает определённое место. «Ребёнок не  есть маленький  взрослый».  Эмбриональное  развитие  в   филогенетическом   плане осуществляется путём радикального изменения  самой  закладки,  а  не  просто надстройкой  новых  стадий  на  старые.  В   процессе   эволюции   онтогенез качественно перестраивался.

       Анализ истории детства обнаруживает, что оно не только удлиняется,  но и качественно изменяет как структуру, так и особенности всех своих стадий.

      Высшие и конечные формы психического развития ребёнка  вовсе  не  даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно  в  идеальной  форме как  общественные  их  образцы.  В  процессе  освоения  ребёнок   постепенно овладевает  содержанием,  присущим  идеальной   форме.   Усвоение   является всеобщей формой психического развития детей.

 

1.2 Методы детской психологии

 

Борьба двух основных тенденций:

 1. Феноменологического описания процессов развития психики ребенка,    их симптомов.

   2.  Исследование  внутренних  закономерностей,  которые   лежат  за  этими

     симптомами.

    Сначала  появились  наблюдения   психологов   за   собственными   детьми, оформляемые в виде записей и дневников.  Затем  стали  создавать  научные учреждения, где этот метод стал основным.

       Стратегия наблюдения имеет немало отрицательных черт. Но главное – она чрезвычайно трудоёмка. Но есть и достоинства: перед  нами  развертывается конкретная жизнь отдельного ребёнка, которую можно сравнивать  с  другими конкретными наблюдениями и делать соответствующие выводы.

       Метод специальных проб оказался эффективным и экономным и нашел своё применение. Его суть  –  определённый  психический  процесс  замерялся  в различных его состояниях у большого количества испытуемых. Данные замеров обрабатывались, выводилось  средние  показатели,  и появлялись  отдельные точки, соотносимые с возрастами. В  последующем,  стратегия  срезов  была соединена со способами лонгитюдного исследования.

       Стратегия: постепенное наблюдение плюс экспериментальное исследование.

   Прослеживались  индивидуальные  истории  развития   подростков,   которые сопоставлялись друг с другом.  Это  позволило  находить  некоторые  общие закономерности психического развития детей.

        Л.С.Выготский:  возникновение  новой,   экспериментально –генетической стратегии исследования: в  лабораторных  условиях  необходимо  воссоздать некоторую модель развития определенных функций или  способности  ребенка, которыми он ранее не обладал.

       Хороший  пример  применения  метода  интериорезации  –   исследования Леонтьевым процесса  первичного формирования у человека  тонального  слуха как своеобразной сенсорной способности (Давыдов,  Маркова,  Эльконин).  В детской психологии  наиболее  перспективна  экспериментально-генетическая стратегия исследования.

 

 

1.3 История детства

 

       Человек с самого своего рождения  включается  в  общество  и  начинает

усваивать его  достижения. Ребёнок вступает во взаимодействие с  некоторой идеальной формой, т.е. с достигнутым обществом, в котором он родился.

       Понятие зрелости и взрослости – это понятия социально-исторические.

       Л.С.Выготский  выделил  в  развитии  ребёнка  три  точки:  социального

созревания, полового созревания и органического. В  месте  с  усложнением общества положение ребёнка в  нём  существенно  меняется.  Дети  работают вместе с взрослыми и участвуют в производстве  как равноправные  члены общества, выполняя серьезные общественные обязанности.

Овладение детьми орудиями труда расчленяется на 2  периода: овладение бытовыми  орудиями,  второй  сдвигается  куда-то  вперёд  и  между   ними образуется вакуум. Дети  начинают  представляться  сами  себе,  возникают «детские сообщества», а следовательно, появление детской  игры.  В  играх воспроизводится существующее в данном обществе  отношение  между  людьми. Ребёнок в ходе игры выделяет и устанавливает задачи и мотивы разных  форм человеческой деятельности, в том числе и трудовой.

 

1.4 Теории психического развития ребёнка

 

Ч.Дарвин  впервые  поставил  вопрос  о  существовании  особого  закона

генеза. Геккель  сформировал  знаменитый  биогенетический  закон:  в  ходе

внутриутробного развития животные и человек выполняют  кратко  те  стадии, которые проходит данный вид в своём филогенезе.

С.Холл  сформировал  подобный  закон  для  послеутробного   развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества.

И.П.Павлов показал, что существуют и приобретённые формы  поведения  – развитие человека стало сводиться к  проявлению  инстинктов  и  дрессуре. Затем Келлер открыл интеллект у человекообразных обезьян. Под  влиянием  З.Фрейда  выдвинулась  теория,  в  которой  в  качестве основного  принципа  лежал  принцип  удовольствия.  Приобретённые   формы поведения  возникают  не  прямо  под  влиянием  наследственности,  а  под воздействием  окружающей  среды. Штерн создал  «теорию   конвергенции». Психическое развитие является результатом конвергенции внутренних  данных с внешними условиями.

Гезел: Развитие не простая  функция, а  самообуславливающийся  процесс, поскольку развитие  –  приспособление  ребенка  к окружающей  социальной среде, т.е. адаптация.

Близнецовый метод сопоставлял  коэффициенты различий в  этом  развитии, можно судить о взаимоотношении  биологического и социального.

 

    1. Обучение и психическое развитие

 

Психическое  развитие  происходит   в   обучении   организованном регулированием процесса  взаимодействия  ребёнка  с  той  идеальной  формой, которую он должен достичь.

        Обучение – это процесс взаимодействия ребёнка с идеальной  формой,

опосредованной  взрослым.

        Процесс организованного воздействия на ребёнка  оказывает  влияние

на его психическое  развитие. Нужно правильно  организовывать  этот  процесс, чтобы получить вполне определённое развитие.

Основные концепции  обучения и развития Торндайка, Пиаже  и Выготского:

По Торндайку, обучение – это процесс приобретения навыков.  Навыки

внутренне связаны  с развитием психики,  составляя  в  некотором  смысле  его базис, устоявшиеся типы.

        Согласно Пиаже – психическое развитие –  развитие  интеллекта  как

перехода от одних его стадии к другим. Обучение может быть эффективным  лишь тогда, когда оно следует за развитием.

        Выготский: «Зона ближайшего развития»: на прошлом  этапе  ребёнок решает с помощью других людей, в следующий  раз  он  решает  самостоятельно. Только  такое  обучение  можно  считать  хорошим,   которое   создаёт   зону ближайшего развития и тем самым идёт вперёд него.

        Усвоение  деталей  научных  понятий  становится  воротами,  пройдя

которые дети оказываются  на  более  высоком  уровне  сознания  и  мышления, нежели достигшие с помощью житейский понятий. Усвоение  эмпирических  знаний не требует от детей сколько-нибудь серьезного,  абстрактного  мышления.  Оно использует возможности конкретно-наглядного детского мышления.

Информация о работе Отчет по практике в СЦ «Чадушко»