Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа
Целью исследования является углубление и закрепление научно – теоретических знаний по выбранной специальности, атак же выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога с детьми.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
развитие и укрепление интереса к выбранной профессии психолога;
закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно –психологич
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Детская психология…………………………………………..15
Природа детства и предмет детской психологии………………...15
Методы детской психологии……………………………………....16
История детства…………………………………………………….18
Теории психического развития ребенка…………………………..18
Обучение и психическое развитие………………………………...19
Проблемы периодизации детского развития……………….……..20
Связь обучения и психического развития детей………………….27
Характеристика работы детского клуба «Чадушко +»………………..29
2.1 Основные положения………………………………………………..29
2.2 Работа педагога – психолога в СЦ «Чадушко +»………………….31
2.3 Программы и методы работы психолога в СЦ «Чадушко»………34
4. Заключение……………………………………………………………….39
5. Список литературы………………………………………………………40
6. Приложения………………………………………………………………41
В основе всякого действия лежит определённая ориентировочная основа. В среде инвариантности предметов возможности детей оказались значительно шире, чем те, которые констатировались при обычной стратегии исследования. Чтобы исследовать формирование новых возможностей содержание усеваемого, предложить для усвоения более глубокое содержание. Раскрытие ребёнку предмета той или иной науки должно опираться на репрезентацию ему общих и фундаментальных отношений, лежащих в основе всех конкретных явлений, изучаемых данной научной дисциплиной. Под руководством педагога дети овладевали действиями по изменению вещей и по фиксации, форме моделей выявляемых свойств и их отношений. Действия вначале выполнялись во внешней форме, а затем постепенно интериоризировались, становились умственными. В результате младшие школьники овладевали методами выделения свойств, относящихся к изучаемой сфере действительности, и уже непосредственно «видели» в вещах искомые свойства и отношения.
Детям предлагались разнообразные задачи, от классификации слов по
категориям языка до относительно сложного определения грамматического строя другого языка. Проводились экспериментальные программы обучения по математике и грамматике – следовательно возрос интерес детей к этим занятиям (Эльконин, Давыдов).
Дети 8-ми лет вполне способны
понять и использовать
Таким образом, дети обладают значительно большими возможностями усвоения и связанного с ним психического развития, чем принято думать.
Глава 2. Характеристика работы детского клуба «Чадушко +»
Студент проходил практику в детском клубе «Чадушко +» в течение 2 недель с 6 июля по 19 июля. Данное учреждение находится в г. Клин по улице Гагарина 8 (ТЦ «Континент») и осуществляет свою деятельность на основе Устава. «Чадушко +» успешно функционирует в нашем городе уже более 3 лет.
Основная работа детского клуба «Чадушко +»:
Сегодняшнее расположение детского центра является очень выгодным, огромным плюсом является:
Помещение, в котором располагается центр называется «Чадо – остров» и имеет небольшие размеры, но это никак не отражается на
продвижении и предоставлении услуг. Детский клуб состоит из 2 комнат, одна из которых служит детской игровой площадкой, а другая используется как кабинет для общения с психологом, логопедом, а так же проведением развивающих занятий с детьми. Освещенность в помещениях достаточно хорошая, так как в наличии имеется большой оконный проем, для удобства расположения клиентов имеется достаточное количество посадочных мест, небольшая раздевалка, а так же в помещении играет приятная для детей и родителей музыка. В зоне игровой площадки располагается батут и огромное количество игрушек для детей разных возрастов, и ваш ребенок всегда найдет себе занятие по душе.
Интерьер данного центра очень оригинален, стены помещения украшают фотографии детей, обучающихся в центре, а так же сувениры и подарки, принесенные родителями в знак благодарности коллективу центра.
В «Чадушко +» работают высококвалифицированные сотрудники, которые обладают достаточными навыками, знаниями и опытом в сфере своей деятельности, каждый их них работает по собственным авторским методикам и программам. Директор и основатель семейного центра «Чадушко +», учитель высшей категории – Старикова Наталья Сергеевна – автор программы развития личности «Мы счастливы», которая успешно реализуется для школьников Москвы и Московской области. Более 500 школьников Московского региона стали участниками этой уникальной программы, проводимой на выезде в Крыму, Одессе и Болгарии.
«Чадо – остров» - это интерактивное пространство для гармоничного развития маленького человека и его семьи. Это центр развития и развлечений для маленьких жителей города Клин и их родителей. Сюда с удовольствием приходят дети и взрослые, чтобы общаться друг с другом, вместе развиваться и творить, отдыхать и веселится.
Основной целью как детского психолога, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи:
От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям.
Основными видами деятельности детского психолога СЦ «Чадушко+» являются:
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога с детьми.
Психологическая профилактика - малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском центре психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.
Основная сложность, с
которой может встретиться псих
Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психопрофилактике инициатива целиком исходит от психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Практический психолог должен следить за соблюдением в детском центре условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
Консультативная работа в детском центре имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.
Задача психодиагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также родителям.
Рабочий день психолога в детском центре «Чадушко +» длится 6 часов и может, например, чередоваться через день - работа с 8.00 до 14.00 или с 13.00 до 19.00 часов. Психолог проводит как групповые, так и индивидуальные занятия и консультации. Это может быть как работа с детьми разных возрастов, так и работа с их родителями.
Основная цель занятий с психологом – гармоничное развитие личности ребенка. Большое внимание уделяется развитию сенсорного и эмоционального интеллекта ребенка, развитию речи, памяти и вниманию. Здесь учат детей нестандартно и творчески мыслить. Все занятия проходят в игровой форме. Они составлены с учетом психологических особенностей каждого возраста, что позволяет добиться лучших результатов. Небольшие группы позволяют уделить внимание каждому ребенку, а частая смена видов деятельности и тщательный подбор предлагаемых к выполнению упражнений, позволяют продуктивно позаниматься, поиграть и развиться, но при этом не устать, как годовалому малышу, так и 7-летнему ребенку.
Адаптивная программа. Работа психолога с гиперактивными детьми и детьми со страхами в дошкольном возрасте. (Приложение 1)
Актуальность проблемы.
В пособии содержатся подробные конспекты групповых занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью и управление двигательной активностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.
Мы решили, что в программу необходимо внести дополнения, так как многие психологи рекомендуют создавать коррекционные группы, в которых решатся несколько проблем. В нашем случае это дети с наличием страхов и гиперактивные дети. В программу мы включили следующие игры: