Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа
Целью исследования является углубление и закрепление научно – теоретических знаний по выбранной специальности, атак же выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога с детьми.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
развитие и укрепление интереса к выбранной профессии психолога;
закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно –психологич
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Детская психология…………………………………………..15
Природа детства и предмет детской психологии………………...15
Методы детской психологии……………………………………....16
История детства…………………………………………………….18
Теории психического развития ребенка…………………………..18
Обучение и психическое развитие………………………………...19
Проблемы периодизации детского развития……………….……..20
Связь обучения и психического развития детей………………….27
Характеристика работы детского клуба «Чадушко +»………………..29
2.1 Основные положения………………………………………………..29
2.2 Работа педагога – психолога в СЦ «Чадушко +»………………….31
2.3 Программы и методы работы психолога в СЦ «Чадушко»………34
4. Заключение……………………………………………………………….39
5. Список литературы………………………………………………………40
6. Приложения………………………………………………………………41
Стратегия Выготского применительно к новым исследовательским
задачам была уместна и модифицирована, превратившись в метода, который называют генетико-модулирующим или экспериментом.
1.6 Проблемы периодизации детского развития
Процесс развития ребёнка прежде всего нужно рассматривать как
процесс стадиальный.
Определённый возраст в жизни ребёнка или соответствующий период
развития – это относительно замкнутый период.
Характеристика показателей периода:
1. Определенная социальная ситуация, в которую вступает ребенок со
взрослыми в данный период.
2. Основной или ведущий тип деятельности.
3. Основные психические новообразования
Классифицируются по двум типам:
1. Моносимптомотическое выделение периодов (по одному признаку).
Блонский: «Энергетический баланс» (беззубое, молочнозубное и постоянно зубное детство).
2. Полисимптоматическая
классификация: типична для
Выделяют два типа развития ребёнка:
1. Стабильные периоды. Текут очень медленно с незаметными изменениями.
2. Критические
периоды – стремительное
Периодизация детства:
1. Кризис новорожденности
2. Младенчество (1-й год жизни)
3. Кризис первого года
4. Кризис детства
5. Кризис 3-х лет
6. дошкольное детство
7. Кризис 7-ми лет
8. Младший школьный возраст
9. Кризис 11-12 лет
10. Подростковое детство
Кризис новорожденного. Рождение – это кризис, т.к. родившийся ребёнок попадает в совершенно новые условия своего существования. Человеческое дитё наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. В этот период вообще нельзя рассматривать ребёнка отдельно от взрослого, т.к. ребёнок ещё не обладает никакими способностями взаимодействия со взрослыми.
Существуют три точки зрения окончания периода новорожденности:
1. Рефлектосоматическая. С момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-ого, начало 2-ого месяца).
2. Физиологическая точка зрения. Базируется на предположении, что этот
период заканчивается тогда, когда ребёнок восстанавливает свой первоначальный вес, т.е. с момента установления равновесия со средой.
3. Психологическая позиция. Связана с определенным концом этого периода через повышения у ребёнка хотя бы намёка на его взаимодействии со взрослым (1,6-2 месяца). То, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде.
Младенчество (первый год жизни). На первом году жизни ребенка на фоне его хаотичной деятельности дыхательной активности появляются ощупывающие движения. В зрительной системе присутствует слежение, конвергенция, сосредоточение, реакция на новое. Сначала ребёнок сосредотачивается на предмете, потом поднимаются руки, он что-то ловит в воздухе и схватывает предмет. Основной тип деятельности ребенка на 1-ом году жизни – непосредственно - эмоциональное общение со взрослыми. Кризис 1-го: года ребенок начинает ходить, жесты становятся более понятны, затем появляются слова – следовательно ребёнок приближается ко взрослому. Слова возникают у ребенка с эмоциональных ситуаций, которые воспринимаются им как нечто целое. Затем, манипуляционная деятельность, связанная с усвоением общественно выработанных способов действий с предметами. Восприятие вплетено в предметную деятельность ребенок и выступает ориентирующим в ней образованием
Раннее детство (от 1 до 3-х лет). Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей. Раннее детство – плохо изученный период. Известны только описательные, причем, только отрицательные его характеристики. Ребёнок – раб зрительного восприятия (Штерн). Предметы притягиваю ребёнка (Левин).
1. Ребенок не может открывать общественно выработанных способов
употребления вещей.
2. На вещи не «написано» для чего она служит.
3. Орудие
вспомогательного средства
должно быть подчинено логике этого орудия.
4. В орудие и способе его употребления в снятом виде заключается цель,
которая может быть достигнуты этим предметом.
Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы. В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение со взрослыми.
Кризис 3-х лет
1. Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых.
2. Упрямство – реакция не на предложение, а на собственное решение.
3. Симптом обесценивается. Дети начинают любимых мам, бабушек, пап, называть ругательными словами.
Дошкольный возраст. Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка с взрослым решается формой идеальной совместной жизни со взрослыми. Основной деятельностью является игра.
Единицы, компоненты игры:
1. Роль взрослого человека, которую ребёнок берет на себя.
2. Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни.
3. Игровые действия. Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка. Перенос знаний в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре – школа произвольного поведения. В игре ребёнок «вращается», меняет свою позицию. Необходимо, чтобы ребёнок учился по программе, составленной взрослым. Мышление в этот период наглядно- образное.
Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий.
Кризис ребенка 7-ми лет – потеря ребёнком непосредственности.
Младший школьный возраст. Ведущая деятельность – учебная. Будучи общительным по своему смыслу, содержанию форм, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, её продукты есть продукты индивидуального усвоения. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать своё поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое мышление. После младшего школьного возраста наступает критический период 11-12 лет, а затем подростковый возраст и ранняя юность.
Периодизация детства – проблема, прямо связанная с законом развития
ребёнка, с пониманием
действующих сил этого
Разделяется на 2 системы:
1. Для
субъектов исторического процес
2. Для массы населения (технические школы)
Система (человек-предмет) Пиаже
Система (человек-человек) Фрейд
Человек – это предмет более динамичный, лабильный, у него меняется
настроение. Человек не должен приспосабливаться к физическим свойствам предмета и качествам, а эти свойства сами должны быть ориентирами для овладения человеком способами его общественного местоположения. Эти две системы имеют общий знаменатель: вещь – это нечто объективное, на чем лежит печать способов её употребления. Моменты, кода расхождения между этими двумя системами принимает наибольшую величину, называются кризисами, после которой идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период но каждая из сторон подготавливает развитие другой – закон периодичности.
Проблема периодизации психического развития в детском возрасте. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающего поколения. Процессы психического развития теснейшим образом связаны с обучением и воспитание ребёнка.
П.П.Блонский указывал на историческую изменчивость процессов
психического развития и на возникновение в ходе исторического развития
новых периодов детства. Он был противником чисто эволюционистских представлений о ходе детского развития. Детское развитие – процесс качественных преобразований, сопровождающийся переломами, скачками. Критические периоды переменяют стабильные, и они являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребёнка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путём.
В конце 1930-х гг. Леонтьев и Рубинштейн начали рассматривать проблему становления и развития психики и сознания, вводя в неё понятие деятельности. В изучении развития психики ребёнка, считал Леонтьев, следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных, конкретных условиях его жизни. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности. Процесс психического развития нельзя понять без глубокого исследования содержательно-предметной стороны деятельности. При рассмотрении психического развития имеет место своеобразный дуализм и параллелизм двух основных линий развития: мотивационно-потребностной сферы и интеллектуальных процессов.
Система ребенок – вещь в действительности является системой. Ребёнок – общественный предмет. При усвоении общественно-выработанных способов действия с предметами, происходит формирование ребёнка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существующих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в собственной деятельности детей, в их сообществах, группах и коллективах.
Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми представляет собой ведущую деятельность младенца, на фоне и внутри которой формируются ориентировочные и сенсомоторно - манипулятивные действия. В процессе усвоения действия как бы отделяются от предмета, на который они были первоначально усвоены.
Именно предметно-орудийная деятельность, в процессе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами, является ведущей в раннем детстве. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра в её наиболее развёрнутой форме, т.к. ребёнок моделирует в неё отношения между людьми.
У детей младшего школьного возраста ведущая деятельность – обучение. Переход к подростковому периоду выделен в психологии как наиболее критический. В подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность общения. Кодекс товарищества имеет большое значение для становления личности подростка. Личное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются свойственные участникам взгляды на жизнь, на отношения между людьми, формируются личные смыслы жизни.
Система ребёнок – общественный взрослый (эмоциональная реакция, ролевая игра, интимно-личностные отношения). У детей развивается преимущественно мотивационно - потребностная сфера.
Система ребёнок – общественный предмет (манипулятивная, учебная деятельности) происходит формирование интеллектуальности ребёнка.
1.7 Связь обучения и психического развития детей
Исторический опыт человечества вопиющей в произведениях человеческой культуры, в продуктах физического и духовного труда. Стратегия активного формирования – это создание экспериментальных моделей психического развития, а тем самым выяснение существенных условий управления ими.
В исследованиях обнаружилось, что овладение детьми эталонами цвета и геометрической формой и их использование для распознания различных объектов проходят несколько этапов. Следовательно, развитие восприятия происходит не спонтанно, а под влиянием обучения, в процессе которого ребёнок овладевает специальным сенсорным опытом.