Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования: Изучение и анализ состояния «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям.
Объект исследования: «Я-концепция» подростков, склонных к правона-рушениям.
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития «Я-коцепции» в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Развитие «Я-концепции» и факторы, ее определяющие 14
1.3. Особенности «Я-концепции» в подростковом возрасте и их проявления у подростков, склонных к правонарушениям 18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирические исследования выявления особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям. 24
2.1. База и методы исследования «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям 24
2.2. Выявление особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям 25
Вывод по главе 2……………………………………………………………..…..30
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Биполярность (двухполюсность) факторов относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения, отсутствует также невольно предполагающаяся между полюсами область неопределенных и нулевых значений.
2. Экспериментальный.
В нашем исследовании соблюдались необходимые условия проведения. Эксперимент проводится в просторном, имеющем хорошее освещение и венти-ляцию помещении. Перед началом тестирования необходимо убедиться в дее-способности каждого испытуемого – в том, что он здоров и желает участвовать в исследовании. Испытуемые должны сидеть за столом по одному, чтобы не отвлекаться друг на друга; тестирование проводится в середине дня – предполо--жительно с 12 до 14 часов. Процедура исследования следующая: испытуемому выдается карандаш и бланк ответов, зачитывается инструкция, уточняется понимание инструкции испытуемыми; затем исследователь зачитывает вопрос, а испытуемый должен отметить ответ в бланке.
3. Обработка полученных результатов.
На данном этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов.
2.2. Выявление особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям
Нами было проведено исследование особенностей «Я-концепции» подростков реабилитационного центра с использованием вышеперечисленных методик.
В ходе исследования уровней самоуважения и самоунижения подростков с помощью теста-опросника «Шкала самоуважения Розенберга», нами были получены результаты, представленные в Таблице 1.
Таблица 1.
Результаты теста «Шкала самоуважения Розенберга».
Вопросы теста | Ответы респондентов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие. | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником. | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство. | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 |
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
6. Я к себе хорошо отношусь. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 |
7. В целом я удовлетворен собой. | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
8. Мне бы хотелось больше уважать себя. | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош. | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
∑ | 19 | 22 | 19 | 23 | 25 | 19 | 22 | 23 | 20 | 22 |
Анализ полученных данных свидетельствует, что 3 из 10 подростков (30 %) склонны к самоунижению, 1 – на грани между самоунижением и самоуважени-ем, остальные 6 склонны к самоуважению, но при этом верхняя граница состав-ляет всего 25 баллов.
Представленные данные говорят о том, что 30% подростков центра (3 чел.) склонны к тревожности, у них часто возникает депрессивное состояние. Такие подростки, ввиду развивающегося на фоне низкой самооценки личностного дис-комфорта, чаще всего расцениваются склонными к правонарушениям [21, 365].
Следующим проведенным тестом был тест, «Потребность в общении», выбранный нами для диагностики уровня потребности в общении у подростков в результате были получены данные, представленные на рис.1.
Рис.1. Результаты теста «Потребность в общении».
Условные обозначения:
20% - высокая потребность в общении (2 чел.)
30% - средняя потребность в общении (3чел)
50% - низкая потребность в общении (5 чел.)
Половина респондентов (5 чел.) имеют низкую потребность в общении, 30% (3 чел.) – среднюю, 20% (2 чел.)– высокую. Это свидетельствует о том, что под-ростки центра не любят участвовать в совместных мероприятиях, не стремятся расширить сферу своего общения, они не могут делиться переживаниями с другими, это, как правило, очень замкнутые люди, они чаще всего становятся склонными к правонарушениям, поскольку у них нет сильных переживаний при разрыве отношений с другими людьми, они не склонны к сопереживанию, у них отсутствует стремление помогать другим, и проявлять участие. Из 5 обсле-дуемых, имеющих низкую потребность в общении, 3 набрали наименьшее коли-чество баллов по тесту «Шкала самоуважения Розенберга» (19), что говорит о том, что в совокупности двух проведенных тестов у них повышенная вероят-ность того, что они могут стать правонарушителями.
Следующая, используемая нами методика, была методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла. Результаты были проанализированы по 17 факторам, они представлены в Приложении 4. Вследствие проведенного иссле-дования нами были обнаружены 2 респондента, которые могут быть склонны к правонарушениям, так как именно у них выявились социально-психологические эмоциональные, и интеллектуальные особенности, указывающие на характе-ристику их «Я-концепции». Рассмотрим интерпретацию результатов теста Кет-телла по этим подросткам:
1. Павел С.:
По социально-психологическим особенностям (экстраверсия – интровер-сия): Сдержан в межличностных контактах, испытывает трудности в непосред-ственном и социальном общении, замкнут, направлен на свой внутренний мир. Интроверсия.
По социально-психологическим особенностям (коммуникативные свой-ства): Независимость характера, настороженность и проницательность по отно-шению к людям, зависимость от группы и общественного мнения. Могут быть невротические реакции.
По эмоциональным характеристикам личности: Эмоциональная неустойчи-вость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрирован-ность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффективность, зависимость от настроений. Невротический синдром тревожности, направлен-ность на разрешение внутренних конфликтов. Низкая чувствительность, некото-рая эмоциональная уплощенность. Развитое воображение, склонность к мечта-тельности, рефлексии, недовольство собой, подверженность сомнениям, стрем-ление к самосовершенствованию, поискам стимулов для воображения. Направ-ленность на свой внутренний мир, низкая прагматичность в поведении, затруд-нения при решении задач.
По интеллектуальным характеристикам личности: Невысокая оператив-ность мышления, невысокий уровень общей культуры и эрудиции, критичность и консерватизм в принятии нового, сниженный интерес к новым интеллект-уальным знаниям. Такой человек обладает развитым воображением, умением оперировать абстракциями - данное свойство влияет на такую черту личности, как мечтательность Решение интеллектуальных задач затруднено. Высокие оценки по факторам Е и N компенсируют трудности в принятии интеллект-уальных житейских решений. Высокая оценка по фактору Е и низкая - по факто-ру N характеризуют склонность к доминантности и консервативному упрямству.
Самооценка: Заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.
2. Виктор Д.:
По социально-психологическим особенностям (экстраверсия – интровер-сия): Сдержанность в установлении как межличностных, так и социальных кон-тактов. В поведении - экспрессивность, импульсивность, в характере проявляя-ются застенчивость и внешняя активность, склонность к индивидуальной деятельности Склонность к интроверсии.
По социально-психологическим особенностям (коммуникативные свой-ства): Независимость характера, настороженность и проницательность по отно-шению к людям, зависимость от группы и общественного мнения. Могут быть невротические реакции.
По эмоциональным характеристикам личности: Эмоциональная неустой-чивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрирован-ность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффективность, зависимость от настроений. Невротический синдром тревожности, направлен-ность на разрешение внутренних конфликтов. Низкая чувствительность, некото-рая эмоциональная уплощенность, прагматичность, ориентированность на объективную реальность, следование земным принципам. При этом личности присущи неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах. Высокие оценки по факторам N и Q4 говорят о том, что можно диагностировать как невротический синдром.
По интеллектуальным характеристикам личности: Невысокая оператив-ность мышления, неумение актуализировать свои знания, низкая общая культура и эрудированность, консерватизм и критичность в принятии новых интеллект-уальных знаний, сниженные интеллектуальные интересы, конкретность вообра-жения, направленность на практическую, конкретную деятельность. (Высокие оценки по факторам Е и N не влияют на интеллектуальные, но обостряют нега-тивные свойства личности: доминированность, житейская изворотливость, упрямство.)
Самооценка: Заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.
В результате проведенного исследования выявилось, что 20% респондентов (2 чел.) по тесту «Шкала самоуважения Розенберга» склонны к самоунижению, по тесту «Потребность в общении» они имеют низкую потребность в общении, и они же по методике многофакторного исследования личности Р.Кэттелла обладают такими личностными чертами, что в совокупности трех тестов их можно отнести к подросткам, склонным к правонарушениям. Из данных исследования следует, что в «Я-концепции» этих подростков преобладают такие характеристики, как заниженная самооценка, склонность к самоунижению, сдер-жанность в установлении межличностных и социальных контактов, замкнутость; на первый план в психоэмоциональной сфере выступают такие характеристики как тревожность, раздражительность, зависимость от мнения группы, низкий уровень эмпатии.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2
1. Для выявления особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям, нами были выбраны следующие методики исследования: тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга», тест «Потребность в обще-нии» (Елисеев) и методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла.
2. В результате проведенного исследования выявилось, что 20% респондентов (2 чел.) по тесту «Шкала самоуважения Розенберга» склонны к самоунижению, по тесту «Потребность в общении» они имеют низкую потребность в общении, и они же по методике многофакторного исследования личности Р.Кэттелла обладают такими личностными чертами, что в совокупности трех тестов их можно отнести к подросткам, склонным к правонарушениям: в «Я-концепции» этих подростков преобладают такие характеристики, как заниженная самооцен-ка, склонность к самоунижению, сдержанность в установлении межличностных и социальных контактов, замкнутость; на первый план в психоэмоциональной сфере выступают такие характеристики как тревожность, раздражительность, зависимость от мнения группы, низкий уровень эмпатии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на работы Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса, Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, К.Левина, мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные ком-поненты. При изучении теоретических аспектов, связанных с проблемой фор-мирования «Я-концепции» подростков, нами были выделены факторы, влияющие на её развитие.
В результате анализа литературы мы определили особенности развития «Я-концепции» у подростков. В соответствии с выделенными компонентами «Я-концепции» нами были отобраны методы, позволяющие определить уровень сформированности компонентов у старших подростков. Респондентами в нашем исследовании выступили подростки социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Зима.
Для оценки самоотношения у подростков был использован тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга», в результате у трех респондентов была выявлена склонность к самоунижению. Для диагностики потребности в общении был использован тест «Потребность в общении», в результате выявилось, что 5 респондентов имеют низкую потребность в общении. Для получения информации о личностных чертах подростков социально-реабилитационного центра была использована методика многофакторного исследования личности Р.Кэттелла. Вследствие проведенных тестов были выявлены два подростка, склонные к правонарушениям. Гипотеза работы была подтверждена, действии-тельно, «Я-концепция» подростков, склонных к правонарушениям, имеет свой-ства и особенности, определяющие их поведение.
Прикладное значение проведенного исследования заключается в том, что экспериментально выявленные особенности «Я-концепций» подростков, склон-ных к правонарушениям, могут служить ранними диагностическими признаками возможных отклонений в поведении, и позволят практикам принимать свое-временные меры по профилактике подростковых правонарушений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г. С.Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. А.А. Бодалёва, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980. -Т.1. 230 с. Т.2. 288 с.
3. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 352с.
4. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
5. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
Информация о работе Особенности «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям