Особенности «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение и анализ состояния «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям.
Объект исследования: «Я-концепция» подростков, склонных к правона-рушениям.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития «Я-коцепции» в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Развитие «Я-концепции» и факторы, ее определяющие 14
1.3. Особенности «Я-концепции» в подростковом возрасте и их проявления у подростков, склонных к правонарушениям 18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирические исследования выявления особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям. 24
2.1. База и методы исследования «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям 24
2.2. Выявление особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям 25
Вывод по главе 2……………………………………………………………..…..30

Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

особенности «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критич-ности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.

Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в кол-лективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое поло-жение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пре-небрежение, недооценка же приводит  к  возникновению неуверенности, от-чужденности у подростка [6, 16].

Выше мы рассмотрели факторы, которые в той или иной степени влияют на развитие позитивной или негативной «Я-концепции» подростков. К ним отно-сятся поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых дру-гих, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка.

Отсутствие какого-либо из факторов или негативное его влияние может стать причиной неправильного развития «Я-концепции» ребенка, что влечет откло-нения в поведении, в том числе и склонность к правонарушениям.

 

1.3. Особенности «Я-концепции» в подростковом возрасте и их проявления у подростков, склонных к правонарушениям

 

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [21, 115].

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосоз-нание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценива-ния и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповто-римость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, посте-пенно у подростка формируется своя «Я-концепция», которая способствует даль-нейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

С.Л.Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке [22, 112].

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более пере-носится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

Самооценка представляет собой центральное образование «Я-концепции» личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию лич-ности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изна-чально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значитель-ной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение челове-ка к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место [21, 360].

Здесь следует отметить такую составляющую, как адекватность самооценки. Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности само-оценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оце-нивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важ-ными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств [5, 120].

При оценке динамики самооценки наиболее очевидны изменения в содержа-тельной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относи-тельно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников.

Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются и их суждения относительно своих недостатков [8, 34].

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты – доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позво-ляет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходи-мость от них избавиться.

Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего «Я» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интел-лектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценност-ного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

Содержание самооценки девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направ-лены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.

Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формиро-ванию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определен-ная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успева-емости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки же с неадекватной самооценкой име-ют меньшее поле интересов, низкую активность и мотивацию на различные ви-ды деятельности, а также на межличностные контакты.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям, склонны к девиантному поведению.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда посто­янно отсутствует реализация одной из фундаментальных потребностей чело­века — потребности в уважении, у подростка развивается резкое ощущение личност­ного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоя­нии острого дискомфорта и дистресса, и подросток не может не искать выхода из сложив­шейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве [21, 365].

Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности адекватна его самооценке или превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это под­твер­ждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворе­нию потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенно­сти, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Часто такие неформаль­ные группы оказываются криминальными и могут оказать значительное нега­тивное влияние на психику подростка, его поведение, отношение и самоотно­шение.

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

 

1.             В результате анализа изученной литературы мы определили понятие «Я-кон­цепции», как системы представлений субъекта о самом себе, системы установок, направленных на самого себя, системы различных механизмов, системы осуществления множественных «Я»; охарактеризовали её струк­тур­ные компоненты (когнитивный, аффек­тивный, поведенческий).

2.             Далее нами были выделены факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование Я-концепции подростков, а именно: поведение ро­дителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ре­бёнка.

3.             Нами были рассмотрены некоторые особенности Я-концепции в подро­ст­ковом возрасте, которые важны при анализе личности подростка: фор­миро­вание самосознания, характер самооценки, взаимоотношения с социу­мом. Мы учитывали их при создании программы тренинга личностного роста для стар­ших подростков.


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСО­БЕН­НОСТЕЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ.

 

2.1. База и методы исследования «Я-концепции» у подростков, у подростков, склонных к правонарушениям

 

Экспериментальная работа проводилась на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Зима в марте 2011г. Нами был разработан план эмпирического исследования для выявления особенностей «Я-концепции» у подростков. В исследовании участвовали 7 юношей и 3 девушки в возрасте 13 лет, таким образом, общий объем выборки составил 10 человек.

План эмпирического исследования включал в себя три этапа:

1. Подготовительный (включает в себя подбор методик, определение вы­борки, выбор плана исследования).

Исследование проводилось с помощью тестирования и в качестве материала были использованы следующие методики:

1. Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга».

Данный тест был использован для оценки самоотношения у подростков. Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение.

Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.

Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чув-ством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

Опросник «Шкала самоуважения Розенберга» состоит из десяти  утверждений и предполагает четыре градации ответов:  «полностью  согласен»,  «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями  ответов определяются уровни самоуважения для каждого утверждения. Текстовый материал и ключ к тесту представлен в Приложении 1. Граница между самоуважением и самоунижением находится посередине (20 баллов), ниже - самоунижение, выше - самоуважение.

2. Тест «Потребность в общении» (автор Елисеев О.П.).

Данный тест предназначен для диагностики потребности в общении. Состоит из 33 вопросов, на которые респондентам необходимо было ответить «да» или «нет». Текстовый материал и ключ к тесту представлены в Приложении 2. Чем больше сумма набранных баллов, тем больше потребность в общении.

Результат от 0 до 23 баллов говорит о низкой потребности в общении. Для та­ких лиц характерно не стремится к поддержанию и восстановлению хороших отношений между людьми, отсутствует стремление помогать другим, отсутст­вует способность отказаться от собственных удобств ради других, не любит уча­ствовать в совместных мероприятиях, целью которых является установле­ние хорошего настроения и теплых взаимоотношений.

Результат от 24 до 25 баллов свидетельствует о средней потребности в обще­нии подростка. Для него может быть характерна неопределенность в стремле­нии к поддержанию и восстановлению хороших отношений, сомнение: помо­гать ли другим, он не всегда способен отказаться от собственных удобств ради других, часто отсутствие стремления расширить сферу своего общения.

И, наконец, результат от 26 до 33 баллов свидетельствует о высокой потреб­но­сти в общении. Для таких лиц характерно стремление к поддержанию и вос­ста­новлению хороших отношений и сильные переживания при их разрыве; стрем­ление помогать другим, стремление расширить сферу своего общения.

3. Методика многофакторного исследования личности Р.Кэттелла.

Многофакторный опросник для исследования личности (16PF-опросник) был опубликован Р.Б. Кэттеллом в 1949 году и с тех пор широко используется в пси­ходиагностической практике.

Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые Р.Б. Кэттелл назы­вает конституционными факторами. Изучение динамических факторов – моти­вов, потребностей, интересов, ценностей – требует применения других ме­тодов. В настоящее время различные формы 16PF-опросника являются наибо­лее попу­лярным средством эскпресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особен­ностей человека.

Информация о работе Особенности «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям