Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования: Изучение и анализ состояния «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям.
Объект исследования: «Я-концепция» подростков, склонных к правона-рушениям.
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития «Я-коцепции» в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Развитие «Я-концепции» и факторы, ее определяющие 14
1.3. Особенности «Я-концепции» в подростковом возрасте и их проявления у подростков, склонных к правонарушениям 18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирические исследования выявления особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям. 24
2.1. База и методы исследования «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям 24
2.2. Выявление особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям 25
Вывод по главе 2……………………………………………………………..…..30
Заключение 33
Список использованной литературы 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития «Я-коцепции» в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Развитие «Я-концепции» и факторы, ее определяющие
1.3. Особенности «Я-концепции» в подростковом возрасте и их проявления у подростков, склонных к правонарушениям 18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирические исследования выявления особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям.
2.1. База и методы исследования «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям
2.2. Выявление особенностей «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям 25
Вывод по главе 2……………………………………………………………..…..
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Я-концепция» является высшим продуктом и образованием сознания, самосознания и бессознательного. Р. Бернс [5,23] определял ее как форму самосознания, проявляющуюся в относительно устойчивой, в большей или меньшей степени осознаваемой системе представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими людьми и отношение к себе. «Я–концепция» как совокупность всех представлений о себе включает убеждения, оценки, набор установок, направленных на самого себя и тенденции поведения [5,23]. Самосознание как функциональный механизм «Я-концепции» охватывает различные уровни сознания и выражает систему отношений к себе, к людям, к миру. «Я–концепция» определяет ориентацию человека в меняющихся жизненных обстоятельствах.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосоз-нание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооцени-вания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода явля-ются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.
«Я-концепция», как категория, которая организует активность и переживания человека, реализует мотивационные функции, обеспечивает побуждения, стандарты, планы, правила и сценарии поведения, определяет адекватность реакций на социальные изменения, - способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. «Я-концепция» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной «Я-концепции» в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации.
Проблеме изучения «Я-концепции», а так же исследованием закономерностей ее развития в подростковом возрасте, было уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов: Б.Г. Ананьева, Р.Бернса, И.С. Кона, К.Левина, К. Роджерса, Э. Эриксона, С.А. Рубинштейна.
Актуальность исследования «Я-концепции» несовершеннолетних правонарушителей определяется необходимостью поиска путей и возможностей остановить рост подростковой преступности; уменьшить число несовершеннолетних, совершающих тяжкие преступления.
С подростковой преступностью сопряжены безответственность, недостаточный самоконтроль и неумение анализировать последствия своих поступков. Слабая мотивация к самопознанию и рефлексии приводит к тому, что «Я-концепция» подростков группы риска в недостаточной степени выполняет свои функции. Изучение особенностей самопознания, самооценивания и саморегуляции трудных подростков поможет повысить адаптивный и регулятивный потенциал их «Я-концепции», гармонизировать их личностное развитие.
Поведение человека во многом зависит от его «Я-концепции» - от того, что он думает о себе, о других людях и об окружающей действительности, а также от уровня его самоуважения, степени самопринятия, возможностей саморегуляции. Изучение «Я-концепции» как триединой системы самопознания, самоуважения и саморегуляции, представляется важнейшей задачей, так как дает ключ к более полному пониманию причин отклонений в поведении.
Выявление особенностей «Я-концепции» несовершеннолетних правонаруши-телей даст возможность проводить диагностику отклонений в поведении на ранних стадиях их появления, что позволит перенести акцент в воспитательной работе с коррекции на профилактику.
Современная психология, как зарубежная, так и отечественная, имеет множество подходов к изучению рефлексивных процессов - самосознания и самопознания. Разработаны представления о «Я-концепции» как о сложной, саморегулирующейся системе образов «Я», возникающих в процессе самопознания; о составляющих ее компонентах и рефлексивных единицах, об условиях и уровнях ее развития, и способах ее функционирования и т.д.
В то же время, регулятивные функции «Я-концепции» все еще недостаточно изучены. Требует исследования специфика процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции у несовершеннолетних правонарушителей; необходимо выяснить связь «Я-концепции» с преступным поведением.
Цель исследования: Изучение и анализ состояния «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям.
Объект исследования: «Я-концепция» подростков, склонных к правона-рушениям.
Предмет исследования: Изучение подростков, склонных к правонарушениям.
Гипотеза исследования: «Я-концепция» подростков, склонных к право-нарушениям, имеет свойства и особенности, определяющие их поведение.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ свойств «Я-концепции» подростков, склонных к правонарушениям;
2. Осуществить подбор методов исследования;
3. Изучить «Я-концепции» подростков, склонных к правонарушениям;
4. Проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологическая основа:
При написании курсовой работы и проведении исследования были использованы работы К. Роджерса, У.Джемса, Э. Эриксона, Б.Г. Ананьева, Д. А. Леонтьева, В. В. Столина и других представителей зарубежной и отечественной психологии.
Методики и психотехники исследования:
1. Тест-опросник «Шкала самоутверждения Розенберга»;
2. Тест «Потребность в общении» (Елисеев О.П.);
3. Методика многофакторного исследования личности Кеттела.
Выборка испытуемых состоит из 10 человек, воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей (г. Зима). В исследовании приняли участие 7 юношей и 3 девушки, возраста 13 лет.
Курсовая работа представлена на 35 страницах, содержит 1 таблицу, 1 диа-грамму, 4 приложения; в список использованной литературы входит 26 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии
Понятие «Я-концепции» было введено американским психологом и философом У.Джемсом, в русле гуманистической психологии, в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятие приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов К. Роджерса [20] и Э. Эриксона [26]; интеракционистов Ч.Кули [16], Дж. Мида [18].
В российской психологии проблемой «Я-концепции» и близкой научной направленностью занимались Д. А. Леонтьев [17], В. В. Столин [23] – в русле психологии личности; возрастные психологи И.С. Кон [14] и А. А. Реан [21]; Б.Г. Ананьев [2] в русле онтопсихологии; С. Л. Рубинштейн [22] в направлении деятельностного подхода.
Рассмотрим подробнее некоторые точки зрения и подходы к определению и структуре «Я-концепции» в научных течениях зарубежной психологии.
У. Джемс в рамках гуманистического подхода рассматривает «Я-концепцию» как совокупность установок индивида, направленных на самого себя, эти установки имеют разные модальности [10, 147]:
Реальное «Я» - это установки, связанные с тем как индивид воспринимает свои способности, свои роли, свой актуальный статус, т.е. те установки, которые связаны с представлениями о том какой он на самом деле.
Зеркальное «Я» (социальное «Я») - это установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
Идеальное «Я» - это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.
Социальный психолог Д. Майерс добавляет к этим трем еще одну модальность - это Возможное я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем.
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, личностное «Я» (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяться «Я» сознающее и «Я» как объект (Ме). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт («Я-сознающее»), а другая - содержание этого опыта («Я-как-объект») [10, 149].
По мысли Джемса, «Я-как-объект» - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я». Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, рассматриваемого в концепцию самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я [10, 150].
Далее исследование понятия «Я-концепции» разрабатывалось спихологами – интеракционистами, среди которых были Чарлз Кули и Джордж Мид. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Дж. Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями [16, 59].
В 1912 году Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его «Я-концепцию».
«Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группа, характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, «Я-концепция» формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.
Дж. Мид считал, что становление человеческого «Я» как психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом «Я сознающее» и «Я-как-объект». Далее он предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, падающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человек как и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознание и принятия тех представлений, которые существуют у людей относительно этого человека.
К. Роджерс в своей теории личности одной из центральных категорий считал категорию самости. Она определяется им как «организованный, последовательный, концептуальный гештальт, составленный из характеристик «Я», а также их взаимоотношений с различными аспектами жизни, совместно с ценностями, прикрепленными к этим восприятиям» [20, 540]. Самость (или «Я-концепция») означает концепцию человека о том, что он собой представляет и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.
Описывая развитие «Я-концепции», Роджерс, как и Мид, отмечает значительное влияние социализации на данный процесс. Структура «Я» формируется через взаимодействие с окружающими; «по мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его «Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется» [20, 541]. Восприятие человека характеризуется избира-тельностью: мы пытаемся воспринимать и переживать окружающее в соответствии с особенностями «Я-концепции», которая служит своеобразной системой координат для оценки состояний организма. Переживания, несовместимые с самостью, могут восприниматься как угрожающие и чем больше эта угроза, тем более устойчивой становится структура самости в попытках защитить самое себя. В результате «Я-концепция» становится менее гибкой по отношению к реальностям организма и теряет контакт с его актуальными запросами.
В завершение теоретического анализа исследований по проблемам категории «Я» в рамках различных теоретических направлений зарубежной психологии, можно отметить, что, несмотря на традиционную для данных областей пестроту теоретических взглядов и терминов, ей присущи определенные общие положе-ния. Во-первых, утверждения о существовании различных аспектов (структур-ных компонентов) «Я», отражающих определенные стороны жизни личности («Я-идеальное» и «Я-реальное», «Я-как-объект» и «Я-зеркальное» и т.д.). Данные компоненты «Я» находятся между собой в определенных отношениях. Во-вторых, делается акцент на роли окружающего мира и деятельности лич-ности в этом мире в процессе формирования человеческого «Я».
Информация о работе Особенности «Я-концепции» у подростков, склонных к правонарушениям