Особенности влияния самооценки на развитие личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы: Важность изучения свойств личности подростков определяется тем, что уровень самооценки влияет на развитие общих направлений формирования и социальные установки личности. Быть личностью – это значит - осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Именно поэтому подростку необходимо владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинить его своей воле.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава1. Особенности самооценки подростков
1.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте………………6
1.2. Развитие самооценки в подростковом возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . …..18
Выводы………………………………………………………………………...…29
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация и методы исследования. . . . . . . . . . . . . ……………………..30
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….....31
Выводы. . . . . . . . . . . . ………………………………………………………….
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………
Приложение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности влияния самооценки на развитие личности подрок2.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У подростков уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, прежде всего развитием понятийного мышления[18;с.13].

Высокий уровень развития самосознания подроста, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.

Потребность в самоопределении  побуждает старшего школьника систематизировать  и обобщать свои знания о себе.

Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в  своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить  им: «Как узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от дурных привычек?».[16;с.52]

Несмотря на то, что подростки более ответственно и планомерно, чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в помощи в этом отношении со стороны взрослых.

Роль самооценки в  самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать подростку те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования подросток может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не потому, что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как подросток будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой[31;с.22].

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении  своих умственных способностей и  не только. Подросток готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Подросток будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами[27;с.20].

Образ «Я», который у  юноши ещё только формируется, у  взрослого человека уже сложился в определённую устойчивую структуру. Жизненный опыт позволяет ему реалистически оценивать себя, свои достижения и возможности. Взрослый человек не умеет соизмерять свои притязания с потребностями, его сознание предметно, менее эгоцентрично, нежели подростковое. Функция самопознания теперь отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою исповедальность. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные преувеличением собственной уникальности, не похожести на других, юноше иногда достаточно сказать вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие взрослого человека значительно сложнее, простым разговором их не разрешить. Поэтому его общение с друзьями имеет более предметный характер.[15;с.27]

Все выше сказанное, говорит  о том, что самооценка играет большую  роль в становлении личности человека. Что, несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. У большинства старшеклассников адекватная самооценка, немного склонная к завышению.

Открытие себя как  неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить.

Самооценка представляет собой  центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. [34;с.15]

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.[4;с.45]

В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватно оценивать себя.

Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое «Я» у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.

           В. Кваде, В.П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватно самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку - низкая психологическая устойчивость. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, не критичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной истинностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости, наблюдается более высокий общественный и личный статус[32;с.17].

Подростки с адекватной самооценкой  имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются  крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с  низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие - что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.[15;с.25-26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                        Вывод.

 

Открытие себя как  неповторимой индивидуальной личности неразрывно связано с открытием  социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Подростковая рефлексия включает в себя, с одной стороны осознанием собственного «Я», а с другой стороны – осознание своего положения в мире. Первые обращенные к себе вопросы подросток ставит, не всегда сознавая это. Общие мировоззренческие вопросы ставит подросток, у которого самоанализ становится элементом социально – нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны подростковые жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - это необходимый признак развития личности и целенаправленного самоопределения.

 Подводя итоги,  следует отметить, что уровень самооценки на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, взрослых, которые берут на себя обязанность оказывать поддержку подросткам. Следует учитывать и то обстоятельство, что в подростковом возрасте тип темперамента еще не сформирован до конца, так как на него влияет социальное окружение и социальная среда. В этот период почти все подростки проявляют такие черты темперамента, как неуравновешенность, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. То есть  у них проявляется свойственные холерикам черты, которым присуща завышенная самооценка. 

 Типичными трудностями  данного возраста являются: несформированность  мотивационной основы, способов и приемов самопознания и саморазвития; неадекватные самооценки, порождающие неуверенность или самоуверенность, что обуславливает сложности в постановке жизненных целей, нежелание заниматься самовоспитанием.

 

 

 

Список литературы

 

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Владосс-пресс,  2001 год-с.23, 28.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, Спб 1999 год-с.28.

3. В.М. Алфинов. В.И.  Гребников. «Генные основы темперамента  и личности» //«Вопросы психологии». № 2, 2000-с.20.

4.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1996 год-с.45.

5. Божович Л.И., Славина  Л.С. Психическое развитие школьника  и его воспитание. М.: Владос-Пресс, 1999 год-с.12.

6. Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. М.: Владос, 1999 год-с.25.

7. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В. Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.О. Михальчик, М.: «Феникс», 1994 год-с.25.

8. Выготский Л.С. Педология  подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в  6 т. Т.4.,1993 год-с.54.

9.Выготский Л. И.  Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Владос, 1998 год-с.34.

10. Гинзбург М.Р. Психологическое  содержание личностного самоопределения  // Вопросы психологии, 1994 год, №3-с.11.

11. Дубровина И.В., Круглов  Б.С. Психологические аспекты  формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. //  Ценностные ориентации и интересы школьников.,1993 год-с.15.

12. Дубровина И.В. Школьная  психологическая служба. М.: «Феникс» 1991 год-с.18.

13. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: «Феникс» 2000 год-с.45.

14. О.Е. Галева. «Влияние  социальных условий на структуру  темперамента» // «Вопросы психологии».  № 4, 2000-с.16.

15.Кваде В., Трусов В.П.  «Адекватность самооценки». М., 1980

16. Кон И.С.  Открытие  “Я”. М.: Педагогическое общество  России, 1998 год-с.32.

17.  Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Владос, 1999 год-с.18.

18. Кон И.С. Психология  старшеклассника.- М.: Владос, 1992 год-с.13.

19. Кон И.С. Какими они себя видят? М.: Владос, 1995 год-с.18.

20.Кваде В., Трусов В.  Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 1990 №3-с.30.

21. Круглов Б.С. Роль  ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М..1993 №9-с.25.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогическое общество России, 1995 год-с.32.

23. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Владос, 1996 год-с.32.

24. Личко А.Е. Подростковая  психиатрия. Спб: Гайдарики , 1999 год-с.23.

25. Маралов В.Г. Основы  самопознания и саморазвития.// Вопросы психологии,  № 2 2002 год-с.19.

26. Мудрик А.В. Современный  старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Владос, 1995 год-с.30.

27. Мудрик А.В. Время  поисков и решений. М.: Владос, 1990 год-с.20.

28. Мудрик А.В. В поисках  своего “Я” // Семья и школа.1998.№10-с.56.

29.Мухина В. С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Владос, 1997 год-с.48

30.Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших  учебных заведений: в 3-х кн., кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1997 год-с.35.

31. Б.Б. Носов. «Личность:  актуальные проблемы системного  подхода» // «Вопросы психологии». № 6 1997-с.22.

32.Общая психология (курс  лекций). Свойства темперамента по Павлову. Составитель Е.И.Рогов. М.,1995 год-с.17.

33. «Практикум по возрастной  и педагогической психологии»,  под редакцией А.Ш Щербакова, М., 2001 год-с.26.

34. Прихожан А.М.  К  анализу генезиса самосознания  в подростковом и раннем юношеском  возрасте // Воспитание, обучение и  психическое развитие. М.,1994 год -с.15.

35.Фельдштейн Д.И.  Психологические   особенности  развития  личности  в подростковом   возрасте. М.: Педагогическое общество России,  1995 год- с.6 

 

 

Заключение

Подростковый возраст – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов, необходимостью которого диктуется усложнением жизни, высокими требованиями, которые предъявляет общество к уровню образования и личной зрелости. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, молодые люди 15-17 лет могут оказываться в совершенно различных социальных ситуациях развития. Процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются.  

Информация о работе Особенности влияния самооценки на развитие личности подростка