Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:01, курсовая работа
Актуальность проблемы: Важность изучения свойств личности подростков определяется тем, что уровень самооценки влияет на развитие общих направлений формирования и социальные установки личности. Быть личностью – это значит - осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Именно поэтому подростку необходимо владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинить его своей воле.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава1. Особенности самооценки подростков
1.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте………………6
1.2. Развитие самооценки в подростковом возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . …..18
Выводы………………………………………………………………………...…29
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация и методы исследования. . . . . . . . . . . . . ……………………..30
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….....31
Выводы. . . . . . . . . . . . ………………………………………………………….
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………
Приложение……………………………………………………………………
Подростковому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего, надо отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшается.
У подростка при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнении позволяют успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения. Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода подового созревания. Это перестает быть тем новым и неожиданным, во многом пугающим и смущающим. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы вес больше увеличиваются[16;с.32].
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для подросткового периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.
Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первое место ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает, что внешность можно улучшить с помощью косметики, прически, занятий спортом, скрыть недостатки. Но при этом в человеке остается его внутреннее содержание. Подросток начинает ценить не только внешность, но и внутреннее содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать других по пословице: «По одежке встречают, по уму провожают».
Для ранней юности характерна
устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась
и старший подросток остался в школе, он
тем самым отсрочил на два года выход во
взрослую жизнь и, как правило, сам выбор
дальнейшего нуги. В этот относительно
короткий срок необходимо создать жизненный
план — решить вопросы, кем быть (профессиональное
самоопределение) и каким быть (личностное
или моральное самоопределение). Жизненный
план — не тоже самое, что подростковые
туманные мечты о будущем. Когда планы
сводятся к намерению учиться, заниматься
в будущем интересной работой, иметь верных
друзей и много путешествовать, это еще
нельзя назвать жизненной перспективой.
Подросток должен не просто представлять
себе
свое будущее в общих чертах, а осознавать
способы достижения поставленных жизненных
целей. В выпускном классе дети сосредоточиваются
на профессиональном самоопределении.
Оно предполагает самоограничение, отказ
от подростковых фантазий, в которых ребенок
мог стать представителем любой, самой
привлекательной профессии. Подростку
приходится ориентироваться в различных
профессиях, что совсем не просто, поскольку
в основе отношения к профессиям лежит
не свой собственный, а чужой опыт — сведения,
полученные от родителей, друзей, знакомых,
из телепередач и т.д. Этот опыт обычно
абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком.
Кроме того, нужно верно оценить свои объективные
возможности — уровень учебной подготовки,
здоровье, материальные условия семьи
и, главное, свои способности и склонности.
На что ориентируются старшеклассники
при выборе профессии? В 80-е годы для них
наиболее значимыми были три фактора;
престижность профессии (ее социальная
ценность), качества личности, присущие
представителям этой профессии, и принципы,
нормы отношений, характерные для данного
профессионального круга. Сейчас, видимо,
одним из наиболее важных факторов становится
материальный — возможность много зарабатывать
в будущем. То, насколько престижной окажется
вы бранная профессия или вуз, в который
ребенок собирается поступать, зависит
от его уровня притязаний. Существует
четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении
старших классов: чем ближе школьный выпуск,
тем чаще пересмотры своих жизненных планов,
ниже уровень притязаний. Это может быть
следствием разумного отказа от напрасных
надежд, но может быть и проявлением малодушия,
страха перед решительным шагом. Самоопределение,
как профессиональное, так и личностное,
становится центральным новообразованием
ранней юности. Это новая внутренняя позиция,
включающая осознание себя как члена общества,
принятие своего места в нем. Самоопределение
связано с новым восприятием времени —
соотнесением прошлого и будущего, восприятием
настоящего с точки зрения будущего. В
детстве время осознанно не воспринималось
и не переживалось, теперь осознается
временная перспектива: «Я» охватывает
принадлежащее ему прошлое и устремляется
в будущее. Но восприятие времени противоречиво.
Чувство необратимости времени часто
сочетается с представлениями о том, что
время остановилось. Подросток чувствует
себя то очень молодым, даже совсем маленьким,
то, наоборот, совсем старым и все испытавшим.
Лишь постепенно устанавливается связь
между «мной как ребенком» и «тем взрослым,
которым я стану», преемственность настоящего
и будущего, что важно для личностного
развития[5;с.12].
Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше. Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. По американским данным, подростки 12-13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрицательно, их самоуважение несколько снижается. После 15 лет самоуважение снова возрастает, не только компенсируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников. В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников — она относительно устойчива, высока, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Все это, безусловно, связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения[14;с.16].
В 11, выпускном классе ситуация становится
более напряженной. Жизненный выбор, который
в прошлом году был достаточно абстрактным,
становится реальностью. Часть подростков
и сейчас сохраняет «оптимистичную» самооценку.
Она не слишком высока, в ней гармонично
соотносятся желания, притязания и оценка
собственных возможностей. У других десятиклассников
самооценка высока и глобальна — охватывает
все стороны жизни; смешивается желаемое
и реально достижимое. Еще одна группа
детей отличается, напротив, неуверенностью
в себе, переживанием того разрыва между
притязаниями и возможностями, который
ими ясно осознается. Их самооценка низка,
конфликтна. В этой группе много девочек.
В связи с изменениями в самооценке в 11
классе повышается тревожность. Рассматривая
тенденции в развитии самооценки в старших
классах, отметим, что самооценка конкретного
ученика зависит не только от общей ситуации,
но и от индивидуальных ценностных ориентаций,
определяющих оценочный компонент «Я-концепции».
Допустим, мальчик считает себя талантливым
физиком и планы на будущее для него ясны.
Но, несмотря на профессиональное самоопределение,
его самоуважение невысоко, поскольку
основывается не только на интеллектуальных
качествах — для него важны и общительность,
умение поддерживать дружеские отношения,
которыми он не обладает[13;с.45].
Несмотря на некоторые
колебания в уровнях самооценки
и тревожности и разнообразие
вариантов личностного
Благодаря этому
нравственная саморегуляция становится
более полной и осмысленной. Самоопределение,
стабилизация личности в ранней юности
связаны с выработкой мировоззрения. Подроски
пишут: «Трудный возраст (т.е. подростковый)
обозначает, скорее, период физических
перемен, тогда как кризис юности означает
ряд моральных или философских проблем».
«В трудном возрасте ты еще ребенок, который
капризничает и хочет показа»[8;с.54].
Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накопление и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Подросток, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о подростковом максимализме. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру подростковых позиций[6;с.23].
Еще один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Подростки, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению[там же].
Подросток прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное[11;с.15].
Подросток сам решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Особенно высокие требования
учащиеся предъявляют к моральным,
нравственным качествам одноклассников[9;с.
В самооценке подростки проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя «вспыльчивость», «грубость», «эгоизм». Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогу в беде», то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко дастся учеба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант, даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться[22;с.32].
Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определенной ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки[26;с.30].
Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным
признаком подросткового
В подростковом возрасте
у молодых людей активно
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.[1;с.23]
Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я-концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.
Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.
Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих[2;с.28].
В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я-концепции[4;с.38].
Поведение родителей.
Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я-концепции. Это объясняется следующими причинами:
во-первых, основы Я-концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.
Информация о работе Особенности влияния самооценки на развитие личности подростка