Особенности влияния самооценки на развитие личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы: Важность изучения свойств личности подростков определяется тем, что уровень самооценки влияет на развитие общих направлений формирования и социальные установки личности. Быть личностью – это значит - осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Именно поэтому подростку необходимо владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинить его своей воле.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава1. Особенности самооценки подростков
1.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте………………6
1.2. Развитие самооценки в подростковом возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . …..18
Выводы………………………………………………………………………...…29
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация и методы исследования. . . . . . . . . . . . . ……………………..30
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….....31
Выводы. . . . . . . . . . . . ………………………………………………………….
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………
Приложение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности влияния самооценки на развитие личности подрок2.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Особенности влияния  самооценки на развитие личности подростка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава1. Особенности самооценки подростков

1.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте………………6            1.2. Развитие самооценки в подростковом возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . …..18

Выводы………………………………………………………………………...…29

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация и методы исследования. . . . . . . . . . . . . ……………………..30

2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….....31

Выводы. . . . . . . . . . . . ………………………………………………………….

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  …………

Приложение……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность проблемы: Важность изучения свойств личности подростков определяется тем, что уровень самооценки влияет на развитие общих направлений формирования и социальные установки личности. Быть личностью – это значит - осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Именно поэтому подростку необходимо владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинить его своей воле.

Возможность быть личностью  целеустремленной, самоорганизующийся, самосовершенствующейся и адекватно обладающей чувством «Я», формируется и закрепляется в подростковом возрасте. В этот период развивается самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания, формируется «Я» – концепция, происходит осваивание полоролевого поведения, подросток стремится иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. Все это является предпосылками становления личности, которая будет повышать культурный уровень, преобразовывать, совершенствовать общество, в котором живет.

Подростковый период – это время завершения детства  и начало длительного периода  перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются подростком,  у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. На развитие в период отрочества существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками, взрослыми. У него формируются чувства собственного достоинства и уверенность в себе, развиваются умения ставить перед собой цели и владеть собой.

Над проблемой   влияния самооценки на развитие личности подростка работали такие ученые как Р. Бернс, В.М. Русалов, Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынина,  И.С. Кон,  Я.П. Коломинский, С.Л. Рубинштейн,  В. Кваде, В.П. Трусов, А.А. Реан, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Л.И. Божович.

Актуальность проблемы влияния самооценки на развитие личности подростка обусловлена ее недостаточной  разработкой как отечественных, так и зарубежных психологов.

Большой вклад в разработку данной проблемы внес выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн. Он выделил ряд ступеней развития самосознания подростков-от наивного неведения в отношении себя, ко все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

А.В. Петровский же считал, что именно в подростковом возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Не менее значимой  является позиция И.С. Кона о том, что на первое место у подростка  ставятся умственные способности, а так же знания, умения и навыки. Подросток начинает ценить не только внешность человека, но и его внутреннее содержание.

Известный отечественный психолог Н.Ф. Добрынина утверждала, что развитие подростка должно происходить в условиях коллектива.

Л.И. Божович утверждала, что к началу подросткового возраста в общем психическом развитии появляются новые более широкие  интересы, личные увлечения, стремление занять «взрослую» позицию.

В. Кваде и В.П. Трусов представили данные об индикаторах  различных типов самооценки полростков.

Зарубежный психолог Р. Бернс считал, что в подростковом возрасте формируется адекватность самооценки.

 Однако остались не изученными многие вопросы.  В частности как же именно влияет самооценка на развитие личности?  В каких условиях возможно гармоничное развитие личности? От чего зависит уровень самооценки?

Цель исследования: выявить взаимосвязь между показателями уровня уверенности и личностными особенностями подростков.

         Объект исследования: самооценка подростков.

         Предмет исследования: влияние самооценки на личностные особенности подростков.

Гипотеза: мы предположим, что адекватный уровень самооценки способствует развитию личности, а низкий уровень самооценки, напротив, ведет к снижению развития личности.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ научно-психологической литературы по теме исследования.
  2. Обобщить основные подходы к пониманию проблемы влияния самооценки на развитие личности  подростка.
  3. Изучить особенности развития самооценки у старшеклассников.
  4. Определить личностные особенности подростков.
  5. Выявить взаимосвязь между уровнем самооценки и личностными особенностями подростков в ходе экспериментального исследования.
  6. Предложить конкретные рекомендации родителям в помощь в воспитании подростков в семье.

Экспериментальная база: Прибельская средняя общеобразовательная  школа, количество испытуемых 25 человек, возраст испытуемых 15-17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  самооценки подростков.

 

    1. Особенности развития личности в подростковом возрасте.

 

           При различных подходах к определению личности и особенностей ее развития, разрабатываемых в современной психологической науке,  наиболее эвристическая формулировка была дана А.Н. Леонтьевым, показавшим, что личность представляет особое  системное и поэтому «сверхчувственное» качество, приобретаемое индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью, развиваясь как личность. Как показывают полученные в процессе опытно-экспериментальной   работы данные,  социальное развитие  не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но, главное, на всех межвозрастных переходах (то есть переломных моментах процесса психического развития) исходным является новый уровень социальной зрелости растущего человека, который и определяет возможности перехода на каждую следующую ступень онтогенеза [30;с.35].

           Иными словами,   в подростковом   возрасте происходит развитие личности ребенка через социальные отношения, деятельность. Социальное развитие подростка  опережает интеллектуальное и даже предшествует ему, то есть особое значение в данном возрасте приобретает процесс вхождения ребенка в «мир взрослых». Именно поэтому подростку порой важнее мнение сверстников, чем свое собственное мнение.  

         Данная закономерность не соответствует положению Ж. Пиаже, утвердившему, что развитие интеллектуальной зрелости является стартом для социальной зрелости. Понимание, осознание себя членом общества находит выражение в позиции, условно названной нами «я в обществе», а определенный уровень освоения отношений общества кумилируется в позиции «я и общество.(там же)

         Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.

        Так на первой стадии подросткового  возраста (в 10-11 лет) ребенка характеризует  весьма своеобразное отношение  к себе (принятие себя).

        На второй стадии подросткового  периода это приводит к формированию взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен», то есть на уровне осознания своей приобщенности к обществу в реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющую серьезную социальную роль. Одним из проявлений социально развитой личности являются идеалы, становящиеся не только образцом для подростка, но  и своеобразным критерием самооценки, регулятором личностного развития.

          Третья стадия отличается преобладанием  обобщенного идеала. 14-15-летние дети  хотят быть похожими на известных литературных героев, революционеров, героев Великой Отечественной войны, героев наших дней ( космонавтов, ученых, путешественников, спортсменов)[35;с.6].

          Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности. Показательно, что по мере взросления подростка наблюдается рост коллективистской и  индивидуально-общественной мотиваций деятельности при спаде групповой мотивации.

      На первой стадии подросткового периода у детей 10—11 лет мотивировка поступков и деятельности носит воспроизводящий характер. Младшие подростки предпочитают оценку со стороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результаты деятельности детей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростков поверхностный и ситуативный характер. Дети еще не умеют устанавливать связи между своими поступками и личностными качествами, хотя уже в 11 лет у них начинает складываться способность к самоанализу, развивается довольно критическое отношение к себе; наблюдается ситуативный интерес к внутреннему миру, как своему собственному, так и окружающих подростка людей.

      На второй стадии этого возраста резко усиливается отношение детей к своей личности. Подростки с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой.   Мотивировка поступка становится  дифференцированной.

       На  третьей стадии в развитии  подростков определяющее значение  имеет саморегуляция поведения  как составная часть самовоспитания, а мотивировка поступков служит  в этом случае регулятором поведения и деятельности личности[там же].

Особенно зримо прослеживаются изменения в мотивах общественно  полезной деятельности подростков. Если у младших подростков преобладают  мотивы эмоционального отношения («я хочу заниматься общественно полезной работой, потому что это доставляет мне удовольствие»), то у детей 14—15 лет развиваются и начинают доминировать моральные мотивы, такие, как социальная взаимопомощь, ответственность перед коллективом, удовлетворенность от приносимой людям пользы.

На первой cтадии подросткового возраста 10—11-летний ребенок глобально положительно относится ко всем видам общественно полезной деятельности, что порой связывается с конформностью младшего подростка. Выявлено, однако, что в числе факторов, определяющих отношение подростка, преобладающее значение имеет желание быть со всеми, но не подавляя свою личность, а проявляя себя в общественно важном деле. Постепенно отношение к общественно полезной деятельности дифференцируется, и к 15 годам оно приобретает индивидуальный характер (к тем видам, общественная значимость которых очевидна,— активно положительное, к другим более пассивное)[1;с.28].

      Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что подростковый возраст представляет собой сложный этап развития личности. По мере взросления подросток начинает по-другому  видеть себя в обществе, воспринимать общество, меняются и его мотивы. Особое значение в развитии личности подростка приобретают мотивы деятельности и поведения. У подростка начинают преобладать коллективистские и индивидуально-общественные мотивы,  а групповые же  идут на спад. Именно поэтому в младшем подростковом возрасте особое значение для ребенка имеет оценка  их деятельности родителями. Затем для подростка становится более значимым отношение коллектива к своей личности,  признание сверстниками. Взрослея ребенку становится присуща саморегуляция поведения, мотивировка поступков.

         Иными  словами, каждый возрастной этап развития личности подростка сопровождается существенными изменениями. Взрослея личность подростка приобретает все те наборы качеств и свойств, которые становятся так необходимыми в процессе становления и развития человека.

 

     Развитие «Я» - концепции в подростковый период.

 

Особенностью подросткового  возраста является изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хота иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить вслед за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос о представлении, о себе в этом возрасте[3;с.20].

Информация о работе Особенности влияния самооценки на развитие личности подростка