Особенности психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:36, доклад

Краткое описание

Первой причиной того почему необходимо выделить психологию в системе наук это является то, что она изучает самое сложное что только известно человечеству – это психика. Психика является «высокоорганизованной материей» и если применить это понятие к человеку, то можно к нему добавить и слово «самая». Человеческий мозг является самой высокой организованной материей, которая только известна человечеству.

Файлы: 1 файл

педагогика ответы на билеты.docx

— 363.33 Кб (Скачать)

Менталитет есть совокупность базовых и достаточно стабильных психологических ориентиров, традиций, привычек, жизненных установок, моделей поведения, мнений и интериоризированных знаний, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данному обществу, группе, нации.

Ожидания отражают степень обязательности, необходимости для членов группы, общества предписываемой модели поведения, отношений, без которых группа не может функционировать.

Наибольшее значение для регуляции социального поведения имеют сформированные социальные установки данного индивида (аттитюды), то есть сформировавшаяся прижизненно предрасположенность реагировать, оценивать и действовать стереотипным образом относительно данного социального объекта, явления. Активизация социальных установок включают ряд фаз: когнитивную, то есть восприятие и осознание объекта (цель);эмоциональную, то есть эмоциональную оценку объекта (настроенность и внутренняя мобилизованность); и, наконец, поведенческую, то есть готовность осуществить ряд действий по отношению к объекту (поведенческая готовность).

 

Активность личности и ее движущие силы

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности,мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях.

 

Потребности,их происхождение, виды, иерархия

Потребность — это испытываемая, переживаемая личностью нужда в каких-либо условиях для существования и развития. В общепсихологическом контексте вместо слова «личность» можно использовать термин «организм», ибо потребности есть и у животных. Традиционно потребности делят по происхождению на естественные, т.е. организменные, — в пище, питье, температурном режиме, сне, существе противоположного пола и др., и культурные, имеющие общественно-историческое происхождение, — познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность, потребность в труде, в достижениях. 

·  Органические - связанные с развитием личности и ее самосохранением. Они включают в себя большое количество нужд, таких как кислород, вода, пища. Эти потребности присутствуют не только у людей, но и у животных.

·  Материальные - предполагают использование продукции созданной людьми. К этой категории относится жилье, одежда, транспорт, то есть все, что необходимо человеку для быта, работы, отдыха.

·  Социальные. Этот вид людских потребностей связан с жизненной позицией, авторитетом и потребностью человека в общении. Индивидуум существует в социуме и зависит от окружающих его людей. Это общение разнообразит жизнь и делает ее более безопасной.

·  Творческие. Этот вид потребности человека представляет собой удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Есть множество людей в мире, которые живут творчеством, если запретить им творить они зачахнут, их жизнь потеряет всякий смысл.

·  Нравственное и психическое развитие. Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности. Человек стремится стать высоконравственным и морально ответственным. Часто это способствует его приобщению к религии. Психологическое развитие и нравственное совершенствование становятся доминантой для личности достигшей высокого уровня развития. 

Мотивы, виды и функции

Мотив - это французское слово, произошедшее от лат. moveo - дословно означает “двигаю”.Мотивы – объект удовлетворения потребности выраженный в форме чувствительности. Мотив – побуждение к действию связанное с удовлетворением потребности.

Виды мотивов и их характеристика

  1. Внешние - возникают на основе внешних составляющих, к примеру, увидев у другого человека желаемую вещь, возникает желание заработать деньги и также приобрести ее.

  1. Внутренние - возникают внутри самого человека, это может быть желание сменить обстановку, создать собственное дело и т.д.

  1. Положительные - крепятся на положительных утверждениях, например, "буду много работать, получу много денег" и т.д.

  1. Отрицательные - основаны на факторах, которые отталкивают человека от свершения ошибки, например "если просплю, опоздаю" и т.д.

  1. Устойчивые - направлены на удовлетворение первоначальных нужд.

  1. Неустойчивые - требуют постоянного подкрепления.

Можно выделить следующие виды мотивов в психологии - мотив самоутверждения, идентификации (стремление быть похожим на кумира), власти, процессуальные (желание заниматься любимой деятельностью), саморазвития, достижения, просоциальные (ответственность перед обществом), аффилиации (поддержание хороших взаимоотношений с другими людьми).

  1. Осознанные и неосознанные

В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

- побуждающую  функцию, которая характеризует  энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает  активность человека, его поведение  и деятельность;

- направляющую  функцию, которая отражает направленность  энергии мотива на определенный  объект, т. е. выбор и осуществление  определенной линии поведения, поскольку  личность всегда стремится к  достижению конкретных целей. Направляющая  функция тесно связана с устойчивостью  мотива;

- регулирующую  функцию, суть которой состоит  в том, что мотив предопределяет  характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит  реализация в поведении и деятельности  человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции  всегда связана с иерархией  мотивов. Регуляция состоит в  том, какие мотивы оказываются  наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают  поведение личности.

Мотивация и ее генезис

Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Им в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: а) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т. д.); б) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Процесс мотивации развертывается через несколько последовательных фаз:

1 фаза - актуализация  потребности (возрастание эмоциональной  напряженности, желание что-либо  сделать, стремление к активности, носящее направленный характер);

2 фаза –  поисковая (поиск предмета, который  мог быудовлетворить потребность, трансформация потребности в мотив);

3 фаза –  инструментальная (субъект совершает  некоторые конкретные действия, направленные на достижение цели, что в конечном итоге предполагает  удовлетворение потребности);

4 фаза –  завершающая (момент удовлетворения  потребности снижение эмоционального  напряжения и общая релаксация (расслабление)).

Теории мотивации

Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.

Теория мотивации потребностей Маслоу


Концепция иерархии потребностей Маслоу включает следующие основные идеи и предпосылки мотивации:

  • человек постоянно ощущает какие-то потребности;

  • человек испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определенные группы;

  • группы потребностей иерархически расположены по отношению друг к другу;

  • потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

  • если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность;

  • обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, комплексно взаимодействующих между собой;

  • потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения; потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня;

  • потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В книге «К психологии Бытия» Маслоу позже добавил список высших потребностей, которые он обозначил как

Теория ERG Альдерфера


Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер в своей теории исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Но считает, что существует три группы потребностей: 1) потребности существования, 2) потребности связи, 3) потребности роста.

Группы потребностей в данной теории достаточно четко соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.

Потребности существования как бы включают две группы потребностей пирамиды Маслоу — потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи явно корреспондируете группой потребностей принадлежности и причастности.

Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию, и т.п. Эти три группы потребностей, также как и в концепции Маслоу, иерархичны. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие: если Маслоу считает, что происходит движение от потребности к потребности в основном снизу вверх — от низших потребностей к высшим, то, по Альдерферу, движение происходит в обе стороны — вверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если неудовлетворена потребность более высокого уровня; при этом в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда


Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда определяет мотивацию человека к деятельности и связана с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. По мнению Мак-Клелланда, потребности низших уровней (витальные) в современном мире, как правило, уже удовлетворены, поэтому следует уделять внимание удовлетворению высших потребностей человека. Эти потребности, если они достаточно четко проявляются у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом Мак-Клелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше. Человек с высоким уровнем потребности достижения предпочитает самостоятельно ставить перед собой цель и обычно выбирает умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего он может достичь и что он может сделать. Таким людям нравится принимать решения и отвечать за них, они одержимы теми задачами, которые решают, и берут на себя персональную ответственность.

На основе проведенных исследований Мак-Клелланд пришел к выводу, что данная потребность может характеризовать не только отдельных людей, но и отдельные общества. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют развитую экономику. Наоборот, в обществах, характеризуемых слабой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, получить одобрение и поддержку окружающих, обеспокоены тем, что о них думают другие. Для них очень важен тог факт, что они нужны кому-то.

Потребность властвовать так же, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия других, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за их действия и поведение. Потребность властвовать имеет два полюса: во-первых, стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех, во-вторых, стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.

Информация о работе Особенности психологии как науки